Ход урока
Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, сегодня на уроке я принесла, угадайте что?
(учитель показывает копилку)
- Вижу, что вас это заинтересовало.
- Как вы думаете, что мы будем собирать в эту копилочку?
(знания, умения)
Я видела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал в ваших глазах. Удачи вам!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- Начнем урок с минуты чистописания
- На доске записаны буквы.
е, ё, ю, я, и, ь.
- Что объединяет все эти буквы?
(они все обозначают мягкость согласного)
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
(гласные и ь знак )
- Давайте красиво пропишем эти буквы и их соединения ьь, ьь, ьь, и, е, ё, ю ,я ,ья ,ьи ,ью, ье, ьё.
(учащиеся прописывают соединения)
- Минутка чистописания поможет нам определить тему нашего урока.
Рефлексия: оцените свою работу на минутке чистописания.
Формирование темы и постановка учебной задачи.
- Прочитайте высказывание
Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Что это?
- Да это пословица, мудрое изречение.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(учащиеся поясняют смысл пословицы)
- Можно сказать: учение – это знание
неучение – не знание.
- Давайте попробуем на примере пословицы, определить где знание и не знание
- Что мы знаем?
( ь знак – показатель мягкости согласного, не имеет звука, в русском языке нет слов, которые бы начинались с ь знака?)
- В каком слове ь знак является показателем мягкости?
(тьма)
- Тогда какова его роль в словах ученье, неученье?
( он разделительный)
- Мы знаем когда пишется разделительный мягкий знак?
- Не знаем.
- Мы смогли отделить знание от не знания.
- Попробуйте сформировать тему нашего урока.
Тема урока: Правило написания разделительного мягкого знака.
- Какую задачу мы должны решить?
( узнать когда пишется разделительный мягкий знак)
- Какую цель вы бы себе поставили?
(научиться писать слова с разделительным мягким знаком)
Работа над темой и построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, пришло время пополнить нашу копилочку знаниями.
-
Где?
Сейчас мы с вами будем работать в группах, собирая по крупицам наши знания о разделительном мягком знаке.
1гр. – -Будет работать над вопросам где, в какой значимой части слова
пишется разделительный мягкий знак?
2
?
гр. – Ь - ответить на вопрос после, каких согласных пишется
разделительный мягкий знак?
3
?
гр. - Ь - Займется поиском ответа на вопрос, перед какими
гласными он пишется
4
звуки
гр. - Ь - Мы дадим задания сложное, узнать какие звуки мы
слышим после мягкого знака.
5
Новые слова
гр. - - Поработаем со словарем, и расскажет нам в каких
словарных словах пишется разделительный мягкий
знак.
- Учащиеся в группах выполняют знание, определенное учителем.
ХЛОПЬЯ
ЖИЛЬЁ
ПЛАТЬЯ
ВОРОБЬИ
ВЬЮГА
- Подошло к концу время вашей работы.
- Вы готовы сообщить нам о результатах работы.
Молодцы, пополняем нашу копилочку новым знанием о разделительном мягком знаке.
1гр.- Мы определили, что разделительный мягкий знак пишется в корне слова.
Пишется в корне слова
Молодцы, пополняем нашу копилочку первым знанием о разделительном мягком знаке.
2гр.- Мы выяснили, что разделительный мягкий знак пишется после мягкого согласного.
П’ Л’ Т’ Б’ В’
Пишется после мягкого согласного
3гр. – Мы узнали, что разделительный мягкий знак пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.
Пишется перед буквами я, ё, е, и, ю.
4гр. – Мы узнали, что после разделительного мягкого знака буквы е, ё, ю, я, и. имеют два звука.
- Какие? Буква е -[ й’э]
ё -[й’о]
я -[й’а]
и -[й’и]
ю -[й’у]
- У нас осталась группа, которая работала над поиском новых слов. Мы чуть позже попросим их рассказать о своих наблюдениях.
- Скажите ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос.
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Попробуйте сформулировать правило написания разделительного мягкого знака?
Вывод: (делают ребята)
Первичное закрепление во внешней речи.
(проговаривают правило)
- Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и, которые имеют при звучании два звука.
- Давайте проверим правильно ли сформулировали правило о разделительном мягком знаке.
- Откройте учебник на с.56
- Прочитайте правило.
- Молодцы!
Рефлексия: Вы проделали большую работу, вывели правило, работая в группах, каждый из вас внёс частицу знаний, поэтому оценивайте себя за эту работу.
Физминутка
- Давайте отдохнём
Игра «Угадай»
- Учитель читает слова с мягким знаком и разделительным мягким знаком.
- Учащиеся определяют на слух роль мягкого знака:
- Показатель мягкости согласного – хлопайте в ладоши
- Если в слове разделительный мягкий знак, то приседайте.
ПАЛЬТО, СТУЛЬЯ, ВАРЕНЬЕ, КОНЬКИ, ПЕНЬ, ПЬЮТ.
Включение в систему знаний.
- Мы открыли новое знание, сформулировали правило написания разделительного мягкого знака.
- Давайте попробуем смоделировать это правило.
е
ь
ё
→ ю
я
и
- Этот алгоритм поможет нам писать слова с разделительным мягким знаком.
- А теперь пришло время ребятам рассказать о словах, которые они нашли в словаре.
- Об этих словах они вам расскажут в форме загадок.
1ая загадка.
То сидит на задних лапках,
То на четырех идет.
А-то с веточки на ветку.
Прыгает как скороход.
Очень любит покататься
На большой лиане
Вы, наверно, угадали – это
(обезьяна)
2ая загадка
Что за друг такой? Железный,
Интересный и полезный.
Дома скучно, нет уюта,
Если выключен… (компьютер).
- Какие слова для нас открыли ребята?
(Обезьяна, Компьютер)
- Мы должны запомнить написание этих слов.
- Давайте запишем эти слова, подобрать к ним подходящие по смыслу прилагательные.
( ловкая обезьяна, новый компьютер) (учащийся у доски)
-Составьте предложение с одним из словосочетаний.
- Запишем предложение.
( По деревьям скачет ловкая обезьяна) (учащийся у доски)
- Какие знакомые орфограммы вы встретили при записи предложения.
(учащиеся рассказывают)
- Найдите в предложении главные члены: сказуемое и подлежащее выделите их.
- Ребята обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- Ребята наша копилочка полна знаниями. Пора закрепить эти знания.
- На партах карточки.
- будем работать в парах.
- Прочитайте задания и приступайте к работе.
- Что нужно сделать?
(вставить где нужно разделительный мягкий знак)
-Двое учащихся работают у компьютера в электронном учебнике.
- Давайте проверим свою работу, смотрите на экран, если допустили ошибку, исправьте.
- Запишите в тетрадях только слова с разделительным мягким знаком, выделите орфограмму.
- Один учащийся работает у доски.
Полью, солью, колья, оленьи, воробьи, волчья, сорочья, соловья, компьютерные.
Рефлексия: Оцените свою работу.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Назовите тему нашего урока.
- Какую задачу должны были решить?
( узнать в каких словах пишется мягкий знак)
- Какую цель ставили перед собой?
(научится писать слова с разделительным мягким знаком)
- Справились ли вы с этим?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Ребята, на протяжении урока, на разных его этапах вы оценивали себя, свою работу. Я соберу ваши оценочный листы и тоже оценю вашу работу на уроке.
- А закончит наш урок Лида, она вам приготовила подарок – стихотворение
- Рассказывает стихотворение о разделительном мягком знаке и раздает детям листочки со стихотворением.
Домашним заданием вам будет выписать из этого стихотворения все слова с разделительным мягким знаком.
- Спасибо за работу!
Слайд № 9