kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

7 класс. Конспект урока по развитию речи. Тема урока: «Изложение, близкое к тексту». Гроза. (По повести Л.Н.Толстого)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гроза.

(По повести Л.Н.Толстого)

        До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта.

      Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.

      Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

      Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу.

   …Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение. В  ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск…

Словарная работа: верста.

 

Коллективное составление плана текста изложения.

(Читаю текс по частям, обучающие озаглавливают  каждую часть и записывают пунктами плана.)

Примерный план.

1)  Появляется тёмно-лиловая туча.

2)  Слышится слабый гул.

3)  Мальчику становится жутко.

4)  Солнце скрывается за тучами.

5)  Порывы влажного ветра.

6)  Молния вспыхивает.

7)  Оглушительный треск грома.

 

Беседа по содержанию  текста.

-Давайте вникнем в особенности языка автора, внимательно изучив содержание отрывка.

-Какие средства выразительности он использует  для описания грозы?(Эпитеты: мрачный характер, величественный гул, оглушительный треск; метафора: задрожала роща; раскаты, обнимающие небосклон.)

 

- В предложенном  отрывке  автор  сразу даёт  описание грозы?

(Нет)

- На какие части можно разделить изменения в природе  при описании грозы?

( Перед грозой и во время грозы.)

- Описание каких  явлений   в  природе помогают нам  увидеть эти изменения?

(Тучи,  солнца,  молнии  и грома)

-Как выглядит природа перед грозой?(Всё спокойно, но чувствуется состояние тревоги).

-Какие слова и выражения использует автор  для описания этого состояния?(Туча  без малейшего ветра, но быстро  подвигалась к нам; солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает; изредка вдалеке вспыхивает молния; слабый гул; прерывистые раскаты)

-Переносится  ли это состояние  природы на состояние человека? (Да.)

-Какими словами он пытается передать страх перед надвигающейся стихией?(Становится жутко, кровь быстрее обращается в моих жилах.)

-Обратите внимание на использование  автором слов, которые в современном русском языке мы не используем: подвигалась к нам, кровь быстрее обращается в жилах. Но  это авторское выражение, поэтому при написании изложения постарайтесь  их не искажать.

-Используя лексику автора, попробуйте  рассказать, что происходит в природе во время грозы?(Дети  пытаются вспомнить описание неба, солнца, молнии, грома, используя  выражения и особенности автора.)9

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«7 класс. Конспект урока по развитию речи. Тема урока: «Изложение, близкое к тексту». Гроза. (По повести Л.Н.Толстого) »

Презентация к уроку по развитию речи для 7 класса.   Тема: «Изложение, близкое к тексту».

Презентация к уроку по развитию речи для 7 класса. Тема: «Изложение, близкое к тексту».

Шишкин Шишкин Иван Иванович «Перед грозой» 1884 год

Шишкин

Шишкин Иван Иванович «Перед грозой» 1884 год

А.Н. Майков «Гроза» Кругом царила жизнь и радость, И ветер нёс с ржаных полей Благоухание и сладость Волною мягкою своей.   Но вот, как бы в испуге, тени Бегут по золотым хлебам, Промчался вихрь-пять шесть мгновений- И, в встречу солнечным лучам,   Встают с серебряным карнизом Чрез все полнеба ворота, И там, за занавесом сизым сквозят и блеск, и темнота.   Вдруг словно скатерть парчевую Поспешно сдёрнул кто с полей, И тьма за ней в погоню злую, И всё свирепей и быстрей.   Уж расплылись давно колонны, Исчез серебряный карниз, И гул пошёл неугомонный, И огнь, и воды полились…   Где царство солнца и лазури! Где блеск полей, где мир долин! Но прелесть есть и шуме бури, И в пляске ледяных градин!   Их нахватать-нужна отвага! И- вон как дети в удальце Её честят! Как вся ватага Визжит и скачет на крыльце!

А.Н. Майков «Гроза»

  • Кругом царила жизнь и радость,
  • И ветер нёс с ржаных полей
  • Благоухание и сладость
  • Волною мягкою своей.
  •  
  • Но вот, как бы в испуге, тени
  • Бегут по золотым хлебам,
  • Промчался вихрь-пять шесть мгновений-
  • И, в встречу солнечным лучам,
  •  
  • Встают с серебряным карнизом
  • Чрез все полнеба ворота,
  • И там, за занавесом сизым сквозят и блеск, и темнота.
  •  
  • Вдруг словно скатерть парчевую
  • Поспешно сдёрнул кто с полей,
  • И тьма за ней в погоню злую,
  • И всё свирепей и быстрей.
  •  

Уж расплылись давно колонны,

Исчез серебряный карниз,

И гул пошёл неугомонный,

И огнь, и воды полились…

 

Где царство солнца и лазури!

Где блеск полей, где мир долин!

Но прелесть есть и шуме бури,

И в пляске ледяных градин!

 

Их нахватать-нужна отвага!

И- вон как дети в удальце

Её честят! Как вся ватага

Визжит и скачет на крыльце!

Словарная работа

Словарная работа

  • Карниз - выступ в верхней части здания, над окном, дверью.
Парча -  плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями .
  • Парча - плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями .
Сизый -  тёмно-серый с синеватым отливом. Лазурь  -  светло-синий цвет, синева. Верста -  ы(мн.) вёрсты, вёрст-русская мера длины= 1,06 км
  • Сизый - тёмно-серый с синеватым отливом.
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева.
  • Верста - ы(мн.) вёрсты, вёрст-русская мера длины= 1,06 км
Портрет Л.Н. Толстого

Портрет

Л.Н. Толстого

Карточка

Карточка

  • 1 . Тёмно-лиловая туча … к нам.
  • 2. Солнце … её мрачную поверхность.
  • 3. … молния.
  • 4. … слабый гул.
  • 5. Облака … солнце, оно … в последний раз и … .
  • 6. Вот … осиновая роща, листья … и … , макушки берёз …, пучки сухой травы … .
  • 7. Молния …как будто в самой бричке, … зрение.
  • 8. … величественный гул, который … и … в треск.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Бельская Нелля Александровна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства