kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Разделительные ь и ъ знаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по ОС "Гармония"по теме "Разделительные ь и ъ знаки", урок открытия новых знаний.Дети учатся работать в паре, находить нужную информацию и вывести алгоритм в написании слов с разделительным ь и ъ знаками. В течение всего урока учащиеся учатся сами и пытаются объяснить Виктору Перестукину (герою из "Страны невыученных уроков") в какой части слова  надо писать ь знак, а когда ъ, и что для этого необходимо знать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Разделительные ь и ъ знаки" »

Урок русского языка по УМК «Гармония»

во 2а классе МОУ «СОШ №8» г. Саранск

Тема: «Разделительные Ь и Ъ знаки»

Тип урока: открытие новых знаний и их систематизации.


Цель: вывести алгоритм в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

Задачи:
формировать знания о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками; - отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах. – развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;

- создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе;

- воспитывать внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.

Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.


Формируемые УУД:

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.


Оборудование: - презентация к уроку;

- учебник русского языка М.С. Соловейчик;

- рабочая тетрадь по русскому языку, часть 3;

- простой карандаш; - шариковая ручка, цветные карандаши;

- листы с заданием для работы в парах;


Ход урока.

1.Организационный момент.

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Слайд 1. Русский язык. Разделительные ь или ъ знаки?

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.


- Будем надеяться, что утреннее настроение у наших гостей замечательное, и они с удовольствием порадуются за наши успехи.

- Мы начинаем урок русского языка. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

Слайд 2.

не выкрикивать,

быть терпеливым,

дать возможность высказаться своим товарищам,

уважать друг друга.


Ведь дружная, совместная работа и знания – это главные помощники в открытии тайн нашего языка. И я уверена, что вы сегодня, обязательно сделаете какие – нибудь открытия.

- Перед вами карточка со смайликами, выберите и нарисуйте тот, который соответствует вашему утреннему настроению.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Слайд 3. Внимание!

- Исследуйте данные слова и выясните, какой звук собрал все слова вместе?

Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление


- Как узнали? (есть ь знак, и ъ знак, а за ними скрывается звук й)

Щелчок - На какие две группы можно разбить эти слова? (с ъ и ь знаками)

Работа в тетради.


Запишем слова в разные столбики.

Сели правильно, проверили посадку. Напомните, по какой памятки работаем? №1. Идёт самостоятельная запись в тетради.

- Говорят, разборчиво, красиво и грамотно писать – первое правило вежливости. Так будьте вежливы к себе и к тому, кто проверяет ваши тетради.

Слайд 4. Проверь себя.

Проверим.

Ручьи съезд

вьюга въезд

деревья объявление


-У кого так?

-Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед нами?

Дети: - Научиться писать слова с разделительными ь и ъ знаками.

- А почему, в одни слова надо обязательно писать ь знак, а в другие ъ?

Учитель:

Я поняла вас, вы предлагаете узнать секрет, почему в одни слова на работу идёт разделительный ь знак, а в другие слова ъ знак.

3. Выявления места и причины затруднения.

Слайд 5. – Кто это? ( Виктор Перестукин)

- Как вы думаете, что ему нужно?

Дети: Наша помощь, он не знает, где писать ь, а где ъ. Он не умеет грамотно писать слова с ь и ъ знаками, а учится в 4 классе.

- Мы тоже пока не знаем, и не умеем.

Ваши предложения, что делать? Научиться.

4. Реализация проекта выхода из затруднения.

-Понимаете, чтобы достигнуть этой цели, можно идти разными путями. (Для реализации это цели, можно идти разными путями.)


Путь 1: взять готовый план или алгоритм и действовать по нему.


Путь 2: самим сделать открытия, во всём разобраться и узнать, как работают эти буквы.




-Каким путём мы пойдём?

Учитель и Дети: Лучше попробовать самим открыть правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

Учитель: Молодцы, добытое трудом принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.
Работа в паре.

- Возьмите карточку и вспомним правила работы в паре. Читаем.

Внимательно прочитайте задание, приступайте к обсуждению:

-Почему в одних словах пишется ь знак, а в других разделительный ъ знак.


Карточка: вьюга, въехал, съеду, объявление, пьеса, вьют, подъезд, семья

Предлагаю вам воспользоваться следующим планом:

  1. Определить, в какой части слова пишется Ъ (Ь) знак.

  2. После, каких букв пишется Ъ (Ь) знак.

3. Перед какими буквами пишется Ъ (Ь) знак.



- Какой паре нужна помощь? Даю карточку с советом.


1. Покажи строение слова. 2. Обрати внимание на приставки.

Это поможет выяснить закономерность, по которой в одних словах пишется разделительный ь знак, а в других – разделительный ъ?

- Покажите, если пара готова.


5. Реализация построенного проекта.

Начнем с р - ь знака.

- Что вы можете сказать про разделительный Ь знак?

– Кто, что заметили?

Дети: Мы заменили, что ъ знак пишется в корне слов.


- Что вы можете сказать про разделительный Ъ знак?

Дети: Мы считаем, что Ъ пишется после приставок, перед корнем.

- Чем похожи все приставки?

- У кого такой же вывод?
- На какую букву оканчиваются приставки: на гласную или согласную?
- С какой буквы начинается корень слова?




Слайд 9. Вывод.


Схема: В корне Ь знак, после приставок Ъ знак.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Музыкальная танцевальная.



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



Повторить вывод, а потом дальше.

Схема: В корне Ь знак, после приставок Ъ знак.


- А как пользоваться этим правилом?

В учебнике на странице 125, есть подсказка авторов, + памятка

Разберитесь в подсказке, у вас схема и памятка, кому как легче.



Памятка.

1. Сначала надо послушать, есть ли звук [й ’] в слове.

2. Если да, то тогда нужно узнать, он после приставки или нет.

3. Если после приставки, и приставка оканчивается на согласный звук, то будем писать ъ

4. Если нет приставки, то писать ь в корне.




Слайд 7 Ребята, Витя пока не совсем понял.

- Как вы будете рассуждать, поделитесь с нами и объясните ещё раз Вите.

Запись в тетрадь, в нужный столбик.

Таблица: Друз?_я, под?_езд, при?_ехал, л?



- Ваши предложения. Работают 3 человека.

Даша – объясняет, Савва – консультант (добавляет, исправляет),

Варя – эксперт – делает вывод, заключение.

Слайд 8. Дети: Друзья - Здесь легко, буду писать ь знак, так как в конце ъ знак не пишется. Работают 3 человека.

Слайд 9. Подъезд – езда, значит под это приставка, она оканчивается на согласный, а корень начинается с гласный е, значит, пишу Ъ. Работают 3 человека.

Слайд 10. Приехал – приставка, оканчивается на гласный, Ъ не пишу. Слово писать не буду, оно не подходит.

Работают 3 человека.

Слайд 11. Лью – лить, лью, приставки нет, пишу Ь Работают 3 человека.

Вывод: Когда пишется р - ь знак, а когда р -ъ знак?

(В корне – ь; после приставок, оканчивающих на согласный – ъ знак)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа по учебнику стр. 125 № 555


- А сейчас, на странице 125 находим № 555.

Читает задание Мермис Ярослав.

- Слова можно записать по столбикам. Выполняем. (5 мин.)

-А теперь возьмите простой карандаш, оцените свою работу и на полях поставьте оценку. Теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте и рядом поставьте оценку соседу.

Слайд 12. Проверка. Работа по учебнику стр. 125 № 555

- Поднимите руки, у кого точно так, как у меня.

(Съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал)

- Что называют слова? Какую работу выполняют приставки?

Чем похожи приставки в 1 столбике? А во 2?


Слайд 13. Физминутка для глаз

(мячики - футбол)


8. Включение в систему знаний повторение


- Ребята, скажите, какое открытие мы сегодня сделали?

-Теперь мы знаем, когда писать разделительный ь знак, а когда разделительный ъ знак.

- В какой части слова пишется р – ь? А р – ъ знак?

Молодцы!

- Ребята, Витя Перестукин очень любит играть в компьютерные игры, и мама купила ему одну игру, включив её, Слайд 14. он даже растерялся, потому что опять надо решать орфографические задачи. Поможем?

Слайд 15. Прочитайте просьбу колобка.

- Какая ответственная работа, будьте внимательны.

- Найдите слова, в которых пишется Ъ знак.

Слайд 16. Ъ заяц (подъём)

Слайд 17. Ь волк (муравьи, вьюга)

Слайд 18. Ь медведь (ручьи, бельё, листья)

Слайд 19. Ъ лиса (объявления)

Слайд 20. Ь (семья)

Подъём, муравьи, вьюга, ручьи, бельё, листья, объявление, семья

Слайд 21. Благодарят вас дедушка с бабушкой.

Похлопайте себе, какие вы молодцы.

Подведём итог:

- Вы узнали секрет, почему в одни слова на работу идёт разделительный ь знак, а в другие слова ъ знак?

- Скажите, та цель, которую мы поставили в начале урока, достигнута?

Слайд 22. Продолжи фразу…

Я знаю, что р –Ь знак пишется….

Я знаю, что р –Ъ знак пишется….

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие трудности возникли на уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

А теперь оцените свою работу на уроке.

9. Рефлексия УД на уроке

Слайд 23.

На уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно — зеленый кружок; затруднялся при выполнении заданий – желтый кружок;

было трудно работать – красный.

Слайд 24. Домашнее задание: Стр. 126 № 556, правило № 554

Слайд 25. Спасибо за урок.

Подарите свои ладошки с хорошим настроением нашим гостям.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Разделительные ь и ъ знаки"

Автор: Корочкова Ирина Николаевна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русского языка в 3 классе  Обобщение знаний  о правописании Ъ и Ь разделительных знаков   ПМК «Школы России» "
    ["seo_title"] => string(115) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-obobshchieniie-znanii-o-pravopisanii-i-razdielitiel-nykh-znakov-pmk-shkoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "220747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434825041"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Русский язык 2 класс. Урок по теме "Мягкий и твердый разделительные знаки". "
    ["seo_title"] => string(80) "russkii-iazyk-2-klass-urok-po-tiemie-miaghkii-i-tvierdyi-razdielitiel-nyie-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "245736"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446201829"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Мягкий и твёрдый разделительные знаки""
    ["seo_title"] => string(65) "urok_russkogho_iazyka_miaghkii_i_tviordyi_razdielitiel_nyie_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "436866"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509875640"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Русский язык, 5 класс. Тема "Буквы ь и ъ как разделительные знаки""
    ["seo_title"] => string(58) "russkii_iazyk_5_klass_tema_bukvy_i_kak_razdelitelnye_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "570962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611254003"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "227173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440617849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства