Тема: « Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении»((9 класс).
Цель урока: закрепление знаний о структуре сложного бессоюзного предложения и формирование навыков употребления знаков препинания.
Задачи:
- обучающие:
- формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
- формирование навыков анализа текста;
- формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
-развивающие:
- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
- закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
- развитие пунктуационной зоркости.
-воспитательные:
- воспитание любви к чтению;
- развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний.
1.Организация начала занятий.
2.Подготовка к основному этапу занятий.
3.Закрепление знаний и способов действий.
1. Устный опрос.
2. Тренинг по пунктуации.
-Применение теоретических знаний на практике. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.
Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Не спится, няня _ здесь так душно.
Служить бы рад _ прислуживаться тошно.
Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.
Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.
Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.
Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.
Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.
Настанет утро _ двинемся в путь.
Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.
3. Задание уч-ся.Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.
1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.
2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от
двадцатипятилетнего человека.
3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.
4. Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:
1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.
5. Обобщение и систематизация знаний.
1.Комплексный анализ текста.
-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.
« Пол_жи своё сердце у чтения ».
1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!
5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.
-«Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?
-Подберите синоним к слову страсти.
-Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.
-Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.
-Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.
-Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.
-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.
-Какова стилистическая принадлежность текста?
-Сколько микротем в этом тексте?
-Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.
-Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему?
-Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?
5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
6.Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.
-
| Оценка |
1.Знание теоретического материала | |
2.Умение определять смысловые отношения в БСП | |
3.Умение конструировать БСП | |
4.Умение находить БСП в тексте | |
5.Умение решать нестандартные лингвис- тические задачи | |
Рефлексия.
Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднение? Над чем надо ещё поработать?Кто владеет всеми умениями на высоком уровне? На среднем? На низком?
Вам ясно, над чем надо поработать дома? Подберите самостоятельно дидактический материал по теме: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, отрефлексируйте способы действия, которые у вас недостаточно хорошо отработаны.