-
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели урока:
- образовательная: повторение и закрепление знании учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение»;
- развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию сложноподчиненных предложений, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;
- воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.
-
Тип урока: урок-повторение.
Методы: словесный, практический.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, слайды.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие.
Постановка цели урока.
П. Вступительная беседа
Обращаюсь к эпиграфу - словам Л.П.Толстого: «Можно с уверенностью ска-зать, что человек, говорящий на хорошем, на чистом хорошем богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».
Для того, чтобы наша речь была хорошей, выразительной, богатой, мы должны уметь правильно строить предложения. В связи с этим мы сегодня на уроке будем повторять тему «Сложноподчиненные предложения».
III. Лингвистическая разминка
Учитель задает вопросы, ответы появляются на интерактивной лоске постепенно по ходу ответа.
1. Что такое фонетика? Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, буквы, слоги и ударение.2.Что такое лексика'' Лексика — это раздел науки о языке, в котором изучается значение слова и употребление слов.
3.Что такое морфология? Морфология -это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
4.Что такое синтаксис? Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение,
IV. Построение схемы
Сегодня мы остановимся на синтаксисе.
А начнем повторения с того что нарисуем дом и назовем его «Предложение».
На интерактивной доске поэтапно возникают этажи дома в соответствии с вопросом учителя.
- Что будет фундаментом нашего дома? Простое предложение.
- Какие предложения называются простыми? Они имеют одну граммати-ческую основу.
- Составим простое предложение? Наступила золотая осень.
- Какие предложения называются сложносочиненными? Части равно-правны по смыслу, соединены сочинительными союзами.
- Виды сложносочиненных предложений? Сложносочиненные предло-жения соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами, сложносочиненные предложения
с разделительными союзами. - Какие предложения называются бессоюзными? Части предложения связаны интонационно.
- Знаки препинания в бессоюзных предложениях? Запятая, тире, двоеточие(объяснение постановки каждого знака).
- Какие предложения называются сложноподчиненными? Они состоят из независимой части и нескольких подчиненных частей (придаточной части).
- Сколько видов сложно подчиненных предложений вы знаете? Три вида: изъявительные, определительные, обстоятельственные.
-
10.Что называется сложным синтаксическим целым? Группа самосто-ятельных предложении, которые тесно связаны друг с другом по смыслу.
V. Конструирование предложений
Составьте и запишете сложноподчиненные предложения, подобрав к главной части подходящее по смыслу придаточную часть.
Главная часть
Придаточная часть
1.
Надо упорно учиться.
Д.
. когда уже стемнело.
2
Яблони не зацвели.
Б.
.если воробьи чирикают.
j.
Он добрался до города.
В.
. как красива паша Земля.
4.
Мы знаем.
Г.
.чтобы познать себя.
5.
Будет теплая метель.
Д-
. потому что было холодно.
Ответы: I г. 2 д, 3 а, 4 в. 5 б.
VI. Занимательная лингвистика
Синтаксическая загадка: Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую».
Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть.
Найдите и вы его решение.
Отец забыл поставить запятую. Видимо, 011 предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять r другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.
VII. Работа с таблицей
Найти сходство и различие в таблице.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными
С лож н о под чиненные предложения е придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложении с придаточными обстоятельственными
Вот тот дом, где жил писатель.
Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
Я не вижу, где граница*еж-
ду товарищем и другом. Мы не помним, когда это было.
Мы поехали туда, где я давно не был.
Лес особенно хорош, когда на землю летят золотые листья, краснеют я годы и рябины.
Один и тот же союз или союзное слово употребляются в сложноподчиненных предложениях с разными видами подчинения.
VIII. Объяснительное списывание
Вставьте нужные по смыслу союзы.
Чтобы познать себя, надо упорно учиться. Деревья жалобно шумели, когда настали холода. Если небо затянуто тучами, оно становится неприветливым, серым, хмурым. Он был рад, что родился таким однолюбом.
IX. Реконструкция
Подобрать к схемам предложения. 1-L И )? 2.( ).{ ].
А. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Б. Когда дверь была закрыта на ключ. Арина Петровна приступила к делу.
В. Стоит он тяжко и вздыхает, пока не озарится восток.
Ответы. ! В, 2 Б, 3 А.
- Синтаксический разбор
-
Ученикам предлагаются 2-3 предложения на казахском языке.
Перевести с казахского определить вид и составить схему сложноподчиненно-го предложения.
Егср о?ы?анын ?бден біліп алмаса, ол ал?а жылжи алмайды. Если он не усвоит изученное, то не продвинется вперед. (Если) [ ]
Басы жергс тигенше, ел ойын ойлайды.
Пока голова не коснется земли, он думает о думах Отечества. {Пока J, [ ]