Гроза.
(По повести Л.Н.Толстого)
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта.
Изредка вдалеке вспыхивает молния, и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу.
…Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск…
Словарная работа: верста.
Коллективное составление плана текста изложения.
(Читаю текс по частям, обучающие озаглавливают каждую часть и записывают пунктами плана.)
Примерный план.
1) Появляется тёмно-лиловая туча.
2) Слышится слабый гул.
3) Мальчику становится жутко.
4) Солнце скрывается за тучами.
5) Порывы влажного ветра.
6) Молния вспыхивает.
7) Оглушительный треск грома.
Беседа по содержанию текста.
-Давайте вникнем в особенности языка автора, внимательно изучив содержание отрывка.
-Какие средства выразительности он использует для описания грозы?(Эпитеты: мрачный характер, величественный гул, оглушительный треск; метафора: задрожала роща; раскаты, обнимающие небосклон.)
- В предложенном отрывке автор сразу даёт описание грозы?
(Нет)
- На какие части можно разделить изменения в природе при описании грозы?
( Перед грозой и во время грозы.)
- Описание каких явлений в природе помогают нам увидеть эти изменения?
(Тучи, солнца, молнии и грома)
-Как выглядит природа перед грозой?(Всё спокойно, но чувствуется состояние тревоги).
-Какие слова и выражения использует автор для описания этого состояния?(Туча без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам; солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает; изредка вдалеке вспыхивает молния; слабый гул; прерывистые раскаты)
-Переносится ли это состояние природы на состояние человека? (Да.)
-Какими словами он пытается передать страх перед надвигающейся стихией?(Становится жутко, кровь быстрее обращается в моих жилах.)
-Обратите внимание на использование автором слов, которые в современном русском языке мы не используем: подвигалась к нам, кровь быстрее обращается в жилах. Но это авторское выражение, поэтому при написании изложения постарайтесь их не искажать.
-Используя лексику автора, попробуйте рассказать, что происходит в природе во время грозы?(Дети пытаются вспомнить описание неба, солнца, молнии, грома, используя выражения и особенности автора.)9