Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный момент. Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Ребята, позвольте вас пригласите в удивительную страну. (Читает стихотворение.) Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положенье! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки. И погода стояла настная. И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинном шагом шли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не. Ребята, в чём особенность этой страны? | | Конструировать предложение и предложенного словарного материала. Определять лексическое значение слова по контексту. | Личностные результаты: - осознание важности учёбы и познания нового; - осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности УУД: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | Давайте вернем этим словам пропажу и распределим по частям речи. Подумайте, какое общее правило объединяет все эти слова? На доске: НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ – Ребята, обратите внимание на доску. Сопоставьте предложенные слова и скажите, с какой орфограммой будет связана тема нашего урока? | 1. Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания 2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности. Тема: «Раздельное написание не с деепричастиями» Цель: научиться писать не с деепричастиями раздельно. | | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться критично относиться к собственному мнению; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. . |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | 1.Распределительный диктант. – Распределите словосочетания (материал дан на парты) на три колонки, объяснив слитное или раздельное написание не с глаголами, причастиями и деепричастиями. Сделайте вывод: как пишется не с деепричастиями. 1. Книга не читана. 2. Непрочитанная повесть. 3. Ничего не делая. 4. Не вычитанные редактором статьи. 5. Никак не мог заснуть. 6. Ни о чем не спрашивая. 7. Не горевал, а радовался. 8. Не был в деревне. 9. Не кланяясь в пояс. 10. Не выступал на конференции. 11. Не пользуясь льготами. 12. Не думать над нерешенной проблемой. 13. Недоумевать. 14. Непроверенные факты. 15. Не смея рассчитывать на успех. 16. Он что-то недоговаривает. 17. Никогда не улыбающийся человек. 18. Почти никем не решенная задача. 19. Ни о чем не думая и не рассуждая. 20. Еще не написанная книга. 21. Нескошенная трава. 22. Не хвастая силой. 23. Неисследованные горы. 24. Неизученный, но важный вопрос. 25. Не разрушенный, а целый. 26. Не привыкая к долгой работе. 27. Не защищенное от ветра лицо. 28. Урок не выучен. 29. Неизданная повесть. Взаимопроверка. Обсуждение результатов. Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению орфограмм «Правописание не с глаголом», «Правописание не с причастием». Подводит к выводу о том, что не с деепричастиями пишется так же, как с глаголом – раздельно. 2. Организация работы с учебником - Представлено ли правило «Правописание не с деепричастиями»? (правило в учебнике представлено). - Верны ли наши выводы? | 1. Наблюдение 2. Работа с информацией в учебнике. | -правильно писать не с деепричастиями, -графически обозначать условия правильных написаний, -правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; - составлять таблицу на основе вербальной информации; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться подтверждать аргументы фактами; - учиться критично относиться к собственному мнению. |
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | 1. Беседа - Как звучит правило «Правописание не с деепричастиями»? Дайте развернутый устный ответ с примерами. - Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока? - Каким образом нам удалось её решить? - Все ли, что запланировано нами, выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике) 2. Организация работы по составлению алгоритма - Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «Правописание не с деепричастиями», который поможет нам распланировать свою работу при нахождении данной орфограммы. | 1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы 2. Совместное построение алгоритма «Правописание не с деепричастиями»: 1. Определить часть речи 2.Употребляется без НЕ? 3. Нет – пишем слитно Да – пишем раздельно. | -правильно писать не с деепричастиями, -графически обозначать условия правильных написаний, -правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | 1. Совместное выполнение упр.192. | Закрепление правила в практической деятельности. | -правильно писать не с деепричастиями, -графически обозначать условия правильных написаний, -правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - создавать развёрнутое устное высказывание. |
6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | 1. Самостоятельная работа. Упр.193. | | -правильно писать не с деепричастиями, -графически обозначать условия правильных написаний, -правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
| 7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | 1. Организация рефлексии, повторный анализ эпиграфа -Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она? - Почему эту цель можно считать личностно значимой для каждого из нас? - Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели? - Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали? - О чем сегодня вспомнили на уроке? -С какой орфограммой познакомились? -Когда не с деепричастиями пишется раздельно? - Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем? 2. Домашнее задание. Упр.194 из параграфа 30. | 1. Рефлексия, ответы на вопросы учителя | | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций. |