Тема: Урок-коктейль. Повторение БСП
Тип: Урок повторения
Цели: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Бессоюзное сложное предложение»;
2) уметь устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения, уметь правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения, отработать навык распознавать БСП, активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность, умение работать с тестовыми заданиями, развивать память, внимание, логическое мышление;
3) привитие интереса к урокам русского языка
Методы: частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный
Межпредметная связь: казахский язык
Оборудование: схемы, таблица, схемы, электронный учебник
План урока
I Орг. момент. Знакомство с эпиграфом к уроку. (1 мин)
II . Словарная работа ( 3 мин)
III Урок – коктейль ( 25 – 30 мин)
1. Графический диктант
2. «Мозговой штурм». Подумай и вспомни! (Синтаксис, сложное предложение, ССП,СПП, БСП- кластер).
3. Синтаксическая пятиминутка.
4. Схематический диктант «Кто быстрее?»
5. Минутка отдыха. Электронный учебник.
6. Тест «Проверь себя!»
IV Домашнее задание (1 мин) § 14 упр 128
V Итог урока (1 мин)
Ход урока
I Орг. момент. Знакомство с эпиграфом к уроку.
Приветствие. Комментированная запись даты, темы урока. Сообщение цели и мотивации изучения новой темы. Знакомство с эпиграфом.
Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами.
Д.С.Лихачёв
Выявление основной мысли эпиграфа. Высказывания учеников. У нас сегодня необычный урок , называется он «Урок-коктейль». На уроке мы с вами попробуем создать коктейль из разных компонентов, то есть закрепим наши знания по теме «Бессоюзное сложное предложение». Пред нами будут двери, которые нам необходимо открыть.
II Словарная работа. Цель: обогатить словарный запас учащихся, познакомить с лексическим значением новых слов.
Коктейль-напиток, созданный на основе молока, с добавлением фруктов, сока Ингредиент – компонент какого-либо блюда или напитка .
Вывод: составление предложений с новыми словами.
III Урок – коктейль. Цель: обобщить знания учащихся по пройденным темам «ССП», «СПП », «БСП», «Знаки препинания в БСП».
1. Графический диктант.
1. Синтаксис – это наука о языке, которая изучает звуки речи.
2. Предложения по наличию грамм. основ могут быть простыми и сложными.
3. Сложные предложения делятся на ССП, СПП и БСП.
4. ССП состоит из главного и придаточного.
5. Сочинительных союзов три: соединительные, противительные и разделительные.
6. Подчинительные союзы входят в состав главного.
7. В БСП части соединяются только по смыслу и интонации, без помощи союзов и союзных слов.
8. Смысловая связь м/у простыми предложениями в составе БСП выражается интонацией.
9. СПП состоят только из придаточных предложений.
10. СПП состоит из двух или более неравноправных частей: главного предложения и придаточного предложения.
2. «Мозговая атака». Подумай и вспомни! Вопросы по пройденным темам. (Синтаксис, сложное предложение, ССП,СПП, БСП- кластер).
3. Синтаксическая пятиминутка. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Начертить схемы предложении.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и прочувствовал.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Есть книги, которые переходят от поколения к поколению.
4. Схематический диктант «Кто быстрее?». Постановка знаков препинаний в БСП.
Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. (БСП)
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (причина)
Лето припасает - зима поедает (противопоставление - а)
Поспешишь - людей насмешишь (условие)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова (быстрая смена событий)
Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (пояснение)
За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал (БСП,)
Однако пора спать: уже без четверти шесть (причина)
Приходит весна: всё вокруг оживает (1 П. указывает на время)
Надо понять главное: без посторонней помощи нам не обойтись (2 П. дополняет смысл 1 П)
5. Минутка отдыха. Электронный учебник 9 класса. Чтение текста «Культура народов Казахстана». Анализ, выявление основной мысли текста. Запись слов Н.Назарбаева. «Каждая народная группа вправе беречь свой язык, культуру, свои традиции», - сказал на Ассамблее народов президент страны Н.Назарбаев.
6. Тест «Проверь себя!». Найдите соответствия между схемой и предложением:
1) [ ], но [ ].
2) [ ] - [ ].
3) [ ]: [ ].
4) (Если …), [ ].
5) [ …тогда], (когда …).
Д) Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
В) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
Г) Солнце светит, но с гор дует холодный ветер.
А) Если правильно выберешь профессию, работаешь с удовольствием. .
Б) Не спеши языком – торопись делом.
Соответствия
• 1 Г
• 2 Б
• 3 В
• 4. А
• 5 Д
IV Домашнее задание (1 мин) § 14 упр 128
V Итог урока (1 мин)