Просмотр содержимого документа
«Работа учителя – словесника по развитию творческих способностей учащихся»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21 города Макеевки»
Работа учителя – словесника
по развитию творческих
способностей учащихся
Выступление
на заседании ШМО учителей русского
и украинского языка и литературы
учителя Костенко Л.Д.
Макеевка
2019г.
Работа учителя – словесника по развитию
творческих способностей учащихся
«Школа должна, как магнит, притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. Только при этом условии и учёба сможет притягивать, как магнит», - писал великий педагог В. Сухомлинский. Большое значение имеет работа учителя – словесника на уроках и во внеклассной работе по развитию творческих способностей каждого ребёнка, по выявлению и развитию одарённых детей. Можно предложить ученикам анкету по выявлению одарённости, которая позволит выявить интересы каждого ребёнка, его предпочтения.
Творческая личность – это индивид, для которого характерен высокий уровень знаний, стремление ко всему новому, оригинальному, личность, которая стремится к достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Учителю необходимо выявить направленность одарённости учащегося и способствовать её развитию путём подбора различных видов творческой деятельности.
Одарённых детей отличает развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, оригинальность словесных ассоциаций, создание в воображении альтернативных систем, любознательность, изобретательность, эгоцентризм, богатый словарный запас. Различают одарённость академическую и интеллектуальную. Академическая предполагает хорошую успеваемость по всем предметам, а интеллектуальная – увлечённость одним предметом.
Детскую одарённость можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность. Роль педагога состоит в индивидуализации обучения и в предоставлении необходимой помощи. При этом используются различные формы урочной деятельности: нетрадиционные уроки, метод проектов, технологии творческой мастерской критического мышления, самостоятельная работа с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение, заданий расширенного уровня, уроки-конференции, уроки-консультации, уроки-исследования, уроки-диалоги.
Можно на уроках литературы во внеклассной деятельности применять такие виды работ:
-сочинение собственного прозаического или стихотворного произведения;
- продолжение литературного произведения;
- инсценирование литературного произведения или его фрагмента;
- составление кроссвордов по сюжету литературного произведения;
- подготовка коллажей, рисунков по заданному сюжету;
- сочинение-рассуждение о проблемах современного общества в соотношениис проблемами, темами, героями художественного произведения.
Технологическая схема урока, которая способствует развитию продуктивной познавательной деятельности:
- определить проблему, логическое противоречие, которое требует разрешения;
- предложение гипотез;
- разрешение проблемы;
- синтез новых знаний;
- творческое моделироапние;
- проверка результатов творческой деятельности с опорой на жизненный опыт.
Во внеурочной деятельности необходимо привлекать учащихся к участию в олимпиадах, в предметных неделях, в различных конкурсах, заседаниях литературной гостиной. Необходимо, чтобы в процессе обучения и воспитания всегда присутствовало сотворчество.
Универсальные советы учителям для работы с одарёнными детьми:
Безусловное понимание и уважение к его личности.
Прививать ребёнку вкус к серьёзной творческой работе.
Всегда следует помнить: одарённые дети очень самолюбивы, легкоранимы, поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальные.
Следует помнить, что каждый ребёнок рождается способным, следует только выявить его способности, вдохновить его и помочь развиваться. Это и есть главная цель школы, каждого учителя.
ориентированный подход в наше время играет важную роль в образовании. Компетентность должна стать результатом образования .Компетентность как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностноориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия
Цель данной работы – показать эффективность применения КОЗ как один из инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках русского языка, как результат образования,а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию ,выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки. Знания полностью подчиняются умениям.
Данная работа актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями..
Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка,
во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания;
во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов деятельности;
в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала
в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Работая с КОЗ, учащиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
Компетентностно-ориентированные задания можно использовать в виде раздаточного дидактического материала или показать через проектор на уроках изучения или закрепления данной темы для групповой или индивидуальной работы.
Структура компетентностно-ориентированного задания четко определена:
стимул(погружение в текст задания и мотивация для его выполнения), заданная формулировка(точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания), источник информации(содержит информацию, необходимую для выполнения задания), бланк для выполнения задания(задает структуру предъявления учащимся результата деятельности), инструмент проверки(аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдений).
Каждое КОЗ имеет собственную технологию оценивания. Планируемые результаты образования должны проверяться в рамках образовательного процесса средствами педагогической диагностики; содержать описания действий или деятельности обучающегося, однозначно свидетельствующих о достижении определенного результата; однозначно трактоваться всеми участниками процесса оценивания: педагогами, обучаемыми.
Например, работая над орфографией, учитель ставит перед собой следующие задачи: выработать умение определять часть речи, знать ее грамматико-орфографические особенности, проводить морфемный анализ слова для правильного определения вида орфограммы, определять лексическое значение слова для более полного представления о нем, о его структуре. Поэтому первой задачей учителя является задача научить выделять опознавательные признаки орфограммы и осмысленно применять это на практике с помощью вопросов: что? где? почему?
Тема «Безударные гласные в корне» предполагает изучение трех видов орфограмм:
1)гласные, проверяемые ударением,
2)гласные, непроверяемые ударением,
3)чередующиеся гласные и требует особого внимания на любом уровне обучения: знакомство с темой в начальной школе, более полное изучение в 5 классе, закрепление и повторение в среднем звене и в старших классах.
Данная тема в школе изучается традиционно: объяснение учителя, закрепление изученного материала, практическая отработка навыков. Можно изучать эту тему несколько по-другому: использовать КОЗ как способ для мотивации деятельности учащихся, что позволит учителю проверить степень сформированности языковых компетенций и обеспечить понимание основных принципов русской орфографии и процессов развития языка.
На уроках по изучению (или повторению, обобщению) безударных гласных в корне компетентностно-ориентированные задания могут быть направлены на отработку следующих умений: определять причины различия безударных гласных; применять разные способы проверки проверяемых гласных; находить среди предложенных правильно подобранные проверочные слова; составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ; уметь классифицировать корни с безударной гласной; анализировать языковой материал и систематизировать его.
Представлю КОЗ, разработанные мною, к теме «Правописание гласных в корне».(повторение в10 – 11кл.)
Задание 1.
Задачная
Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в
формулировка
корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и
В процессе работы учащийся должен продемонстрировать следующие умения:
1) классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; 2)корни с непроверяемой гласной; 3)корни с чередующейся гласной);
4)-выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);
5)аргументировать свой выбор.
Если учитель не владеет навыками составления компетентностно ориентированных заданий, он может воспользоваться упражнениями учебника, составив по их текстам задания, учитывая необходимость организации деятельности детей в непривычной для них ситуации.
Работая в старших классах по учебнику Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина «Русский язык. 10-11 классы», сталкиваешься с тем, что задания по многим упражнениям однотипны и не вызывают интереса у обучающихся. Поэтому некоторые «дублирующие» упражнения вполне можно заменить компетентностно ориентированными заданиями. Например, в процессе работы с безударными гласными в 10 классе, используя материал упражнения 90, можно предложить другие задания или дополнение к предложенному в упражнении заданию. Приведу примеры таких заданий.
Упражнение 90. 3адание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.
Всю д..мовую работу Лонгренисп..лнял сам: к..лолдрова,н..сил воду, т..пил печь, стряпал, ст..рал, гладил бельё и, кроме всего этого, усл..вал работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее ч..тать и п..сать. Он стал изр..дка брать ее с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехватить денег в магазине или сн..сти товар. Это случалось не часто, хотя Лисе лежал всего в четырех в..рстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать д..тей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща п..лна солнечным ливнем, цв..тами и т..шиной, так что впечатлительности Ассоль не гр..зили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город.
(А. Грин)
Пример 1. Используем прием моделирования.
Задание. Существует несколько способов проверки безударных гласных в корне слова. Проанализируйте слова в тексте (включая те, в которых буква не пропущена) и сгруппируйте их по способам проверки. Сколько групп у вас получится? Обоснуйте ваш выбор. Составьте таблицу или схему.
Обоснование
1) Нет способа проверки с помощью сложносокращенных слов. Данный способ проверки возможен для слов с непроверяемой гласной в корне: в сложносокращенных словах эта гласная не стоит под ударением, но слышится ясно (дИвизия - комдИв, брИгадир - комбрИг). Подобных слов в данном тексте нет.
2) Некоторые слова можно проверить обоими способами: н..сил - нОсит, поднОс.
Пример 2. Лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации).
Задание. Вспомните все виды безударных гласных в корне слова. Авторами учебника слово СТИРАЛ отнесено к словам с проверяемой гласной в корне. Воспользуйтесь толковым словарем. Какое исследование можно провести, чтобы объяснить авторский выбор? Проведите его, используя необходимые справочные пособия, словари. Запишите алгоритм исследования. Свой вывод оформите в виде лингвистического сочинения.
Модельный ответ
Орфограмма в слове СТИРАЛ связана со значением слова. В данном тексте оно имеет значение «мыть (одежду, изделия из ткани)». В этом значении корень является проверяемым, т.к. произошло сращение морфем - приставки и корня.
В значении «трением удалить с поверхности» в корне происходит чередование Е-И, следовательно, эта гласная не проверяется ударением, а пишется по правилу «В корнях с чередованием -ТЕР-/ -ТИР- пишется А, так как после корня следует суффикс -А-».
Однако исторически эти слова являются родственными.
Пример 3. Применение языковых знаний в нестандартной ситуации.
Задание. Проанализируйте в данном тексте слова с проверяемой гласной в корне. Выпишите из них те, которые можно проверить только подбором:
Среди данных слов есть такие, которые можно проверить обоими способами проверки: подбором однокоренных слов и подбором формы слова. Например, КОЛОЛ, ТОПИЛ, НОСИЛ, ИЗРЕДКА и т.д. Есть те, которые можно проверить одним из способов, например, ВЕРСТАХ , ДЕТЕЙ.
Проанализировав все слова, приходим к выводу, что с помощью только существительных можно проверить слова ДОМОВУЮ (дом), ФИЗИЧЕСКОЙ (физика), ДРОВА (дровни); с помощью только глагола - слово СНЕСТИ (нёс, перенёс), а с помощью местоимения - слово ЧЕТВЕРЫХ (четверо).
Трудная работа с гласными в корне станет, на мой взгляд, интересней и продуктивней, если вместо традиционного «вставьте буквы» мы предложим подобные задания. Их выполнение как нельзя лучше сможет убедить учителя в том, способен или не способен ученик применить на практике навыки, полученные при изучении темы «Безударные гласные».
Такая работа на уроке или дома более эффективна, так как не является механической, а требует мобилизации умственных усилий, и в ходе этой работы ученики используют не только имеющиеся по данной теме знания, но в поисках правильного ответа находят новую информацию. А добытое с трудом всегда запоминается лучше.
Подобная работа, я уверена, приведет к тому, что ученик впредь не будет бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка темам.
Задание 2.
Заданная
формулировка
Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись
им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник
информации
Алгоритм:
1 Выделяем корень.
2. ?
3. ?
4. Вставляем букву
Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непромокаемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р.. сток, блистательное исполнение, подравняться в строю.
Задание 3.
Стимул
Завтра у вас контрольная работа по теме «Правописание гласных в корне». Хотите проверить вашу готовность различать группы корней с чередованием гласной?
Задачная формулировка
Прибегните к классификации корней в данных словах и «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии.
Источник информации
1) р. .ели к..снуться 2) избирать выт..реть
________=___________ _________=_____________
р..стение ? ? выт..рать
3) зорька загар 4) м..кать р..внение
______=___________ ________=_____________
з..ря ? пром..чил ?
Инструкция для учителя по оценке знаний.
За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов. Максимальное количество баллов - 16.
Задание 4
Стимул
Как, по-вашему, будет выглядеть логическая цепочка по теме «Гласные в корне слова»?
Задачная формулировка
Попробуйте выстроить ее, используя необходимые компоненты материала для информации.
Источник информации + бланк для работы
Корень, касательная, ударение, корень с безударной гласной, слово, безударный, омонимичные корни, часть слова, чемодан, корень с чередующейся гласной, колючий.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 города Макеевки»
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Выступление
на заседании методического объединения
учителей русского и украинского языка
и литературы учителя КостенкоЛ.Д.
Макеевка 2017 Выступление учителя русского языка и литературы Костенко Л.Д. на заседании ШМО учителей-словесников на тему: «Работа учителя - словесника по развитию творческих способностей учащихся» Время, в котором мы живём, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Школа должна воспитывать в учениках такие качества, которые необходимы для жизни в новых условиях. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии, творческие способности. Если говорить об одарённости, то следует учитывать и генетические способности, и влияние внешней среды, и стремление к самосовершенствованию, и увлечение любимым делом. Одарённые дети часто имеют какие – то проблемы: 1 Мало общаются со сверстниками. 2.Могут иметь проблемы со здоровьем. 3.Эмоционально чувствительны. 4. Гиперактивны. 5. Ленивы. 6. Сопротивляются авторитарности. 7. Нуждаются в частой смене деятельности. 8. Не мыслят по шаблону. 9. В целом проблемны для учителя. Советы учителям для работы с одарёнными детьми: 1.Безусловное понимание ребёнка и уважение к его личности. 2. Привитие ребёнку вкуса к серьёзной творческой работе. 3. Всегда следует помнить: одарённые дети очень самолюбивы, легкоранимы, поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальные и методический опыт. Необходимо, чтобы в процессе обучения и воспитания присутствовало сотворчество учителя и ученика. Формы работы по развитию одарённости Урочная деятельность : нетрадиционные уроки, применение современных технологий творческого характера, проектная деятельность, самостоятельная работа с учебником, с таблицами, схемами, справочными материалами, выполнение заданий на опережение, работа в группе. Внеурочная деятельность: олимпиады по предметам, участие в различных конкурсах, мероприятиях, исследовательская работа. Методические службы планируют создание банка данных одарённых детей по следующим видам одарённости: Интеллектуальная (дети, которые имеют высокие достижения по учебным предметам, в исследовательской, научной деятельности). Литературно – поэтическая (творческая). Коммуникативная (ораторская). Предлагаем вашему вниманию материалы, которые можно использовать в работе (материалы прилагаются): - вводная матрица для выявления признаков одарённости у детей; - творческая деятельность одарённых детей: - виды работ на уроках литературы.