kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию речи предполагает обязательные письменные работы в виде изложений, которые должны соответствовать возрасту и изученным темам. Здесь подобраны тексты для изложений с вопросами , планом , словарем и другими заданиями. Например:

  Победитель.

Вопросы и задания к тексту.

Почему рассказ назван «Победитель»?

Расскажите, как петух защищал цыпленка.

Примерный план

  1. Куриная семейка.
  2. Хорек схватил цыпленка.
  3. Петух-победитель.
  4. Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: хохла…ка, охр…нял,  выв…ла, х…рек, схв…тил, закр…чал.

Замените близким по смыслу выражение: кружили около дома.

Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок  в кусты – и нет его). Как он характеризуют повадки хорька?

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изложения »

3 четверть

4 класс



Победитель.

Жили-были петух, курица – хохлатка и их детки – пушистые цыплятки. Около дома кружили хорек и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил бедного цыпленка, скок в кусты – и нет его.

А петух – победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку – ка – ре – ку!» (92 слова)


Вопросы и задания к тексту.

Почему рассказ назван «Победитель»?

Расскажите, как петух защищал цыпленка.


Примерный план

  1. Куриная семейка.

  2. Хорек схватил цыпленка.

  3. Петух-победитель.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: хохла…ка, охр…нял, выв…ла, х…рек, схв…тил, закр…чал.

Замените близким по смыслу выражение: кружили около дома.

Найдите выражения, описывающие действия хорька (тут как тут, скок в кусты – и нет его). Как он характеризуют повадки хорька?



Секрет полевых цветов.

На лугу растут разные цветы. Ты хочешь собрать букет для мамы. Она очень любит полевые цветы.

Ты принес и поставил цветы в вазу. Смотришь и видишь: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели. Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И ты не тронешь эти цветы. (91 слово)


Вопросы и задания к тексту.

Что ты узнал о полевых цветах? В чем их секрет?

Какое пожелание высказывает автор текста?


Примерный план

  1. Букет для мамы.

  2. Цветы в азе.

  3. Цветы изменились.

  4. Не тронь полевые цветы.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте окончания и объясните их написание:

Ромашки (какой?) сам… крупн…

Серединки (какие?) желт…

Гвоздички (какие?) дик….

Траве (какой?) зелен…

Объясните написание глаголов: хочеш…., смотриш…, видиш…., не тронеш… .



Что страшнее – гром или молния.

/выборочное изложение/

  1. В древности грозы боялись все. Люди думали, будто страшный великан несет на землю огненные стрелы. Но боялись они не огненных стрел, а грома: как загремит – земля дрожит.

  2. А гром идет от молний. Это из-за них шум и треск. Вспомни сварщика. Подносит он металлический пруток к стальному листу – с треском вспыхивает ослепительная искра. Это тоже молния, только ручная, маленькая. А треск – тот же гром. Молния сварки расплавляет сталь. От треска – никакого вреда. Вот и от настоящего грома – никакого вреда. Надо опасаться молнии, которая его породила.

Молния – это огромная электрическая искра. В долю секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на ее пути мгновенно раскаляется. Происходит настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. (114, 87 слов)


Вопросы и задания к тексту.

Чего боялись люди в древности? Что они думали о грозе?

Опишите, как работает электросварщик.

С чем сравнивается гром и молния?

Какое действие совершает искра?

Что такое молния?

Что страшнее – гром или молния?


Примерный план

Излагать только вторую часть: о современном понимании грома и молнии.

  1. Работа сварщика.

  2. Опасаться надо молнии.

  3. Что такое молния?


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание глаголов:

Сварщик (что делает?) поднос…

Искра (что делает?) вспыхива…

Молния (что делает?) расплавля…

Она (что делает?) пролета…

Воздух (что делает?) раскаляя…

Взрыв (что делает?) происхо…

Мы (что делаем?)называ…

Подберите имена прилагательные, объясните написание окончаний:

пруток (какой?) …

искра (какая?) …

грома (какого?) …

вреда (какого?) …

Замените близким по значению выражение: молния породила гром.

Объясните значение слова мгновенно. Замените его близким по значению. Запомните, как они пишутся.

Подберите однокоренные слова к слову ослепительная, замените близким по значению.


Слова для справок: опасаться, раскаляется.



Белые фонарики.

Весной цвели синий подснежник, розовая медуница, лиловая хохлатка. Летом почти все цветы в лесу белые. Почему переменились краски в лесу?

Цветы живут в нижнем этаже леса. Над ними – кустарники, деревья. Весной лес прозрачный и в нижнем этаже светло. Пришел май. Большими широкими стали листья. Листва сомкнулась, словно закрылись зеленые ставни. Сумрачно внизу.

Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. Иначе цветы не дают семена. Но насекомому трудно различать в тени деревьев синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать.

И вот лесной ландыш сверкает. Словно белые фонарики, светятся в лесном сумраке его цветы. Белый цвет – единственный, который можно различит в тени. (100 слов).


Вопросы и задания к тексту.

Какие цветы цвели весной? Укажите их цвет.

Какого цвета летние цветы?

Расскажите, почему летние цветы в лесу белого цвета?

Что такое ставни? Как понимаете выражение закрывают зеленые ставни?


Примерный план

  1. Летние цветы белые.

  2. В нижнем этаже сумрачно.

  3. Насекомым трудно заметить цветок.

  4. Ландыш сверкает.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание окончаний:

Насекомые (что делают?) перенос…

Ландыш (что делает?) сверка…

Фонарики (что делают?) свет…ся

В этаже (каком?) нижн…

Пятнышко (какое?) син…, лилов…

Светятся (в чем?) в сумрак…


Слова для справок: насекомое, единственный.



Мальчик – огонек.

Жил на свете Огонек. Хотелось ему стать мальчиком. Чтобы у него было две руки, две крепкие ноги, два зорких глаза.

Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила: попадет в воду – погаснет.

Огонек поселился в большом и веселом доме, подружился с товарищами. Только купаться не ходил.

Как-то вышел Огонек к реке. Видит: мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы, вспомнил … и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку. Выбрался сам. И погас. Лежат на песке черные угольки.

Солнце все увидело. Направило сильный луч на мальчика – Огонька и зажгло его. Стал Огонек большим Огнем. С таким же добрым сердцем. (98 слов)


Вопросы и задания к тексту.

Кем хотелось стать Огоньку?

Как выполнила фея его желание?

Как жил Огонек в большом доме?

Что случилось на реке?

Зная, что его ожидает, почему Огонек бросился в воду?

О чем эта сказка?


Примерный план

  1. Огонек хочет стать мальчиком.

  2. Фея помогает Огоньку.

  3. Жизнь в большом доме.

  4. Тонет мальчишка.

  5. Погас Огонек.

  6. Огонек стал Огнем.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте суффиксы и окончания глаголов: фея превратил…, предупредила; вспом…л, брос…лся, вытащ…, выбр…лся; солнце вид…л…, направл… .

Разберите по составу слова: поселился, вытащил, угольки.

Раскройте скобки: (не)ходил, у(он), (по)падет



Дуб и ветер.

Стоял дуб на горе и никому не покорялся.

Прилетел ветер и стал дуть изо всех сил. Налетел с разных сторон, старался согнуть. А дуб стоит и смеется каждым листиком.

Позвал ветер молнию. Поплыли черные тучи. Раскололось небо. Грянул гром. Блеснула молния. Запылала вершина дуба. А дождь залил огонь. Растет дуб, даже крепче стал.

Побежал ветер к леснику, стал просить у него удобрений. Но лесник сказал: много удобрений – вред для растений.

Прилете ветер к дубу и просит объяснить, почему с ним не совладать.

- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь, - ответил дуб. (99 слов)


Вопросы и задания к тексту.

Чего хотел ветер? Какими способами он пытался это сделать?

Почему ветер не смог одолеть дуб?

Как вы понимаете ответ дуба?

Какова мысль сказки?


Примерный план

  1. Ветер старался согнуть дуб.

  2. Молния помогала ветру.

  3. Ветер у лесника.

  4. Почему с дубом не совладать?


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте суффиксы и окончания глаголов: раскол…сь небо, блеснул… молния, запылал…вершина.

Раскройте скобки: (не)покорялся, (не)совладать, (в)землю, (в)рос, с(он), у(он).

Подберите однокоренные слова к словам: покорялся, раскололось, блеснула. Запомните написание корней.


Страх.

Спуск казался очень крутым. Сердце замирало, когда Коля смотрел вниз. Третий день он приходил на гору и не решался съехать.

Подошла Таня, спросила, почему он стоит. И Коля вдруг соврал, что восемь раз уже съехал.

Таня подошла к обрыву. Только Коля подумал, что девчонка струсит, а Таню как ветром сдуло. Коля глянул вниз. Маленькая фигурка стремглав летела с откоса. Мальчишке стало жарко и стыдно.

Коля подошел к обрыву и зажмурил глаза.

Дальше он помнил только, как рот захлестнул ветер, его швырнуло в сторону, снегом залепило глаза и уши.

Коля вылез из сугроба, сердце радостно стучало. Снизу обрыв казался пустяковым холмиком. Страха больше не было. (104 слова)


Вопросы и задания к тексту.

Как себя чувствовал Коля на краю обрыва?

Почему Коля соврал Тане?

Как вы понимаете, почему Коле «стало жарко и стыдно»?

Что послужило толчком для того, чтобы Коля в конце концов решился съехать?

Почему сердце радостно стучало?

Каким казался теперь обрыв? Почему?

Какие чувства испытываете к мальчику: в начале и в конце рассказа?


Примерный план

  1. На краю обрыва.

  2. Коля соврал Тане.

  3. Коле стало жарко и стыдно.

  4. Вниз.

  5. Страха не было.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: Таня спросил…, с…ехал, швырну…в сторону, зал…пил глаза и уш…., сер…це радостно стачал…., к….зался пустяк… х…лмик…, захл…с…нул.

Объясните значение выражений: сердце замирало, как ветром сдуло, летела стремглав; запомните, как они пишутся.



Первый урок.

Раннее утро. Лиса принесла в зубах мышь, положила ее у норы.

Из норы показались темные острые мордочки лисят. Они услышали, что пришла мать и поспешили к ней. Выбежали зверьки на полянку, стали играть.

Вот один лисенок заметил мышь, подбежал и потрогал лапкой. А мышь живая, лиса ее только слегка придушила. Тронул лисенок мышку, она пустилась бежать. Лисенок за ней. Другие тоже заметили и пустились в погоню. Но попробуй догони!

Тут лиса, как кошка, бросилась на добычу. Схватила и опять отнесла на полянку.

Лисята окружили, стали ловить. До тех пор играли, пока не задушили.

Вот и получили первый урок, как ловить добычу. (101)


Вопросы и задания к тексту.

Что сделал лиса?

Расскажите, как лисята играли с мышью.

Какой урок они получили от матери-лисицы?


Примерный план

  1. лисица у норы.

  2. Лисята спешат к матери.

  3. Игра с мышкой.

  4. Первый урок.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: утро ранн…, мордочки остр…., потрогал лапк… .

Разберите по составу: погоня, отнесла, придушила, поспешили, выбежали.

Запомните написание корней и приставок.

Найдите восклицательное предложение, разъясните его смысл и объясните употребление восклицательной интонации.



Теплинка.

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яйца и хлеб. На опушке набрал рыжиков.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

Рыжики мы надевали на прутики посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.

Погасили мы нашу теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (75 слов)


Вопросы и задания к тексту.

Что в рассказе называют теплинкой?

Как герои испекли яйца?

Как жарили ребята грибы?

Что сделали, когда теплинка не стала нужна?

Как по-другому можно назвать героев рассказа?


Примерный план

  1. Припасы мальчиков.

  2. Разведение теплинки.

  3. Готовка рыжиков.

  4. Обед в лесу.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставить пропущенные буквы: …днажды, с с…бой, н…брал, з…млей, мален…кий, яич…ки, быстр… .

Раскрой скобки, объяснить: (с)Витей, (в)лес, (с)собой, (на)опушке, (на)брал, (на)лесной, (вы)рыли, (на)этом, (раз)вели, у(мы), (на)девали, (на)прутики, (на)огне, (по)гасили

Объяснить постановку знака в последнем предложении.



Беличий гостинец.

Однажды мне поручили отвезти продукты лесорубам в дальний лес. Я обрадовался. Интересно побывать в лесу зимой!

Конь Бегач быстро домчал меня к месту работы. Колхозники похвалили меня за продукты и пообещали подарок.

Удивился я: какой подарок можно припасти в лесу?

Тут лесорубы свалили старый дуб. В дупле был Белкин склад. Я набрал из склада карман орехов.

Остальные орехи и желуди сложил на пне. Белка радостно начала их переносит в новое место.

А я вернулся домой с беличьим гостинцем. (77 слов)


Вопросы и задания к тексту.

Почему интересно побывать в лесу зимой?

С какой целью лесорубы свалили дуб?

Что припасает белка на зиму в своих складах?

Как вы оцениваете поступок мальчика?


Примерный план

  1. Интересное поручение.

  2. Обещание лесорубов.

  3. Орехи из склада.

  4. Белку не обидели.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставь пропущенные буквы, объяснить их написание: ле…, Бегач…, ду…, скла…, в ду…ле; л…с…рубам, з…мой, п…хв…лили, п…дарок, св…лили, ж…луди, …рехов.

Выделенное предложение записано на доске.

Разобрать по составу: лесорубы, пообещали, колхозники.

Запомнить написание слов: пообещали, карман.



О чем вспоминает береза.

На старой Смоленской дороге стоит старая береза. Вместо вершины желтеют острые пики. Корявые сучья словно обрублены. Согнувшийся ствол весь в бугристых шрамах. Я дотронулся до коры и ощутил под рукой холод металла. В дерево глубоко вошли пули, осколки снарядов. В годы войны тут был страшный бой.

Береза приняла на себя огонь врага. Многим бойцам она спасла жизнь. Дерево заслоняло их от пуль.

Прошла война. Береза долго и тяжко болела. Но она выжила и зазеленела. Около нее толпится шумный молодой березняк. (80 слов)


Вопросы и задания к тексту.

Опишите березу у Смоленской дороги.

Почему автор ощутил у дерева холод металла?

Что сделало дерево в годы войны?

Что стало с березой после войны?


Примерный план

  1. Вид старой березы у дороги..

  2. Береза приняла на себя огонь врага.

  3. Дерево живет.


Словарно-орфографическая подготовка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написание: д…р…ге, б…реза, ж..лтеют, х…л…д, д…р…во, заз…л…нела, м…л…дой.

Допишите окончания, объясните: на Смоленск… дорог…, коряв…, под.рук…, дерево заслонял…, она зазеленел….

Разобрать по составу: зазеленела, обрублены, Смоленской.


Слова для справок: обрублены, снаряды, приняла, вместо.



Кто сажает лес.

За рекой росли стройные ели. Но вот среди лесных красавиц появились дубки. Они были очень маленькие. Три листочка торчали из земли. Дубы рядом не растут. Ветер желуди не принесет. Они тяжелы для него. Кто сажает дубки? Долго я не мог разгадать. Раз я шел по лесу. Вдруг заметил сойку. Низко летела птица. Она летала от елки к елке.

Сойка что-то искала. Вот она села на трухлявый пень и что-то спрятала. Птица осмотрелась по сторонам и полетела к опушке леса. Я пошел к пню. Между корнями лежали два желудя. Сойка прятала их на зиму. Так вот кто сажает молодые дубки около елок. Сойка прячет желудь и забывает. А он прорастает. (109)


Вопросы и задания к тексту.

Что удивило автора?

Почему внимание привлекла сойка?

Как была открыта тайна?


Примерный план

  1. Тайна соснового бора.

  2. Встреча с сойкой.

  3. Тайна раскрыта.


Словарно-орфографическая подготовка.

Раскрыть скобки и доказать: (за)рекой, (по)явились, (из)земли, (не)растут, (не)принесет, (по)лесу, (за)метил, (к)елке, (по)сторонам, (о)смотрелась, (на)зиму, (про)растет.

Дописать окончания, объяснить: стройн… ел., среди лесн… красавиц, от елк… к елк…, молод… дубк…..

Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание: ду…ки, ни…ко, желу… .


Слова для справок: что-то, желудь, прорастает.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Изложения

Автор: Рыбникова Елена Викторовна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тексты изложений ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс ФИПИ"
    ["seo_title"] => string(58) "teksty_izlozhenii_oge_2024_po_russkomu_iazyku_9_klass_fipi"
    ["file_id"] => string(6) "643850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1704976670"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Сжатое изложение"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "249813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446980719"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Обучающее изложение"
    ["seo_title"] => string(27) "obuchaiushchee_izlozhenie_3"
    ["file_id"] => string(6) "602213"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647262450"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по развитию речи в 8 классе. Подробное изложение с грамматическим заданием"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_razvitiiu_rechi_v_8_klasse_podrobnoe_izlozhenie_s_grammatiches"
    ["file_id"] => string(6) "519726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528523"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Обучающее изложение "Ёжик и лисица" "
    ["seo_title"] => string(46) "obuchaiushchieie-izlozhieniie-iozhik-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "233771"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443204996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства