Конспект урока русского языка во 2 «а» классе.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель: формирование представления о разделительном мягком знаке.
Формирование УУД.
Познавательные: классифицировать объекты по существенному признаку.
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение одноклассников, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Регулятивные: уметь находить и исправлять собственные ошибки, сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
Личностные: осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах.
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь. Поздоровайтесь.
- Всё готово к уроку? Тетрадь, ручка, карандаши. Начинаем наш урок.
2. Словарная работа.
- Откройте тетради. Запишите число, Классная работа.
- Записываем словарные слова: берёза, коньки, сентябрь, иней, прощай.
(Учитель называет слова, ученики проговаривают, прописывают, учитель показывает карточку со словом, ученики сверяют – верно ли написали, ставят ударение)
3. Нахождение и обозначение мягких согласных звуков.
- Найдите буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, и обозначьте зелёным цветом.
( На доске такая же работа с проговариванием причины мягкости)
Вывод:
- Что влияет на мягкость согласного?
Буквы е, ё, и, ю, я.
Буква ь
Ничего не влияет: буквы обозначают всегда мягкие звуки [ч, ] [щ, ] [й,]
Уточнение.
- Где в слове стоит буква «ь», когда смягчает согласный?
Мягкий знак стоит в конце слова
Мягкий знак стоит в середине слова
4. Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах.
Какие правила работы в группе нужно знать?
Правила работы в группе. - В группе должен быть ответственный. - Каждый имеет право на своё мнение! - Слушай, не перебивай! - Говори по очереди! |
- У вас на столах карточки со словами и большая карточка, на которую вы прикрепите эти слова в соответствии с группировкой.
- Повторите правила работы в группе. Прочитайте задание. Распределите.
Карточки для выполнения задания:
Ь- показатель мягкости (стоит в середине слова) | Ь- показатель мягкости (стоит в конце слова) |
пальто | | |
конь | | |
степь | | |
руль | | |
семья | | |
пальцы | | |
окуньки | | |
5. Выявление проблемы.
*В какой столбик отнести слово «семья»?
(Понаблюдаем: если кто-то отнесёт слово «семья» во 1 столбик. Он, конечно, смягчает, но что будет, если букву «ь» убрать из слова? согласный и гласный сольются: «семья – семя». А буква «ь» их разделяет, потому и называется «разделительный ь»)
Поэтому существует правило:
Разделительный ь пишется между согласным и гласным. (Уточнение: ь – показатель мягкости пишется на конце слова или в середине слова между двумя согласными.)
6. Физ.минутка.
Учитель называет слова: если слово с ь – показатель мягкости – хлопок, если слово с разделительным мягким знаком – подпрыгнуть.
Платье, счастье, Женька, копьё, крыльцо, учитель.
7. Работа с пословицами. ( На экране) Закрепление правила.
Ученье – путь к уменью.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Прочитать пословицы. Осмысление пословиц. Записать в тетрадь.
Ь- показатель мягкости – обозначить зелёным цветом
Разделительный ь – обозначить синим цветом
Итог: - где пишется Ь - показатель мягкости?
- где пишется разделительный ь?
8. Запись слов с разделительным ь.
- Вспомните сказку «Два Мороза». В какую одежду был одет купец, которого легко заморозили?
На экране:
- лисья шапка
- волчьи сапоги
- медвежья шуба (на экране)
-Покажите, где стоит ь знак. (кто-то из детей выходит и обозначает).
-Какой мягкий «ь» знак в этих словах разделительный или показатель мягкости? (докажите).
9. Над какой темой работали на уроке?
«Правописание разделительного мягкого знака».
- Где в слове пишется разделительный ь?
10. Закрепление.
Дети выходят, берут слово и прикрепляют в нужный столбик со словами
«В слове…разделительный ь, потому что пишется между согласным и гласным» или
«В слове …..ь- показатель мягкости пишется на конце слова или в середине между двумя согласными»
листья |
деревья |
сильный |
февраль |
здоровье |
братья |
зверьки |
капельки |
11. Итог урока.
Где в слове пишется разделительный ь?
12. Домашнее задание. Подобрать и записать 3 слова с разделительным ь и 3 слова с ь – показателем мягкости.
ТЕСТ. Разделительный мягкий знак.
1 уровень.
1. Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.
2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.
Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.
_________________________________________________________________
2 уровень.
4. Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил_____________________
С деревьев осыпались_________________
На верёвке сушится____________________
5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса.
Без терпенья – нет уменья.
_________________________________________________________________
Повторенье – мать ученья.
_________________________________________________________________
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
_________________________________________________________________
3 уровень.
6. Исправь ошибки.
Наша кожка мурка - бальшая шалунья.
Папа принёс чючело воробя.
Мурка схватила чючело.
Осталис от птичьки одни клочя.
6