kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разделительны Ъ и Ь знаки

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок0повторение начальной школы для детей 5 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разделительны Ъ и Ь знаки»

Урок 4. Повторение. Морфология. Имя существительное, прилагательное, числительное

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу. 

Проверка домашнего задания.

II. Формулировка темы и целеполагание

«ДаНетка»

1. Существительные изменяются по числам, родам и падежам. (Нет, только по числам и падежам, род-постоянная грамматическая категория у существительного)

2. Слово семьсот в родительном падеже имеет форму семисот. (Да).

3.Относительные прилагательные образуют краткую форму и степень сравнения. (Нет, такими свойствами обладают только качественные прилагательные).

4.Прилагательные, существительные и наречия на -О- пишутся раздельно с частицей НЕ, если есть противопоставление с союзом А или слово ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ, НИСКОЛЬКО, НИЧУТЬ.(Да).

5. В суффиксах отыменных существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е. (Да).

6. Количественные числительные могут обозначать целые числа, быть собирательными, дробными или порядковыми. (Нет, порядковые -лишнее в этом ряду).

7. Существительные могут быть мужского, женского или среднего рода. (Нет, существительные бывают и общего рода).

8. Суффиксы относительных прилагательных: -ИН-, -ЫН-,-ОВ-, -ЕВ-,-ИЙ-. (Нет, это суффиксы притяжательных прилагательных).

9. Если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-, то в них пишется одна буква Н, кроме стеклянный, оловянный, деревянный.

10. В простых числительных, в составе которых имеется суффикс -надцать-, в середине слова буква «ь» не пишется: шестнадцать, семнадцать и так далее. Она используется только для мягкости в конце. (Да).

Какой теме будет посвящен наш урок?

Ученики записывают в тетрадь тему урока «Повторение. Морфология. Имя существительное, прилагательное, числительное».

Каковы цель и задачи урока?

III. Актуализация знаний

Фронтальный опрос
 — В каком разделе языкознания изуча­ются части речи? (Морфология)

Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

 — На какие две группы делятся все части речи? (Самостоятельные, служебные, отдельно - междометия и звукоподражательные слова)

—Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи.

 — Какие части речи относятся к именным? (Имя сущ., прил., числ., местоимение)

Заполнение таблицы с «белыми пятнами». (Учащиеся ра­ботают в группах (парах)









Имя сущест-

вительное

...

Имя числительное

Значение

Обозначает

… ;

отвечает на вопро­сы: кто? что?

Обозначает при­знак предмета; отвечает на во­просы: ... ?

... ?

Обозначает ... или порядок предметов при счете;

отвечает на вопросы: сколько? ... ?

Указывает на … , признак или … , но не называет их; отвечает на вопросы: кто? ... ? какой? ... ? который? сколько?

Морфо­логи­ческие признаки

Собственное

или … ;

... или ... ;

… , склонение;

… , падеж

Качественное, относительное или … ;

число (в ед. чис­ле ... );

падеж

Количественное,

... или порядковое;

… , сложное или со­ставное;

падеж, число, род

Личное, возвратное, относи-тель­ное, вопросительное, неопреде­ленное, отрицатель-ное, указа­тельное, притяжа-тельное, опре­делительное;

... ; число; ...

Синтак­сическая роль

Может быть любым членом предложения

… ,

сказуемое

Может быть любым членом предложения

Подлежащее, определение, до­полнение, сказуемое

Примеры





IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

Формат ВПР

Задание 1. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

С восьмого века здесь добывали соль и отправляли её по шёлковому пути.


Задание 2. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Многочисленные ручьи впадают в это озеро и приносят сто тонн солей.


Задание 3. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Из кустов выскочили две огромные овчарки, но лесник отогнал от нас собак.

Готовимся к ГИА.

Задание 1. Отметь словосочетание, в котором допущена ошибка в образовании формы слова.

спелых АБРИКОС

с ПОЛУТОРА тысячами

здоровые ДЕСНЫ

с ШЕСТЬЮСТАМИ страницами

ПРЕКРАСНЕЙШИЙ вид


Задание 2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Отметь номер с неправильной формой слова:

СИЛЬНЕЙШИЙ удар

пирог БОЛЕЕ ВКУСНЕЕ

ДОБРЕЙШИЙ человек

река БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ

САМОЕ РЕЗКОЕ движение


Задание 3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Отметь вариант с неправильной формой слова:

КРАСИВЫЙ Сочи

ЧЕРНЫЙ кофе

МАЛЕНЬКИЙ пони

ХОРОШИЙ шампунь

ЯРКАЯ тюль

Имя существительное

Постоянные морфологические признаки Непостоянные морфологические признаки

Собственное или нарицательное Число

Одушевлённое или неодушевлённое Падеж

Род

Склонение


Запиши существительные в 3 столбика по склонениям:

1 вариант.
Верблюд, подруга, мешок, стрекоза, фасоль, морковь, пень.
2 вариант.
Картофель, дело, песня, пруд, сирень, дочь, дядя.


Вспомним правописание О и Е после шипящих и Ц
в окончаниях имён существительных.

 
Вставь пропущенные буквы в словах:
 
1 вариант. С багаж . м, под крыш . й, за пыльц . й, под плащ . м.
2 вариант. За свеч . й, с медведиц . й, с пловц . м, за пляж . м.


Имя прилагательное

Постоянные морфологические признаки Непостоянные морфологические признаки

Пост: Разряд: качественное, относительное, притяжательное

Непост:

Полная или краткая форма

Степень сравнения (сравнительная и превосходная)

Число

Род

Падеж

Сгруппируй прилагательные в зависимости от разряда и запиши в тетрадь: Прекрасная, большой, кирпичный, соломенный, медвежья, мамин, красный, лёгкий, соловьиный, песчаный.



Запиши прилагательные к данным существительным, изменив окончания.
Укажи число и род прилагательных.

1 вариант

Пора (зимний).
Путь (долгая).
Пальто (новая).
Волна (синий).
2 вариант
Берег (дальнее).
Утро (ранний).
Листья (осенняя).
Лучи (яркое).


1 вариант

Пора зимняя
Путь долгий
Пальто новое
Волна синяя


2 вариант
Берег дальний
Утро раннее
Листья осенние
Лучи яркие


Образуйте степени сравнения:


Имя числительное

Постоянные морфологические признаки Непостоянные морфологические признаки

Пост: Количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое. Простое, сложное, составное

Непост: Число. Род. Падеж

Задание. Найдите числительные. Что вы можете о них рассказать?

Листья берёзы падают на тротуар. Первый, второй, третий… Сто шестьдесят седьмой… Золотые монетки. Богатство леса.

Вот уже целый ворох листьев на мокром асфальте. Сколько их? Двести пятьдесят? Триста девяносто восемь? Никто не будет считать.

Я сегодня простоял под старой берёзой около полутора часов. Двое детей играли поблизости.



vk.com/rusakadem



V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 1
В каком случае часть речи определена неверно?
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

1. кто – наречие

2. не – частица

3. проклинал – глагол

4. смотрителей – существительное


Задание 2

В каком случае часть речи определена неверно?


Генерал едет, не сказав ему спасибо.


1. генерал – существительное

2. едет – глагол

3. сказав – глагол

4. ему - местоимение


Задание 3

В каком случае часть речи определена неверно?


Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей.


1. легко – наречие

2. догадаться – глагол

3. из – союз

4. сословия – существительное


Задание 4

В каком случае часть речи определена неверно?


Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель.


1. мою – местоимение

2. подорожную – прилагательное

3. опрятную – прилагательное

4. обитель - существительное


Задание 5

В каком случае часть речи определена неверно?


Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами.


1. блудного – прилагательное

2. первой – прилагательное

3. колпаке – существительное

4. поспешно – наречие

VI. Подведение итогов урока, рефлексия

– Давайте подведём итог.
Плюс, минус, интересно


VII. Домашнее задание.

    • Теория. Упр. 151,152


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разделительны Ъ и Ь знаки

Автор: Кокорышкина Снежана Витальевна

Дата: 08.09.2025

Номер свидетельства: 673990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русского языка в 3 классе  Обобщение знаний  о правописании Ъ и Ь разделительных знаков   ПМК «Школы России» "
    ["seo_title"] => string(115) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-obobshchieniie-znanii-o-pravopisanii-i-razdielitiel-nykh-znakov-pmk-shkoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "220747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434825041"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Русский язык 2 класс. Урок по теме "Мягкий и твердый разделительные знаки". "
    ["seo_title"] => string(80) "russkii-iazyk-2-klass-urok-po-tiemie-miaghkii-i-tvierdyi-razdielitiel-nyie-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "245736"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446201829"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Мягкий и твёрдый разделительные знаки""
    ["seo_title"] => string(65) "urok_russkogho_iazyka_miaghkii_i_tviordyi_razdielitiel_nyie_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "436866"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509875640"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Русский язык, 5 класс. Тема "Буквы ь и ъ как разделительные знаки""
    ["seo_title"] => string(58) "russkii_iazyk_5_klass_tema_bukvy_i_kak_razdelitelnye_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "570962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611254003"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "227173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440617849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства