Это первый из двух уроков по развитию речи, посвященных написанию изложения по рассказу А. А. Куприна «Ю-ю». Сегодня эти уроки очень востребованы, т.к. на них мы обучаем детей разбираться в прочитанном и на основе этого создавать свои собственные тексты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рассказ. Изложение, близкое к тексту.»
Тема: Рассказ. Изложение, близкое к тексту.
Цели: 1. Продолжить изучение темы: Рассказ
2. Развивать умение писать изложение, близкое к тексту
3. Прививать у себя любовь к животным
Ход: I Вступительное слово
Здравствуйте, ребята! Рада вас все сегодня видеть. За окном чудесная погода, поэтому наш сегодняшний урок хотелось бы начать с лёгких лирических ноток. Послушайте отрывочек из стихотворения Н. Гумилева «Носорог»:
Видишь, мчатся обезьяны
С диким криком на лианы,
Что свисают низко, низко,
Слышишь шорох многих ног?
Это значит - близко, близко
От твоей лесной поляны
Разъяренный носорог.
Вы, наверное, уже догадались, кто будет героями текстов, с которыми мы сегодня будем работать? Мы будем говорить о животных.
На доске у нас уже написана тема урока. Попробуйте сформулировать задачи, которое нам сегодня на уроке предстоит решить. ( Дети формулируют задачи урока) – совершенно верно! Спасибо! (Слайд № 1)
II Интрига
Теперь приступим к проверке домашнего задания. Вам было предложено написать сочинение по первой строчке текста: «Бежал ёжик по лесной дорожке». (Слайд №2). Давайте послушаем, что у вас получилось? Но для начала выберем двух экспертов, которые будут оценивать наши работы.(дети читают сочинения и обсуждают их). Спасибо, ребята! Вы все успешно справились с заданием! А хотите ли вы узнать, что на самом деле случилось с ежиком? Тогда я рекомендую вам взять в библиотеке рассказ «Бежал ежик по лесной дорожке», написанный замечательным мастером слова - Николаем Ивановичем Сладковым.
III Вызов
Прежде чем начать работу над текстом изложения, давайте проведем словарную работу, чтобы вспомнить слова-термины, которые позволят нам успешно справиться с задачами урока. Я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Листочки уже лежат перед вами на партах. Изучите их внимательно. В одной колонке приводятся термины, а во второй колонке их толкования. Ваша задача соединить стрелочками термин и правильное толкование к нему. Готово? Теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность ео ответов. В этом вам поможет слайд № ……
Физминутка!!!! Отложите листочки. Для того, чтобы продолжить работу, нам нужно отдохнуть и сосредоточиться. Поэтому мы сейчас проведем небольшую разминку на внимание. для этого нам необходимо встать, выйти из-за парт. Я буду называть упражнение, а вы, внимательно слушая меня, будете его выполнять.
А теперь я хочу познакомить вас с очень интересным текстом.
IV Прогнозирование.
(Слайд № 3). Текст называется «Ю-ю». Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь в тексте? (Дети приводят варианты). Что моет произойти с главным героем на ваш взгляд? Сложно определить по одному названию тему и выяснить, кто будет главным героем? Сложно!
Тогда послушайте текст, написал его Александр Иванович Куприн- известный русский писатель, сегодня он будет нашим учителем словесности (Читаю текст изложения. ) Понравился ли вам текст? Что именно?.... (Слайд№ 4
Давайте обратимся к плану текста.) Посмотрите внимательно на план. Можно ли по нему ответить на вопросы:
- Сколько частей в этом тексте?
- Сколько действующих лиц? Кто является главным действующим лицом?
-Как вы думаете. К какому жанру относится этот текст? (Это рассказ)
Давайте вспомним композицию рассказа. В этом нам поможет кластер (Слайд № 5). Прокомментируйте, о чем говорит вам этот кластер.
Ребята, давайте попробуем разобраться, опираясь на план:
-Какой пункт плана соответствует Вступлению?
-Какой- Основной части?
-Где будет, по-вашему, Заключение?
Мы познакомились с исходным текстом рассказа, разобрали его. Теперь вашей задачей будет написать изложение, близкое к тексту. В написании нам помогут строительные материалы текста, т.е. слова-кирпичики. Я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждая группа получает конверт, в котором слова из текста. Ваша задача выбрать из конверта ключевые выражения, всего должно получиться по 5 слов. Первая группа будет искать детали портрета Ю-ю, вторая группа будет искать поэтические находки автора, т.е. художественные тропы, третьей группе я предлагаю поискать слова-ключики, которые ответят на вопрос: «Какую цель поставил автор?». Четвертая группа попробует доказать, что автор любит свою кошку? (Дети разбирают конверты, работают со словами.)
Вы все успешно справились с заданием, я проделала ту же самую работу. Обратите внимание на доску (Слайд № 6) . Ребята, перед вами лежат листочки с планом текста и строительными материалами. Попробуйте дома по памяти написать свой рассказ о Ю-ю.
VРефлексия
Ребята, у меня есть Цветик-семицветик, я попрошу вас продолжить, написанное на его лепестках (Мне было сложно…, Самым интересным на уроке Было…, Я бы хотел(а)…. )