Урок русского языка по ОС "Гармония"по теме "Разделительные ь и ъ знаки", урок открытия новых знаний.Дети учатся работать в паре, находить нужную информацию и вывести алгоритм в написании слов с разделительным ь и ъ знаками. В течение всего урока учащиеся учатся сами и пытаются объяснить Виктору Перестукину (герою из "Страны невыученных уроков") в какой части слова надо писать ь знак, а когда ъ, и что для этого необходимо знать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Разделительные ь и ъ знаки" »
Урок русского языка по УМК «Гармония»
во 2а классе МОУ «СОШ №8» г. Саранск
Тема: «Разделительные Ь и Ъ знаки»
Тип урока: открытие новых знаний и их систематизации.
Цель:вывести алгоритм в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
Задачи: – формировать знания о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками; - отрабатыватьнавыки написания изученных орфограмм в словах. – развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание); – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; - развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;
- создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе;
- воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: - презентация к уроку;
- учебник русского языка М.С. Соловейчик;
- рабочая тетрадь по русскому языку, часть 3;
- простой карандаш; - шариковая ручка, цветные карандаши;
- листы с заданием для работы в парах;
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Слайд 1. Русский язык. Разделительные ь или ъ знаки?
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
- Будем надеяться, что утреннее настроение у наших гостей замечательное, и они с удовольствием порадуются за наши успехи.
- Мы начинаем урок русского языка. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:
Слайд 2.
не выкрикивать,
быть терпеливым,
дать возможность высказаться своим товарищам,
уважать друг друга.
Ведь дружная, совместная работа и знания – это главные помощники в открытии тайн нашего языка. И я уверена, что вы сегодня, обязательно сделаете какие – нибудь открытия.
- Перед вами карточка со смайликами, выберите и нарисуйте тот, который соответствует вашему утреннему настроению.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слайд 3. Внимание!
- Исследуйте данные слова и выясните, какой звук собрал все слова вместе?
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление
- Как узнали? (есть ь знак, и ъ знак, а за ними скрывается звук й)
Щелчок - На какие две группы можно разбить эти слова? (с ъ и ь знаками)
Работа в тетради.
Запишем слова в разные столбики.
Сели правильно, проверили посадку. Напомните, по какой памятки работаем? №1. Идёт самостоятельная запись в тетради.
- Говорят, разборчиво, красиво и грамотно писать – первое правило вежливости. Так будьте вежливы к себе и к тому, кто проверяет ваши тетради.
Слайд 4. Проверь себя.
Проверим.
Ручьисъезд
вьюга въезд
деревья объявление
-У кого так?
-Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед нами?
Дети: - Научиться писать слова с разделительными ь и ъ знаками.
- А почему, в одни слова надо обязательно писать ь знак, а в другие ъ?
Учитель:
Я поняла вас, вы предлагаете узнать секрет, почему в одни слова на работу идёт разделительный ь знак, а в другие слова ъ знак.
3. Выявления места и причины затруднения.
Слайд 5.– Кто это? ( Виктор Перестукин)
- Как вы думаете, что ему нужно?
Дети:Наша помощь, он не знает, где писать ь, а где ъ. Он не умеет грамотно писать слова с ь и ъ знаками, а учится в 4 классе.
- Мы тоже пока не знаем, и не умеем.
Ваши предложения, что делать? Научиться.
4. Реализация проекта выхода из затруднения.
-Понимаете, чтобы достигнуть этой цели, можно идти разными путями. (Для реализации это цели, можно идти разными путями.)
Путь 1: взять готовый план или алгоритм и действовать по нему.
Путь 2: самим сделать открытия, во всём разобраться и узнать, как работают эти буквы.
-Каким путём мы пойдём?
Учитель и Дети: Лучше попробовать самим открыть правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
Учитель: Молодцы, добытое трудом принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает. Работа в паре.
- Возьмите карточку и вспомним правила работы в паре. Читаем.
Внимательно прочитайте задание, приступайте к обсуждению:
-Почему в одних словах пишется ь знак, а в других разделительный ъ знак.
Карточка: вьюга, въехал, съеду, объявление, пьеса, вьют, подъезд, семья
Предлагаю вам воспользоваться следующим планом:
Определить, в какой части слова пишется Ъ (Ь) знак.
После, каких букв пишется Ъ (Ь) знак.
3. Перед какими буквами пишется Ъ (Ь) знак.
- Какой паре нужна помощь? Даю карточку с советом.
1. Покажи строение слова. 2. Обрати внимание на приставки.
Это поможет выяснить закономерность, по которой в одних словах пишется разделительный ь знак, а в других – разделительный ъ?
- Покажите, если пара готова.
5. Реализация построенного проекта.
Начнем с р - ь знака.
- Что вы можете сказать про разделительный Ь знак?
– Кто, что заметили?
Дети: Мы заменили, что ъ знак пишется в корне слов.
- Что вы можете сказать про разделительный Ъ знак?
Дети: Мы считаем, что Ъ пишется после приставок, перед корнем.
- Чем похожи все приставки?
- У кого такой же вывод? - На какую букву оканчиваются приставки: на гласную или согласную? - С какой буквы начинается корень слова?
Слайд 9. Вывод.
Схема: В корне Ь знак, после приставок Ъ знак.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Музыкальная танцевальная.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Повторить вывод, а потом дальше.
Схема: В корне Ь знак, после приставок Ъ знак.
- А как пользоваться этим правилом?
В учебнике на странице 125, есть подсказка авторов, + памятка
Разберитесь в подсказке, у вас схема и памятка, кому как легче.
Памятка.
1. Сначала надо послушать, есть ли звук [й ’] в слове.
2. Если да, то тогда нужно узнать, он после приставки или нет.
3. Если после приставки, и приставка оканчивается на согласный звук, то будем писать ъ
4. Если нет приставки, то писать ь в корне.
Слайд 7Ребята, Витя пока не совсем понял.
- Как вы будете рассуждать, поделитесь с нами и объясните ещё раз Вите.
Слайд 8. Дети: Друзья - Здесь легко, буду писать ь знак, так как в конце ъ знак не пишется. Работают 3 человека.
Слайд 9. Подъезд – езда, значит под это приставка, она оканчивается на согласный, а корень начинается с гласный е, значит, пишу Ъ.Работают 3 человека.
Слайд 10. Приехал – приставка, оканчивается на гласный, Ъ не пишу. Слово писать не буду, оно не подходит.
Работают 3 человека.
Слайд 11. Лью – лить, лью, приставки нет, пишу ЬРаботают 3 человека.
Вывод: Когда пишется р - ь знак, а когда р -ъ знак?
(В корне – ь; после приставок, оканчивающих на согласный – ъ знак)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа по учебнику стр. 125 № 555
- А сейчас, на странице 125 находим № 555.
Читает задание Мермис Ярослав.
- Слова можно записать по столбикам. Выполняем. (5 мин.)
-А теперь возьмите простой карандаш, оцените свою работу и на полях поставьте оценку. Теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте и рядом поставьте оценку соседу.
Слайд 12. Проверка. Работа по учебнику стр. 125 № 555
- Что называют слова? Какую работу выполняют приставки?
Чем похожи приставки в 1 столбике? А во 2?
Слайд 13. Физминутка для глаз
(мячики - футбол)
8. Включение в систему знаний повторение
- Ребята, скажите, какое открытие мы сегодня сделали?
-Теперь мы знаем, когда писать разделительный ь знак, а когда разделительный ъ знак.
- В какой части слова пишется р – ь? А р – ъ знак?
Молодцы!
- Ребята, Витя Перестукин очень любит играть в компьютерные игры, и мама купила ему одну игру, включив её, Слайд 14. он даже растерялся, потому что опять надо решать орфографические задачи. Поможем?
Слайд 15. Прочитайте просьбу колобка.
- Какая ответственная работа, будьте внимательны.
- Найдите слова, в которых пишется Ъ знак.
Слайд 16. Ъ заяц (подъём)
Слайд 17. Ь волк (муравьи, вьюга)
Слайд 18. Ь медведь (ручьи, бельё, листья)
Слайд 19. Ъ лиса (объявления)
Слайд 20. Ь (семья)
Подъём, муравьи, вьюга, ручьи, бельё, листья, объявление, семья
Слайд 21. Благодарят вас дедушка с бабушкой.
Похлопайте себе, какие вы молодцы.
Подведём итог:
- Вы узнали секрет, почему в одни слова на работу идёт разделительный ь знак, а в другие слова ъ знак?
- Скажите, та цель, которую мы поставили в начале урока, достигнута?
Слайд 22. Продолжи фразу…
Я знаю, что р –Ь знак пишется….
Я знаю, что р –Ъ знак пишется….
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие трудности возникли на уроке?
- С каким настроением заканчиваете урок?
А теперь оцените свою работу на уроке.
9. Рефлексия УД на уроке
Слайд 23.
На уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — зеленый кружок; затруднялся при выполнении заданий – желтый кружок;