Разделительный ь и ь - показатель мягкости согласных на письме
Разделительный ь и ь - показатель мягкости согласных на письме
Урок проведен по УМК «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 2 класс. Данный урок итоговый в разделе «Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме». Урок способствует совершенствованию и обобщению знаний о правописании разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости, способствует закреплению умения распознавать данную орфограмму в словах и речи. На уроке используется ИКТ и занимательный материал, способствующий развитию познавательных способностей учащихся.
Тип урока. Урок повторения и закрепления изученного.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цели и задачи урока:
с помощью специально подобранных упражнений создать условия для отработки навыка правописания слов с разделительным мягким знаком;
способствовать развитию навыка классификации слов с мягким знаком;
содействовать формированию навыка переноса слов с разделительным мягким знаком.
с целью развития речи организовать систему познавательных заданий направленных на формирование обогащения словарного состава речи учащихся;
организовать работу по развитию произвольного внимания на основе анализа составных частей письменных букв;
способствовать развитию логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа (на материалах учебных заданий);
организовать систему заданий направленных на развитие навыков групповой самоорганизации
вызвать у школьников положительное отношение к знаниям; добросовестного отношения к учебному труду;
способствовать формированию чувств товарищества.
содействовать в ходе урока воспитанию аккуратности, дисциплинированности.
Планируемые результаты.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –
личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
предметные: учащиеся научатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с разделительным мягким знаком;
метапредметные:
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре и группе.
регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Разделительный ь и ь - показатель мягкости согласных на письме»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 66»
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Разделительный ь и ь показатель мягкости согласных на письме»
Райская Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2015 г.
Урок проведен по УМК «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, 2 класс. Данный урок итоговый в разделе «Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме». Урок способствует совершенствованию и обобщению знаний о правописании разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости, способствует закреплению умения распознавать данную орфограмму в словах и речи. На уроке используется ИКТ и занимательный материал, способствующий развитию познавательных способностей учащихся.
Тип урока. Урок повторения и закрепления изученного.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цели и задачи урока:
с помощью специально подобранных упражнений создать условия для отработки навыка правописания слов с разделительным мягким знаком;
способствовать развитию навыка классификации слов с мягким знаком;
содействовать формированию навыка переноса слов с разделительным мягким знаком.
с целью развития речи организовать систему познавательных заданий направленных на формирование обогащения словарного состава речи учащихся;
организовать работу по развитию произвольного внимания на основе анализа составных частей письменных букв;
способствовать развитию логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа (на материалах учебных заданий);
организовать систему заданий направленных на развитие навыков групповой самоорганизации
вызвать у школьников положительное отношение к знаниям; добросовестного отношения к учебному труду;
способствовать формированию чувств товарищества.
содействовать в ходе урока воспитанию аккуратности, дисциплинированности.
Планируемые результаты.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –
личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
предметные: учащиесянаучатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с разделительным мягким знаком;
метапредметные:
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре и группе.
регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы.
Вчера на уроке литературного чтения мы познакомились с вами со сказкой Валентина Катаева «Цветик – семицветик». Девочка Женя из сказки "Цветик- семицветик" - самая обыкновенная девочка, так и растратила все лепестки, сама не поняла, зачем и радости от исполнения желаний своих не испытала. Но настоящее удовольствие, подлинную радость испытывает Женя только тогда, когда последний лепесток волшебного цветка приносит реальную пользу больному мальчику Вите. Ничего для себя самой не появилось у нее, но зато приобрела девочка друга, настоящего, с которым и поговорить интересно и побегать наперегонки весело. Простая житейская мудрость, что отдавать приятнее, чем брать, пришла к девочке, хоть и не сразу. Я уверена, что наш семицветик
Слайд 2.
Цветик-семицветик. За лепестками спрятаны слова. Лепестки «отрываются» по мере выполнения заданий на уроке. В конце урока появится фраза, смысл которой расшифруют дети.
2. Минутка чистописания.
Слайд 3. Появляются слова: Марья, Софья, Аксинья, Татьяна, Ольга, Наталья.
Учитель:
- Прочитайте. Что общего у данных слов? (Это женские имена, во всех словах есть мягкий знак).
- Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово Ольга. Здесь мягкий знак показатель мягкости согласного. Во всех остальных словах – разделительный мягкий знак).
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца:
рья фья нья … … (тья, лья)
Первый лепесток – красна.
3. Словарно-орфографическая работа.
Летомходит без дорог, Между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
Кто такой медведь? (медведь крупное хищное животное)
- Какие признаки этого животного? ( у него толстые лапы, длинная шерсть, сам очень большой)
- Что обозначает слово медведь? ( ведать мед – пробовать)
- Каким медведь изображен в сказках? ( неуклюжим, косолапым, глуповатым)
- На самом деле медведь – это умный ловкий очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.
- Запишем это слово, и определим его слабую позицию.
МЕДВЕДЬ
- Со словом медведь у нас в русском языке есть много пословиц и поговорок.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Кто боится медведя, тот боится и его следов.
Для медведя зима - одна ночь.
Сегодня мы поговорим о фразеологизмах с этим словом.
Когда так говорят:
Медведь на ухо наступил – (когда у человека отсутствует музыкальный слух)
Медвежья услуга – ( неумелая услуга, приносящая вред, вместо пользы)
Медвежий угол - (отдаленное, глухое место)
Запишем эти выражения
- Составим предложение со словом медведь.
Из чащи леса вышел большой бурый медведь.
- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)
- Какие еще вы знаете предложения? (вопросительные, побудительные)
- Какие знаки препинания ставим в конце этих предложений?
- Найдем главные члены предложения. (грамматическая основа)
- Значит слово медведь, это словарное слово, его правописание мы должны запомнить.
- Что обозначает мягкий знак в этом слове? (мягкость согласного)
- Где находится мягкий знак? (в конце слова).
Мягкий знак может находиться и в середине слова.
Слайд 4. Появляется слово «М..дведь».
Медведь - образовано от слияния двух слов мед и ведать. Причем, ведать здесь может иметь не только значение знать, но и значение кушать, как в выражении «Отведай ка медку».
Толковый словарь Ожегова. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться (посл.). Делить шкуру неубитого медведя (погов. о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых ещё нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон.). М. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишён музыкального слуха; разг. шутл.). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). II прил. медвежий, -ья, -ье. Семейство медвежьих (сущ.).* Медвежий угол — захолустье. Медвежья болезнь (разг.) — расстройство кишечника при волнении, испуге. Медвежьи объятия (разг. шутл.) — тяжёлые и неловкие. Медвежья услуга — неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.
- Дети вставляют пропущенную букву, определяют количество слогов, называют ударный слог. Указывают на роль мягкого знака в этом слове (показатель мягкости согласного).
Второй лепесток – птица.
Слайд 5.
- Лексическое значение слова.
Медведь – крупное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
- Этимологическое значение слова.
Медведь – мед ведающий, знающий, где лежит мед.
На слайде появляются пословицы и поговорки. Учитель предлагает ученикам раскрыть их смысл.
- Медведь на ухо наступил. (Неодобрительное. Так говорят о том, у кого отсутствует музыкальный слух, неспособность правильно воспроизвести музыкальные звуки).
- Медвежья услуга. (Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред).
- Делить шкуру неубитого медведя. (Распределять материальные или иные ценности, которые еще не получены).
Учитель предлагает записать только то высказывание, которое содержит слово с разделительным мягким знаком (Медвежья услуга).
Третий лепесток – перьями.
4. Закрепление знаний о мягком знаке.
Слайд 6.
- Сопоставление мягкого разделительного знака и мягкого знака как показателя мягкости согласных.
Учитель задает следующие вопросы:
- Где стоит в слове мягкий знак в первом и во втором случае?
- После каких букв (гласных или согласных) расположен мягкий знак в первом и во втором случае?
- Перед какими буквами (гласными или согласными) находится мягкий знак в первом и во втором случае?
В результате ответов детей составляется следующая таблица:
Мягкий знак – показатель мягкости согласного
Разделительный мягкий знак
На конце и в середине слова
В середине слова
После согласных
После согласных
Перед согласными
Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Четвертый лепесток - , (запятая).
5. Работа с антонимами.
Слайд 7.
- К словам на слайде детям предлагается подобрать антонимы.
- Что такое антонимы? (Противоположные по смыслу слова).
Подбирать слова нужно с одним условием: они должны быть с мягким знаком.
Работа – безделье Скука – веселье
Свет – тьма Вред – польза
Болезнь – здоровье Чистота – грязь
Пятый лепесток – союз а.
6. Самостоятельная работа.
Слайд 8.
- Учитель предлагает распределить антонимы в два столбика: первый столбик – слова с мягким знаком показателем мягкости согласных; второй столбик – слова с разделительным мягким знаком.
После выполнения задания, учащиеся проверяют распределение слов по слайду.
Ь – показатель мягкости согласных
Разделительный мягкий знак
Тьма
Безделье
Польза
Здоровье
Грязь
Веселье
Шестой лепесток – человек.
7. Разгадывание ребуса.
Слайд 9.
Дети разгадывают ребус:
’уклон’ + чья → клочья
Учащиеся коллективно выполняют фонетический анализ полученного слова:
Кло│чья [клоч`й`а]
К - [к] – согласный, твердый, парный, глухой;
Л - [л] – согласный, твердый, непарный, сонорный, звонкий;
О - [о] – гласный, ударный;
Ч - [ч`] – согласный, мягкий, непарный, глухой;
Ь - [ ]
Я - [й`] – согласный, мягкий, непарный, звонкий;
[а] – гласный, безударный.
6 букв, 6 звуков
Седьмой лепесток – уменьем.
8. Итог урока.
Слайд 10.
Учитель предлагает детям восстановить зашифрованную фразу. На слайде появляется пословица: Красна птица перьями, а человек уменьем.
- Прочитайте пословицу и объясните ее значение.
Знания, образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся. Пословица исконно русская. Ее первая часть входит и в другие пословицы сравнительного типа:
Красна пава пером, а жена — нравом.
Красна пава перьем, а жена — мужем.
Красна птица пером, а человек умом.
Учащиеся называют слова с разделительным мягким знаком.
Закрепление знаний о разделительном мягком знаке и мягком знаке – показателе мягкости согласных на письме.
9. Рефлексия.
Список используемой литературы:
1. Толковый словарь С.И.Ожегова, под ред. Н.Ю.Шведовой, 1992 г.
2. Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова, издательство «Советская энциклопедия», 1968 г.
3. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Е.В. Пронина О.В., издательство «Баласс», М., 2004 г.
4. Сборник упражнений по русскому языку, 2 класс. Т.В.Шклярова, издательство «Грамотей», 2012 г.