делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности 2 мин | 1. Организационный момент. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда- Вниманье умных ваших глаз!!! - Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. А теперь откроем глаза, улыбнёмся и улыбкой передадим друг другу радостное настроение. Пусть оно сопровождает вас весь урок. -Моё настроение + тепло ваших рук = солнце!!!! 2. Мотивирование к учебной деятельности - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы - детективное агентство. А помогать нам сегодня будут Колобки. Давайте познакомимся с ними. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Актуализация и фиксация затруднения. 5 мин | 3. Актуализация и фиксация затруднения. - Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Наше агентство состоит из 5 отделов. Распределите обязанности в каждом отделе. Теперь, представьтесь. Что означает слово «детектив»? А где можно узнать о лексическом значении слова? - Давайте посмотрим толкование этого слова в разных словарях. (Дети знакомятся со значением слова в разных словарях) - Итак, мы тщательно ознакомились с информацией. Теперь, пора ознакомиться с материалами дела. - Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования. О нём известно, что с ним не любят встречаться прохожие на улицах. Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это. - Давайте посмотрим, что находится в конверте? - Наши коллеги уже ознакомились с содержанием письма. Теперь пришла наша очередь. - Какое странное письмо. -Сначала было написано вот это предложение: «Воришки похитили!!!» -Но автор почему-то зачеркнул его и написал следующее: «Воришки похитили все продукты из моей кладовки!!!» -Объясните действия автора, зачем он это сделал? - Почему автор зачеркнул первое предложение? - Чем отличаются эти предложения друг от друга? - Какое из двух предложений распространено? А какое совсем не распространено? | Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. | Распределяют обязанности в группах. Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний. |
Постановка темы и цели урока 3 мин | - Сформулируйте тему нашего урока. - Какую цель поставите? - Для чего нам нужно это знать? Где нам это может пригодиться? - А теперь давайте разработаем план урока. 1. Чистописание. 2. Словарная работа. 3. Работа над темой. 4. Закрепление. 5. Итог. 6.Рефлексия. - Листы самооценки у вас лежат на столах, в которых вы будете фиксировать результаты своей розыскной деятельности на каждом этапе урока. Какую систему самооценки вы используете на уроках? | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, . формулирует некоторые задачи урока | Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока. |
Актуализация опорных ЗУН и 5 мин | Пальчиковая гимнастика 1) Минутка чистописания. - Откройте тетради и запишите дату начала нашего дела о похищении. Детективы должны уметь разборчиво и правильно писать. Давайте произнесём первое предложение орфографически верно. - Уважаемые коллеги! У нас появился первый свидетель. - К нам в агентство прилетала птица, в народе её называют вещунья. Эта птица всё знает, но быстро забывает. Она хотела нам подсказать, кто является автором письма, но пока она летела, то запомнила только одну букву из имени и длинный хвост – (о и верхняя петля). - Давайте её запишем, чтобы не забыть. Запишите «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке. -Оцените себя. 2) Словарная работа. - Как вы думаете, какая птица к нам прилетала? (сорока) - А как пишется это слово? Где можно проверить правописание данного слова? (в орфографическом словаре) Назовите орфограммы. - Запишите слово три раза. - А как сороку можно назвать по-другому? Подберите синонимы. Что такое синонимы?(Белобока, балаболка, трещотка, вещунья.) -Оцените себя. | Организует чистописание и словарную работу. Организует диалог с целью актуализации опорных знаний по теме предыдущего урока. | Пишут каллиграфически правильно образцы, сверяют с образцами на доске. Совместно с учителем актуализируют опорные знания по теме предыдущего урока. |
Открытие нового знания 5 мин | - Что такое грамматическая основа? - Какие главные члены предложения вы знаете? - Как они подчёркиваются? - Составьте со словом агент предложение, которое содержит только грамматическую основу: подлежащее и сказуемое. Запишите. (Один учение у доски.) - Выделите грамматическую основу. - Исходя из темы урока, определите, какое это предложение: распространённое или нераспространённое? - А теперь распространите это предложение, дополните его второстепенными членами предложения. Запишите. (Один учение у доски.) - Выделите грамматическую основу. - Исходя из темы урока, определите, какое это предложение: распространённое или нераспространённое? - Давайте сделаем выводы. -Какие предложения называются нераспространёнными? -Какие распространёнными? - Какие предложения чаще встречаются в речи? (Распространённые предложения выразительнее, точнее и чаще встречаются в нашей речи. С помощью распространенных предложений наша речь становится богаче, ярче.) - Какие (Дети делают выводы). -Оцените себя. | Указывает объект наблюдения. Включает учащихся в обсуждение | Работают с информацией, сравнивают и анализируют. Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы. |
Первичное закрепление 10 мин | 1) Работа в группах. - К нам только что пришло СМС от автора письма, в котором выясняются новые улики преступления. А СМС-ки, всем известно, очень краткие. -Текст СМС вы видите на карточках. Изодрали! Разбросали! Разлили! Украли! - Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)Докажите. -Какие главные члены предложения присутствуют? - У нас накопилось достаточно материалов по расследуемому делу, пора выдвигать ваши версии. - Каждый отдел должен распространить данные предложения второстепенными членами, записать их и подчеркнуть в них грамматические основы. Время работы ограничено. 2) Проверка работы в группах с фронтальным обсуждением. - Выдвиньте свои версии о совершённом преступлении. - Назовите синонимы, которые вам встретились в задании. - Оцените себя. | Указывает объект наблюдения Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует деятельность учащихся (работа в группах) и взаимопроверку результатов групповой деятельности. | Работают с представленной информацией, Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи. Участвуют в обсуждении Формулируют вывод и аргументируют его. Представляют результаты групповой работы. |
Самостоятельная работа 7 мин | - Ну вот, мы и приближаемся к завершению нашего расследования. Данное упражнение поможет нам расставить все точки над «i». 1) Дети, опираясь на слова и рисунки, составляют нераспространённые предложения (подлежащее и сказуемое). Подчёркивают главные члены. 2) Взаимопроверка самостоятельной работы в парах. - Кого пропустил художник? (поросёнок) -Правильно. Вот мы и узнали, кто совершил преступление. - Это поросята. - Но наше дело ещё не окончено. Надо выяснить, кто автор анонимного письма. - Появилась новая зацепка в деле. - Давайте сопоставим факты и вспомним всё, что мы знаем об авторе. - А может быть вы догадались, кто он? - Посмотрите на слайд. (Чёрный кот) - А почему кота сторонятся люди? - Как вы думаете, почему кот не афишировал себя и не хотел, чтобы мы узнали о нём? -А вот как всё было на самом деле? Кот хочет сам рассказать. Ночью сторожил в кладовке И заснул у мышеловки. Сон прошёл, кругом гляжу. Припасы я не нахожу! Мешки все изодрали, Зерно поразбросали. Масло из банки разлили, А банку куда-то укатили! - Да, похозяйничали маленькие поросята! - Ещё один этап закончен. Оцените себя. Поставьте самооценку. | Организует самостоятельную работу по учебнику. Указывает объект наблюдения. Включает учащихся в обсуждение после самостоятельной работы. | Самостоятельно работают с информацией, представленной в учебнике, сравнивают и анализируют. Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Словарный диктант | тарелка бидон стакан орех земляника аллея черёмуха | | |
Подведение итогов 4 мин | - Вы, ребята, молодцы! Настоящие детективы. - Как вы думаете, какими умениями должен обладать детектив, чтобы быть успешным? (Быть внимательным, наблюдательным, уметь анализировать, устанавливать закономерности, уметь логически мыслить.) - Ребята, мы сегодня не только играли и вели расследование, но ещё и получили новые знания. - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Мы достигли её? - Зачем нам нужно уметь распространять предложения? - Каким путём мы двигались к цели? (план) - Давайте проанализируем этапы урока. - Какой этап урока был самым сложным? - Какой самый интересный? - Что было самым лёгким? - Поставьте самооценку за весь урок. | Задает вопросы о цели урока. Спрашивает, какая цель останется на следующие уроки. | . Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. |
Рефлексия 4 мин | - Выберите ту пословицу, которая наиболее соответствует вашему настроению, вашим мыслям. Если за день ничему не научился — зря прожил день. Всякое уменье трудом дается. Терпение и труд всё перетрут. Чем больше говоришь, тем краше речь. Если спорится работа — спать неохота. Уменье везде найдет примененье. Каков ум- такова и речь. Знания и труд рядом живут. В одиночку не одолеешь и кочку, а вместе — одолеешь и гору. - Перед вами портфель и корзина. Если вы получили радость познания на уроке и вся полученная информация для вас важна и пригодится в будущем, то положите ваши листы самооценки в портфель знаний? Если вы считаете, что полученные знания вам не нужны, и вы их с лёгкостью забудете, выбросите листы самооценки в корзину. | Организует рефлексию. | Высказывают свои впечатления от урока. |