Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак»»
Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак».
Тип урока:закрепление.
Цель:закреплять умение сопоставлять мягкий разделительный знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных;
Задачи:
Образовательные - способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;
Коррекционно-развивающие- развивать умение сопоставлять и писать слова с разделительным Ь, и Ь обозначающим мягкость согласного, через повторение признаков употребления мягкого знака; способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развивать речь, фонематический слух, мелкую моторику;
Воспитательные- формировать потребности писать грамотно; формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников; воспитание учебной активности.
Оборудование: учебник, предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Приглашаю вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в галактику разделительного мягкого знака.
(На доске плакат с изображением планет)
Во время путешествия вы будете продолжать учиться писать слова с разделительным мягким знаком. К концу урока каждый должен уметь это делать.
- Что нужно взять с собой в путешествие?
(дневник, ручку, линейку, простой карандаш).
Пальчиковая гимнастика.
- Тогда запишите в тетрадях дату нашего путешествия и вспомним наш договор.
( правила посадки при письме)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
III. Чистописание
- Путешествовать будем вот на этой ракете.
Учитель прикрепляет на доску изображение ракеты.
– Чтобы ракета взлетела, мы должны заправить ее топливом. Для этого надо красиво записать слоги, которые нам понадобятся во время путешествия.
На доске:
тья нье льё вьи пью
– Что объединяет эти слоги?
( Все эти слоги с разделительным мягким знаком).
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
( Между согласными и гласными и, е, ё, ю, я)
- Что показывает разделительный мягкий знак?
( Что согласный с гласным при произношении не сливаются)
.
- Запишите слоги.
IV. Словарная работа
- Мы запишем, что нужно взять с собой в путешествие.
(дневник, карандаш, тетрадь).
Учащиеся каждое слово записывают в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают безударные гласные.
(Один ученик работает у доски)
V Основная часть.
– Сядьте удобно, закройте глаза и представьте, как мы летим по грамматическому пространству. И вот ракета сталкивается с темной планетой. Жители этой планеты нас не отпустят, пока мы не ответим на их вопросы.
Что это за золотые монетки, которые падают с ветки?
( Листья)
.
- Когда опадают листья с деревьев?
( Осенью)
- Составьте предложение со словами «листья», «осенью».
(Осенью с деревьев опадают листья).
.
- Запишите это предложение, подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак (один ученик записывает на доске).
- Наша ракета приземлилась на планету Книжная. Жители этой планеты просят вас выполнить упражнение № 20 из учебника. Выполняя это задание, мы будем тренироваться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, показывающий мягкость согласного.
Ученики распределяют слова в два столбика: с разделительным мягким знаком и со смягчающим мягким знаком, объясняют свой выбор.
Физминутка.
Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул он правым глазом. Лапки в стороны развёл. И по жёрдочке пошёл. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик…
- Вы хорошо справились с заданием. Летим дальше. Перед нами планета Веселых человечков, они нас приглашают поиграть в игру "Не ошибись". Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.
– Отправляемся дальше. Смотрите, какая красивая планета перед нами. Кто здесь живет? А живут здесь Неумейки, которые не могут грамотно писать. Прочитайте предложение, которое они написали. Все ли верно?
воробьи, из, водичку, пьют, лужи
- Составьте предложение с данными словами. Подчеркните разделительный мягкий знак.
- Нам пора возвращаться. Чтобы наша ракета возвратилась обратно на Землю, вы должны выполнить задание. Запишите названия изображенных на рисунках предметов.
(На доске картинки с изображением семьи и стульев)
- Проверьте правильность написания слов.
Учитель открывает запись на доске, дети исправляют допущенные ошибки.
VII Итог урока
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Чему вы научились?
( Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак).
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
( После согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и).
- Что он показывает?
( Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются).
VIII Домашнее задание
Стр.139, упр.22.
Конспект урока по русскому языку.
Класс: 3
Учитель: Филипенко О.С.
Тема: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Тип: урок усвоения новых знаний
Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.
– Итак, проверь свою готовность к уроку. Проверь, всё ли у тебя готово. Тетрадь, ручка, карандаш? Открыл электронную тетрадь? Как настроение? Тогда начинаем. II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1) Сообщение цели
Слова собрала я здесь не зря: Деревья, листья и скамья, Колосья, братья и семья – Что в них за правило, скажи-ка, а?
(Слова с разделительным мягким знаком)
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.
– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем мы урок с истории.
2) Немного из истории.
Сколько букв в русском алфавите?(33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
Сегодня мы поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.
III) Актуализация знаний.
1) Проверка Д/З
На дом тебе были заданы 4 и 5 упражнения. Скажи, что требовалось сделать в 4 упражнении? Каким правилом ты воспользовался? (Безударная гласная в корне проверяется ударением. Надо изменить слово так, чтобы слог стал ударным)
Что надо было сделать в 5 упражнении? А каким правилом ты воспользовался при выполнении упр 5? (парная согласная на конце слова)(Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)
2) Словарная работа
Словарный диктант
– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой. – Где созревает урожай? (На огороде) – Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)
- Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.
(Ученик составляет устно, учитель записывает в электронной тетради)
Пропиши в тетради.
IV) Первичное усвоение новых знаний.
1) Формулировка правила.
Первым нас встречает сказочный герой нашего города — это Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)
– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)
– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)
– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)
Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)
Вывод: мягкийзнак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков
– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем. Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.
(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)
ЗДОРОВЬЕ ЛЬЁТ ВЬЮГА ДРУЗЬЯ ВОРОБЬИ
– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)
– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)
– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)
– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)
– А теперь попробуй сформулировать правило
Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.
2) Физминутка.
Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
V) Первичная проверка понимания
– А мы с тобой отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что мы с тобой идем по торговой площади. Посмотрел налево, посмотрел направо. Вокруг очень много разных товаров. Давай купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. (самостоятельная работа)
– В упражнении втором подчеркни слова с разделительным Ь.
Слова:
платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья, ружьё.
– Зачитай
Проверка. Посмотри, как записала слова я. Сверь со своими. Всё ли правильно ты сделал?(Да)
Прочитай слова, которые ты подчеркнул.
– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )
Вывод: Повторим правило
Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
VI) Первичное закрепление.
– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Найди упражнение 3. Попробуй составить предложение.
(В электронной тетради карточки со словами.)
ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В
Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.
– Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)
– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)
- Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.
1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье) 2) Чувство огромной радости. (счастье) 3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё) 4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье) 5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)
– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)
VII) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашним заданием будет упражнение 5. Выполни упражнение письменно в своей тетради.
Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучи правило!
Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?
Сегодня за урок ты получаешь оценку «5». Ты очень старался и быстро выполнял все задания. Выбери смайлик, который сейчас соответствует твоему настроению.
– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Всего тебе доброго!
Открытый урок по русскому языку на тему: «Разделительный твердый знак (ъ)» в 3 классе.
Автор: Гнездилова Ольга Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Кобляковская СОШ», п.Кобляково, Братского района Иркутской области.
Описание материала: Этот материал будет полезен учителям 3 классов при изучении нового материала по теме «Разделительный твердый знак». ( УМК «Школа России»).
Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)
Задачи урока:
Образовательные:создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Развивающие:создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы способствовать развитию орфографической зоркости развивать умение работать в паре развивать умение, память.
Воспитательные:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Методы проведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся:осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах понимать значимость правильного написания твердого знака развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке
Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
Познавательные:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака
Коммуникативные:внимательно слушать друг друга уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные результаты:знать, когда следует писать разделительный твердый знак уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики трех цветов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
II. Актуализация знаний
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.
-Запишите сегодняшнюю дату. Как обычно, мы начинаем урок с минутки чистописания.
1.Минутка чистописания
– Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков.
– Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак.(Ъ Ь Ъ Ь )
– Спишите слова с твёрдым знаком, обращайте внимание на соединения.
(На доске слова: письмо, подъезд, коньки, объехал)
– Подчеркните орфограммы в словах.
– Какие орфограммы подчеркнули?
2. Словарная работа
— Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.
— Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (записать слова)
— Вот что растет в нашем саду:
(Воробьи, стулья, перья, платье)
(Дети записывают слова, выделяют орфограммы)
— Какие орфограммы встретились в словах?
— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
— Перед какими буквами он пишется и что показывает?
— Прочитайте загадку.
Было сели – стало съели.
Догадаться все сумели,
Почему случилось так?
Кто виновен? (Ъ)
— Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?
— Чем отличается слово сели от съели? (значением)
— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)
— Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки).
— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?
— Какова тема нашего исследования? (Правописание слов с разделительным Ъ )
III. Постановка учебной задачи.
Цель: познакомить учащихся с учебной задачей.
— Ребята, нам пришло письмо из страны «Лапландии». У них беда: что-то в их предложениях неправильно. Давайте прочитаем их предложение.
Кот с… ел целую банку сметаны.
— Где них ошибка? В каком слове что-то не так?
(Находят слово)
Мы все безошибочно можем написать это слово правильно? Почему?
(Учащиеся высказывают свои соображения:
Нет, не можем. Не знаем правило написания ъ знака)
— Сегодня мы с вами будем исследователями. Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Что мы сегодня будем исследовать? Что узнаем нового?
(Узнаем, когда пишется разделительный твердый знак. Научимся правильно писать слова ъ знаком)
— Правильно, мы исследуем, когда нужно писать ъ в словах. А потом поможем жителям страны «Лапландии».
Тема нашего сегодняшнего урока «Разделительный твердый знак»
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с разделительным твердым знаком.
— Откройте книги. Сейчас мы выполним упражнение . Спишем и разберем слова по составу. А вы будьте внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что-то важное.
Выезд, переезд, проезд.
Объезд, подъезд, въезд.
-Сравните приставки в словах первой и второй строчек. На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную? После каких приставок пишется разделительный твердый знак? Что показывает нам твердый знак?
(Учащиеся вспоминают из каких частей состоит слово. Высказывают свои предположения. Замечают, когда пишется ъ)
— Давайте составим алгоритм и сформулируем правило
1) Рассмотреть слово.
2) Разобрать слово по составу.
3) Определить, есть ли в слове приставка.
4) На какую букву оканчивается?
5) С какой буквы начинается корень?
6) Сформулируйте правило
(Формулируют правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак)
-Какая схема у нас получилась?
— Ребята, вы открыли новое правило. А теперь как проверить свое открытие?
(Прочитать правило в книге)
— Правильно, прочитаем правило в учебнике.
(Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.)
Теперь мы можем помочь жителям «Лапландии»?(Да)
V. Динамическая пауза
Цель: Дать возможность детям отдохнуть
Коррегирующая гимнастика для глаз
“Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии.)
Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоится.( 6-8 раз.)
Моргание (при всех нарушениях зрения).
На каждый вдох и выдох — моргайте.
“Письмо носом”.
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза мягко прикрыты.
— для чего нам нужно выполнять эти упражнения?
VI. Первичное закрепление теоретических знаний при выполнении заданий и решения учебных задач.
Цель: обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.
Группа 1.
(учащиеся с низким уровнем обучаемости)
“Проверь себя”
Об… явили посадку в самолёт.
Учитель об… яснил ученикам задачу.
Грузовик по….ехал к дому.
Кот с….ел целую банку сметаны.
Машина под… ехала к дому.
Под….ёмный кран поднимает и опускает грузы.
— Что у вас получилось?
Назовите приставки в словах с “ъ” знаком.
Группа 2.
(учащиеся со средним уровнем обучаемости).
“Составь сам”
При помощи приставок с-, в-, раз-, об-, от-, под- образуй слова, которые надо написать с твердым знаком.
Какие слова у вас получились? Какая орфограмма встретилась в словах?
Группа 3.
(учащиеся с высоким уровнем обучаемости)
Собери четверостишие
Вставьте пропущенные буквы в слова, а слова в нужные строки.
Режут лёд … звеня,
Словно … у меня.
Я …, лечу по
Не беда, … упаду.
Проверка. Зачитайте, что у вас получилось?
— На какие орфограммы встретились слова с пропущенными буквами?
— Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться?
VII. Самостоятельная работа.
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
Цель: учить детей в самоорганизации при выполнении учебного задания
-Следуя алгоритму выполните данное задание.
1 карточка.1 уровень.
Выписать слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку.
Кон.ки, под.езд, с.езд, вороб.и, с.ел,
2 карточка.II уровень.
Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.
По.езд, сем.я, в.езд, с.ёмка, об.явление.
А теперь вложите карточки в ваши тетради и сдадите их после урока на проверку.Проверка.
(Для сильных детей предусмотрена работа по карточкам, после выполнения основного задания)
(Учащиеся читают слова, выполняют задания по алгоритму. Самоконтроль и самооценка. Самостоятельное выполнение заданий по карточкам)
VIII. Физминутка
Цель: дать возможность отдохнуть
IX. Обобщение усвоенного и контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Цель: закрепить изученный материал, проконтролировать умения учащихся использовать полученные знания и умения
Задание № 6 из образовательного комплекса «Игры и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?
— Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ.
Есть терпенье – будет и уменье.— Как вы понимаете эту народную мудрость?
X. Рефлекия деятельности
Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда
– Прочитайте еще раз задачу урока.
– Ребята, выполнили мы задачу урока. Как мы ее выполняли?
– Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой на уроке: был активен, принимал участие в обсуждении, дружно работал в группах, все было понятно в работе над орфограммой.
– Кто считает, что у него не все получилось на уроке. Какие были затруднения?
Я думаю, вы, как и жители «Лапландии», теперь будет правильно писать слова с ъ.
XI. Домашнее задание
Выучить правило.Всем спасибо.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
в муниципальном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа № 58» VIII вида
Составила: Фёдорова Ирина Геннадьевна, группа 29/6
I. Введение.
Урок письма и развития речи предназначен для проведения в четвёртом классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Тема урока «Разделительный мягкий знак».
В ходе урока ученики закрепляют информацию о свойствах разделительного мягкого знака. Материал урока подобран таким образом, чтобы развивать внимательность и мышление учеников; формировать грамотность, творческие способности, а также их умение работать коллективно и группами.
Помимо умения работать в коллективе, урок способствует воспитанию учебной активности и дисциплинированности на уроке, пробуждает интерес к учению. Коллективная работа воспитывает такие чувства, как милосердие, взаимопомощь, дружелюбие.
В самом начале занятия преподаватель освещает организационные вопросы, знакомит учеников с темой и целями данного урока. Основная часть занятия включает в себя закрепление пройденного материала. Чтобы дети немного отдохнули и переключили свое внимание, для них проводится физкультминутка (Приложение 4 - 5 к СанПин 2.4.2.2821-10), после которой можно с новыми силами приступать к работе. При работе с учебником дана возможность 1-2 группе учащихся самостоятельно выполнить упражнение и провести контроль. В конце урока даётся задание творческого характера. В конце урока учитель подводит итоги занятия и задает домашнее задание и задание по желанию. Каждый этап занятия спланирован так, чтобы вызвать максимальный интерес у учеников, желание учиться и узнавать что-то новое. Методическим материалом к уроку служит презентация.
II. Основная часть.
Урок письма и развития речи в 4 классе
Тема: «Разделительный мягкий знак».
Цель: Закрепление правописания слов с разделительным мягким знаком.
Задачи:
Закреплять правописание слов с разделительным мягким знаком.
Формировать умения в оценивании своей учебной деятельности.
Развивать коммуникативные навыки (через работу в группах).
Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, а также активности и дисциплинированности на уроке.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу, класс наш хоть куда
Мы начнём урок, друзья!
- Какой сейчас урок? (Сейчас урок письма и развития речи.)
- Проверьте всё ли у вас готово к уроку? (Табличка: тетрадь, ручка, учебник, дневник.)
II. Пальчиковая гимнастика.
- Чтобы правильно и красиво писать, надо разогреть наши пальчики.
а) – Поздороваемся с каждым пальчиком.
б) «Колечки» ( - Потянули…)
в) Пальцы, как венок, сплетём,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.
- Молодцы, ребята. А сейчас откройте тетради. Положите их правильно на парте. Запишите дату. Классная работа. Обратите внимание на правописание слова «классная».
III. Минутка чистописания.
- На уроке нам будут помогать герои замечательного мультфильма. Угадайте первого: медвежонок-проказник, очень любит полакомиться сладким, особенно мёдом. (Винни-Пух)
- Винни-Пух просит вас помочь ему сегодня. О какой букве русского алфавита идёт речь?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три?
- На минутке чистописания вспомним правильное правописание этой буквы.
(Учитель делает показ на доске с объяснением.)
- Обратите внимание на соединение. Пропишите чередуя «З з Зз».
- Возьмите простой карандаш и поменяйтесь тетрадками с соседом. Подчеркните самую красивую букву, которую как вы считаете, прописал ваш товарищ. А мы с Винни-Пухом посмотрим, как вы справились с этим заданием.
- Молодцы. Постарайтесь на уроке правильно писать эту букву.
IV.Актуализация опорных знаний.
- А сейчас, ребята, Винни-Пух предлагает вам разделиться на группы. Из волшебного мешочка возьмите по одной букве. А теперь разделитесь на группы (группа гласных букв и согласных).
- Вспомните девиз работы в группе.
(Обучающиеся берутся за руки и говорят перед началом работы.)
«Мы группа, значит, мы способны действовать!»
- А какие правила работы в группе вы должны соблюдать? (Обучающиеся перечисляют правила работы в группе.)
1.Помогать друг другу.
2.Говорить тихим голосом.
3.Работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию.
4.Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом.
5.Умей слушать других.
- Ребята у вас есть выбранные вами буквы и конверт с дополнительными буквами.
(У группы с гласными буквами: Ы, О, Я, А + С, Н, В, Ь.
У группы с согласными буквами: Д, Р, В, Л + Ь, Е, Е, Я.)
- Винни-Пух просит вас составить по одному слову из этих букв.
- Условие: слово должно состоять из трёх слогов.
- Подсказка группе с гласными буквами: это член семьи. Подсказка группе с согласными буквами: это растение.
- Своё слово запишите на альбомном листе. На выполнение задания даётся 3 минуты.
Алгоритм выполнения задания.
Выложите все буквы.
Обсудите и составьте слово.
Запишите его на листе.
(После выполнения задания обучающиеся прикрепляют свои слова на доску.)
- Прочитаем эти слова хором (сыновья, деревья).
- А теперь внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте определить общий признак этих слов. Обсудите в группах: Чем они похожи? (И в первом и во втором слове есть разделительный мягкий знак.)
- Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно.)
- Подчеркните слоги с разделительным мягким знаком.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока: Чем будем заниматься на уроке? (Закреплять написание слов с разделительным мягким знаком.)
- Оцените, как работала группа? Все ли ребята принимали участие? Поднимите руку, кто затруднялся? Как ты думаешь, почему?
- Молодцы, ребята. А теперь сядьте на свои места.
V. Закрепление написания слов с разделительным мягким знаком.
- Винни-Пух просит вас выполнить следующее задание по учебнику С.33 упр.3 (задание 1-2)
- Самостоятельно прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Какие возникли вопросы?
- Выполняйте. ( Первая группа – самостоятельно; вторая группа – 9 слов; третья группа 5 слов у доски с комментированием.)
- А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание Вини-Пуха.
Взаимопроверка «Вертушка».
( Учитель заранее на перемене раздаёт карточки с цифрами: 1- слабым учащимся; 2- сильным; 3- средним. Старается, чтобы группы получились равноценными.)
- Разделитесь по три человека так, что бы в вашей группе были все три карточки с цифрами: 1, 2, 3. Обсудите выполнение работы. Оцените работу «Все ли справились?»)
- Ответьте на вопрос: какую роль играет «Ь» в этих словах? (Разделительный «Ь» показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно.)
- Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились.
VI. Физминутка 1.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
VII. Самостоятельная работа.
- Винни-Пух доволен вашей работой и приглашает к вам свою приятельницу – мудрую птицу. Какую? (Сову.)
- Она прилетела к вам с заданием.
- Возьмите конверты. Достаньте карточки, которые для вас приготовила Мудрая Сова. Прочитайте задание.
Образовать множественное число. Слова записать. Выделить слоги с разделительным мягким знаком.
А) Воробей – вороб…и, лист – лист…я, друг - …, крыло - … . (Первая и вторая группы учащихся слова записывают в тетрадь)
Б) Воробей – вороб..и, лист – лист..я, друг – … . (Третья группа учащихся работают в карточках.)
Проверка.
- А сейчас, ребята, проверьте правильность написания слов с разделительным мягким знаком. Правильно ли вы подчеркнули слоги с разделительным мягким знаком? Сравните с образцом (запись на доске).
(слайд 6)
Воспользуйся памяткой «Как оценил свою работу»
- выполнил - выполнил с помощью - не выполнил
(Если есть дети, которые оценили свою работу «выполнил с помощью» или «не выполнил», учитель задаёт вопрос: В чём возникла трудность при выполнении этого задания?)
VIII. Физминутка 2.
- Вы хорошо потрудились и сейчас мудрая Сова предлагает вам отдохнуть.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
IX. Творческое задание.
- Молодцы, ребята.
- Сова просит вас выполнить ещё одно задание.
На столах у вас лежат картинки (платье, семья).
- Выберите любую картинку. Составьте по ней предложение и запишите его в тетрадь, выделяя слог с разделительным мягким знаком.
Проверка.
- Кто из вас составил предложение по первой картинке?
- Прочитай составленное предложение.
- Какое слово на изученное правило вы нашли? (ПЛАТЬЕ – появляется на доске).
- Сравните с образцом. Так ли вы его написали?
- Кто из вас составил предложение по второй картинке?
- Прочитай составленное предложение.
- Какое слово на изученное правило вы нашли? (СЕМЬЯ – появляется на доске).
- Сравните с образцом. Так ли вы его написали?
- Что показывает мягкий знак в этих словах? (Разделительный «Ь» показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно.)
- Молодцы.
И с этим заданием все справились успешно. Сова вас благодарит.
X. Проверка знаний.
- А сейчас возьмите сигнальные карточки. Я вам буду зачитывать слова. Если вы услышите слово с разделительным мягким знаком, то просигнальте карточкой. Если в этом слове нет разделительного мягкого знака, карточку не поднимайте.
Перья, поля, братья, стулья, дятел, сучья.
Если обучающиеся поднимают карточку, учитель просит их доказать свой ответ.
- Докажи свой выбор (В слове «стулья» звуки «Л» и «Я» произносятся раздельно. Следовательно при записи этого слова нужно между ними писать разделительный мягкий знак.)
XI. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок с комментированием.
- Ребята, чем занимались на уроке? (Закрепляли правописание слов с разделительным мягким знаком.)
- Кому было интересно?
- Что показывает разделительный «Ь» в словах? (Разделительный мягкий знак в словах показывает. Что согласный и гласный звуки произносится раздельно.)
Оцените свой труд на уроке, воспользуясь памяткой «Как оценил свою работу».
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогали бы вам преодолеть все трудности учёбы, которые встретятся на вашем жизненном пути
- Герои мультфильма говорят вам «спасибо». Им очень понравилось, как вы работали.
XII. Домашние задание по выбору.
С 33-34 упр.3 (задание 3) (Разбор с объяснением)
(По желанию) Подобрать и записать новые слова, которые не использовали на уроке с разделительным мягким знаком.Можете воспользоваться дополнительной литературой дома, интернетом, библиотекой.
III. Заключение.
Составляя урок письма и развития речи старалась осуществить системно-деятельностный подход, который находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоение знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться.
Целевыми установками урока являлись:
Уточнить знания детей о разделительном мягком знаке.
Отрабатывать навык написания слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «доброжелательность», «терпение», «справедливость».
Освоение личностного смысла учения.
Оценка общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Определять последовательность его выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания данные алгоритмы.
Давать самооценку.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу при выполнении различного вида заданий.
Сопоставлять и применять изученное правило.
Анализировать и сравнивать.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в работе группы, в диалоге, распределять роли, договариваться друг с другом.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично относиться к своему мнению. Уметь договариваться с людьми иных позиций.
Понимать точку зрения другого.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).
Читать и понимать задания.
Предметные результаты
Применение умения правильного употребления слов с разделительным мягким знаком.
IV. Литература.
1. Аксёнова, А. К. Русский язык. 4 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова. Н.Г. Галунчикова. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 271 с.
2. Приложение 4 – 5 к СанПин 2.4.2.2821 – 10
3. Нелипенко, Т.И. Современный урок в коррекционном классе. – Волгоград : Учитель, 2013. – 130 с.
V. Приложение.
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Разделительный мягкий знак"
Крайнова Елена Викторовна, учитель начальных классов
Разделы:Преподавание в начальной школе
Цели:
формировать умение правильно писать и произносить слова с разделительным Ь знаком;
развитие внимания, зрительной памяти и орфографической зоркости;
обогащение словарного запаса учащихся словами с разделительным Ь знаком.
Оборудование: динамическая картинка, картинки на магнитах, карточки с сочетаниями и со словами с разделительным Ь знаком.
Ход урока:
I. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с разделительным Ь знаком, постараемся запомнить как можно больше слов с разделительным Ь знаком для того, чтобы эти слова можно было использовать в своей речи, правильно, без ошибок, писать их в сочетании, в диктанте или в изложении.
II. Чистописание.
– Сначала мы научимся правильно писать Ь знак в сочетаниях, для того, чтобы наше письмо было правильным и красивым.
вья – нижнее соединение
карточки
нье – среднее соединение
льи – верхнее соединение
– Напишите целую строчку, повторяя эти слоги.
– Посмотрите, ребята, какие слоги с мягким знаком есть еще у нас. Давайте их прочитаем /Чтение слогов хором/.
– Что заметили при чтении? /Согласный звук и следующий за ним гласный произносятся раздельно, т.е. согласный не сливается с гласным/.
– А как вы думаете, на какую орфограмму /или правило/ эти слоги? /На правило правописания разделительного Ь знака/.
– Когда же в словах пишется разделительный Ь знак?
Разделительный Ь знак пишется в словах после согласных и перед гласными:е ё и ю я.
– Используя эти сочетания, придумайте слова с разделительным Ь знаком:
– Сегодня мы с вами художники, но рисовать мы будем не с помощью красок и кисти, а при помощи картинок и слов с разделительным Ь знаком.
– Перед вами картинка. Что же здесь изображено? /Трава, земля, небо/
– А что украшает нашу землю? /Поля, луга, леса, деревья, звери, птицы/
– А как это можно назвать одним словом? /Природа/
– Правильно, мы должны любить и охранять нашу землю и все то, что на ней растет и живет.
– Что же делает наш воздух чище и радует нас в любое время года, летом мы прячемся в их тени, осенью любуемся их яркими красками? /Деревья/
/По ходу рассказа на доску вывешиваются картинки на магнитах/
– А что это у деревьев? /Сучья/
– А на деревьях растут…/листья/
– Под деревьями старые засохшие ветки, как иначе мы их назовем? /Прутья/
– В лесу на деревьях вьют свои гнезда, слышится пенье и щебетанье кого? /Птиц/
– Вспомните и назовите слова, обозначающие птиц, которые пишутся с разделительным Ь знаком? /Воробьи, соловьи/
– Что есть у каждой птицы? /Крылья/
– А что у птиц на крыльях и на теле? /Перья/
– Иногда в лесу встречаются муравейники.
– А под каким деревом у нас муравейник? /Под елью/
– А кто же построил этот большой дом? /Муравьи/
– Любите ли вы отдыхать на природе? /Да/
– А с кем вы чаще ходите отдыхать? /С родителями/
– Но ведь родители работают и не всегда они могут прогуливаться с вами за город или на дачу. Когда родители свободны от работы? /В выходные/
– А какой это день недели? /Воскресенье/
– И вот в одно из таких воскресений мама, папа с дочерью и сыновьями отправились на прогулку. Кто это мама, папа, дочь, сыновья, как одним словом назовем мы их? /Семья Васильевых/.
– Как назовем сыновей? /Илья и Лукьян/
– Кто они друг другу? /братья/
– Илья и собака Вьюн — друзья. С ними прибежало сюда животное, которое любит кушать желуди. Кто это? /Свинья/
– Свинья Хавронья — так мы ее назовем.
– Вдруг они услышали лай собаки. Все подошли посмотреть, что же там произошло? /Собака нашла нору/
– Чья это может быть нора? /Барсучья, лисья, волчья./ Дети отогнали собаку от норы.
– Семья Васильевых купались, загорали, а мокрую одежду /белье/ повесили на колья. Потом сели на скамью отдохнуть.
– Невдалеке виднелась пасека деда Валерьяна. И конечно - же вся семья отправилась к деду. Дед обрадовался и начал угощать их, посадил за стол. Выставил угощенья. Какие же это были угощенья? /Мед,печенье, варенье, оладьи/
– Сколько было веселья, счастья! Сколько здоровья принесло им это гулянье!
Работа со словами.
– А теперь ребята вспомните слова, которые мы употребляли, рисуя картину используя картинки на магнитах с разделительным Ь знаком /дети называют, учитель вывешивает карточки со словами/.
– Прочитайте еще раз эти слова. /Учитель снимает слова на карточках/
– А теперь запишите их по памяти. В помощь вам останется картина.
Проверка:Прочитает свои слова… (2-3 чел.)
– А у кого есть еще слова, которые были не названы ребятами?/Прочитать/
Ф/минутка:
Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять Хомка хочет сильным стать.
Составьте рассказ по картинке, используя свои слова. /Устная передача текста/.
Работа с предложениями:
– Составьте из данных слов предложение к нашей картинке и запишите его в тетради. /Кто-то работает у доски/.
IV. Итог урока, оценивание.
– Чему учились на уроке?
– Для чего нам нужно запомнить такое количество слов с разделительным Ь знаком?
V. Домашнее задание:
Придумать и записать 7 новых слов с разделительным Ь знаком.
Урок по письму и развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Составление рассказа по сюжетной картинке «Зима»
Цели: 1) формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке. 2) развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость. 3) воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету.
Цель: активизировать работу класса. Продолжать учить работать в коллективе. Учить слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
2. Минутка чистописания
Цель: 1) повторить правила посадки при письме; 2) закрепить написание заглавной и прописной букв Ё ё; 3) пополнять словарный запас; 4) развитие речи.
- Ребята, запишите число, классная работа. - Ребята, определите, какую букву мы будем сегодня писать. Данная буква имеет букву-близнеца, но отличается лишь двумя точками, стоящими вверху. О какой букве идет речь? (Ё ё) - Кто догадался, какую букву будем писать? (Ё ё). -Прописываем букву Ёё. - Ребята, в руки карандаши возьмите, красиво записанную букву в кружок обведите. - Придумайте и запишите 2 слова, начинающиеся на данный звук. - Прочтите, что записали. Поставьте к словам вопрос. Что называют эти слова?
3. Актуализация знаний
Цель: 1) повторить признаки предложения; 2) умение правильно оформлять предложения в письменной речи. - Ребята, возьмите белую карточку № 1, прочитайте и найдите правильный ответ. Что такое предложение? 1.Это несколько слов. 2.Это несколько слов, которые связанны общей темой и выражают законченную мысль. 3. Это слова на одну тему. (выслушать ответы детей)
4. Составление рассказа по сюжетной картинке
Цель: развитие речи. - Ребята, сегодня на уроке мы будем упражняться в составлении рассказа по сюжетной картинке.
- Ребята, возьмите белую карточку № 2, прочитайте и найдите правильный ответ. Что такое рассказ? 1.Это несколько предложений. 2.Это несколько предложений, объединенных одной темой. 3. Это ряд предложений, связанных темой и общим смыслом. (выслушать ответы детей). - Итак, мы сегодня на уроке будем составлять рассказ по картинке. - Рассмотрите, картинку «Зима». (Учитель крепит на доску сюжетную картинку «Зима»). - Какое время года изображено на картинке? Почему вы так думаете? Что делает мальчик? - Ребята, найдите на картинке предметы, в названии которых есть знакомые правила. Запишите эти слова.
5. Физкультминутка
Цель: снятие усталости. Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале: Вправо, влево повернись, Наклонись и поклонись! Ручки вверх и ручки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку Молодцы, мои зайчишки!
6. Работа с предложениями
- Ребята, прочитайте записанные слова. Объясните правописание данных слов. Составьте с данными словами предложения по картинке. Запишите 3 предложения в тетради. - Можно ли их назвать рассказом? Почему?
7. Домашнее задание
Цель: дифференциация изученных орфограмм.
Записать по 3 слова с разделительным мягким знаком и с мягким знаком – показателем мягкости предыдущего согласного. Для учащихся, Рябова Юрия и Тимонина Данила – задание на карточке.
8. Подведение итогов урока
- Что было интересного на уроке? - Какие задания выполняли? Какие правила повторили? - Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!