kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с пословицами. Приёмы работы по технологии развития критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с пословицами. Приёмы работы по технологии развития критического мышления.»

ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум»


ПЛАН ЗАНЯТИЯ МАСТЕР- КЛАСС от «_14_марта» 2019г.

По дисциплине (ПМ) РУССКИЙ ЯЗЫК

Для преподавателей региона.

ТЕМА: Работа с пословицей..

Приемы работы на уроке по технологии развития критического мышления.

Цель: на основе использования и осмысления малых жанров фольклора познакомить с приёмами работы на уроке по технологии развития критического мышления.

Задачи: 1.На примере данного занятия повысить мотивацию педагогов к применению данной технологии в своей практике, воспитание единомышленников.

2.Побудить педагогов использовать малые жанры фольклора в педагогической деятельности как нравственное воспитание подрастающего поколения;

3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.


Вид занятия: мастер -класс

Тип занятия: Занятие с педагогами. Демонстрация эффективных приёмов работы по технологии развития критического мышления.

Оборудование: презентация, инф. лист с описанием приёмов, инф. лист с наиболее употребительными пословицами, чистые листы.

Ход занятия:


«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (Адольф Дистервег, немецкий педагог)

1.Вступительное слово.

I. Теоретическая база опыта

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

II. Актуальность

Обоснование современных образовательных и воспитательных задач, поиск и определение новой модели преподавания заложены в технологии развития критического мышления. III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

- научность;

- системность;

- эффективность;

- учет индивидуальных способностей и запросов обучающихся;

- перспективность,

- технологичность.


ОБУЧАЮЩИЙСЯ, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой обучающийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.

Данную технологию можно применить к изучению любой дисциплины.

В чём же специфика технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы?

Во-первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в учебной ситуации, например, в работе с текстом, организации дискуссий, процесса реализации проектов.

В-третьих, приёмы технологии позволяют обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы:

- ориентироваться в источниках информации;

- понимать прочитанное;

- оценивать информацию с точки зрения её важности;

- выделять главное в информации;

- убирать второстепенную информацию;

- критически оценивать новые знания;

- делать выводы и обобщения.

И я, построив своё занятие по этой технологии, жду от вас, что последователей данной технологии прибавится.

  • Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Людвиг Фейербах, немецкий философ)

I стадия – вызов: актуализация уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка обучающимися собственных целей обучения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

1. На уроке в процессе работы будете заполнять таблицу ПРИЁМ ЗХУ: что знаете о пословицах? И что хотите узнать? Заполните.

Знаю


Хочу узнать


Узнала


2. Ожидание: Я хочу вас спросить: ЧТО ВЫ ждете от нашего с вами занятия?

Чем мы сегодня будем заниматься? Что называют пословицами? Как их можно охарактеризовать? Дать определение, что такое пословицы?

Для чего они нужны? Какую особенность они имеют?

Сегодня мы будем распознавать, понимать их смысл, уместность употребления их в речи и можно ли обойтись без них в русском языке?

3. История

Жил-был фермер. У него был осёл, который исправно служил ему всю свою ослиную жизнь. Однажды осёл по неосторожности провалился в колодец и страшно закричал, зовя на помощь. Когда фермер прибежал и увидел в чём дело, он, конечно, очень огорчился, ведь осёл был у него один. Стал фермер думать, что же ему делать. Думал-думал и рассудил так: «Осёл мой уже старый, своё он почти отслужил. Да и колодец этот почти высохший – я давно собирался его закопать. Осла мне всё равно не вытащить никак, так что закопаю его в колодце, да и, когда он умрёт, запаха разложения слышно не будет. А себе со временем куплю молодого ослика, выносливого.»

Взял фермер лопату и стал закапывать колодец. Осёл, поняв в чём дело, принялся истошно орать на своём ослином языке. И вдруг он умолк. Бросив в колодец ещё несколько лопат земли, фермер решил всё же посмотреть, почему осёл молчит. Как же он был поражён тем, что увидел! Каждый ком земли, который падал ему на спину, ослик стряхивал и подминал под себя ногами. Таким образом он поднимался всё выше и выше. Скоро под осликом оказалось так много земли, что он смог выпрыгнуть из колодца и спастись.

В жизни каждого из нас бывает немало трудностей. Иногда они следуют одна за одной. Но не стоит их воспринимать как попытку жизни «закопать» вас. Трудности – это ступени. Трудности – это опыт. А когда мы приобретаем опыт, то становимся на ступеньку выше в своём развитии.

Как бы ни было вам трудно, какие бы испытания не посылала вам жизнь, никогда не сдавайтесь. Последуйте примеру ослика: встряхнитесь и поднимайтесь. Если не останавливаться, то можно выбраться даже из самого глубокого колодца. А как вы выбираетесь из трудностей?

Ну, например, когда требуются новые технологии, хотя и старые неплохие.


II стадияосмысление и размышление содержания: получение новой информации; корректировка обучающимися поставленных целей обучения. На данном этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа и т.п.). Работа ведётся индивидуально или в группах.

Вернемся к нашей теме.

Что вы знаете о пословицах?


1.ПРИЁМ ИНСЕРТ. Чтение с пометами. У вас это есть на инфор. листах. V — я это знаю; + — это новая информация для меня;

— я думаю по-другому, это противоречит тому, что я знаю;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.





ТЕКСТ

 Сходство и различие пословицы и поговорки.

До сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д.

 А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.

Что позволило пословице сохраниться в веках?

- Краткость, ритмичность, частое использование рифмы        

Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете. Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.

С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.

Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.

2. По этому тексту заполнить:

1 команда- заполняют кластер. (Кластер-это слова, идеи, факты, образы или предложения, выражающие наши ассоциации по раскрытию данного понятия.)

2 команда- заполняет фишбоун. (Фишбоун-это анализ, где голова — это проблема, которую нужно решить, "кости" — причины или направления размышлений, конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод).

ВЫВОД:

Таким образом, пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом,


а поговорка-это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.

Пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.


3.ПРИЁМ «СКОРЛУПКИ И ЯДРЫШКИ»


1.Понимание  пословицы основано на поиске мысли, скрытой за явной мыслью. Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться –приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.

 «Ядрышко» пословицы это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Ее можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.

Например пословица «Мир освещается солнцем, а человек знанием».

ОСВЕЩАТЬСЯ связано со словом СВЕТ, следовательно пословица построена на сравнении МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК ОСВЕЩАЕТСЯ ЗНАНИЕМ. (Становится светлым, освещенным). ... солнце дает миру тепло и жизнь а без знания как без света так устроен человек без науки он пропадает..

Теперь я говорю вам  «скорлупки» -пословицы, а вы мне говорите их «ядрышки» т.е.   скрытые мысли, т.е. так говорят, когда... (раздать только «скорлупки», пусть две команды потренируются в добывании «ядрышек» у кого они лучше.


Скорлупки

Ядрышки

1. У короткого ума длинный язык. 

1. Болтливый человек обычно не бывает умным.


2. Глаза - зеркало души. 


2. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

3. В своем болоте и лягушка поет.

3.Дома, на родине, живется радостнее,

веселее, чем в чужом краю.

4.Рот не огород: не затворишь ворот.

4.Другому человеку не запретишь говорить.

5. На чужой стог вилами не указывай.

5. Нехорошо заглядываться на чужое.

6. Рыбак рыбака видит издалека.

6Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

7.Мал ёрш, да колюч.

7.И маленькое существо может за себя постоять.

8.Конь корове не товарищ.

8.Разные люди друг друга не понимают.

9.Слепой всегда глазами мечтает.

9.Каждый желает получить то, чего у него нет.

4. ПРИЁМ «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Внизу у вас на информационных листах напечатан этот прием. Слева пословица, а справа история, которая описывает данную пословицу, две подходят, а третья лишняя. Найдем «третий лишний»


Любишь кататься, люби и саночки возить.

1. Сестра завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.


2.Дочка катается на санках с высокой горы и не боится.


3.Муж всегда помогает жене убираться в комнате после ухода гостей.

Хорош садовник — хорош и крыжовник.

1.Вера любит красивые вещи.


2.У способного учителя дети могут многому научиться.


3.У талантливого портного вся одежда красивая.

5. ПРИЁМ «ПОИСК»

Мудрость людская не имеет национальных границ. У каждого народа есть свои пословицы, но смысл их схожий.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Пословицы разных народов

Русские пословицы


1. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.). 3

1. Из огня – да в полымя.

1(3)

2. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.) 5

2. Что написано пером, не вырубишь топором .

2(5)

3. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.) 7

3. Гусь свинье – не товарищ.

3(7)

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.). 6

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

4(6)

5 . Перо сильнее меча (английск.). 2

5. За одного битого двух небитых дают.

5(2)

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.). 9

6. Не все то золото, что блестит.

6(9)

7. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.) 4

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

7(4)

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.). 8

8. Слово — серебро, молчанье — золото.

8(8)

9. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.) 1

9. Поспешишь – людей насмешишь.

9(1)















За одного битого двух небитых дают… и то не берут. Означает, что один бывалый человек стоит двух неопытных или "Один человек лучше берёт одного умного, чем двух дураков"


6.ПРИЁМ « ВЫБОР ЗАГОЛОВКА»

Я зачитаю небольшие рассказы, а вы выберите к ним заголовки.

Вера Николаевна, учительница информатики говорит подруге, учительнице биологии: « Какое у тебя старомодное платье. Неужели не можешь купить?»

Та ей отвечает: «Да. Как ни пойду в магазин, все некачественное, как будто секенд фенд. Мое платье служит мне долго, а все как новое. А можешь ли ты также похвастаться своим?»

Вера Николаевна вздохнула и ушла.

Вора выдала речь.


Не ладно скроен, да крепко сшит.


Шаловливая овца — волку корысть.



Кто малым недоволен, тот большого не достоин.

У священника Платона украли хомуты. Он распорядился созвать всех на молитву и, войдя, обратился к ним с вопросом;

- Усердно ли вы молитесь?

Усердно, владыко.

- Все ли вы молитесь?

Все молимся, владыко

-И вор молится?

-И я молюсь.


7.ПРИЁМ «ВОПРОС-ОТВЕТ» (Одни говорят пословицу (вопрос), а другие находят ей объяснение (ответ). Находят пару. Можно выкрикивать) Нарезать их все по одной.

Пословица

Смысл

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В чужом коллективе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.


Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Всяк сверчок знай свой шесток.


Каждый должен знать своё место и не лезть в чужое.

Два медведя в одной берлоге не живут.


О двух соперниках, претендующих на лидерство. В одном доме нет места двум хозяевам.

За деревьями леса не видать.


Зацикливаясь на мелочах или на одном и том же, невозможно увидеть главного.

Большому кораблю – большое плавание.

Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Бедность не порок.


Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Баба с возу – кобыле легче.

Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Аппетит приходит во время еды.


Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.


Прежде чем приступить к какому-то делу, надо сначала подготовиться.

Делу время, потехе час.


Основное время должно уходить на учёбу и труд, и лишь отчасти – на развлечения.

Для милого дружка и серёжка из ушка.


Для хорошего друга или любимого человека не жалко даже самого ценного.

Дуракам закон не писан.


Только умный человек поддаётся правилам, дуракам всё равно не до них.


Игра не стоит свеч.

Затрачиваемые на что-либо средства не оправдываются полученными результатами.



8. ПРИЁМ «ПОПОЛНИ СУНДУЧОК» (инф. лист раздать)

А теперь проверим: как вы понимаете наши русские общеупотребительные пословицы. Говорим по очереди и сразу объясняем её смысл.


пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, скрытая в ней мысль формулируется на особом языке – «языке мысли».


III. Заключительная часть. Третья стадия – рефлексия: размышление, вывод, итог, проверка усвоения материала.

1. Вывод сделаем в виде синквейна. Все выполняем.

ПРИЁМ СИНКВЕЙН, прочитайте его на ИНФ. листах.

Вывод, записанный в краткой форме, состоит из 5 строк. Первая строка само понятие, которому мы даем характеристику.

Вторая строка, это прилагательные, которые характеризуют данное понятие. (Какой?)

Третья строка- 3 глагола, которые обозначают действие данного понятия.

Четвертая строка – обобщенный вывод.

Пятая строка- ассоциация с первым словом.

ПРИМЕРЫ - зачитать (на инф. листах)

СИНКВЕЙН МОЙ:

1. Пословица

2.Мудрая, нужная

3.Славится, говорится, молвится

4.Душа народная

5.Мудрость

1. Пословица.

2.Русская, старая, ценная.

3. Прочти, пойми, запомни.

4.Несёт большой смысл. 5. Мудрость народная.

1.Пословица

2.Поучительная, назидательная

3.Славится, говорится, молвится

4. Пословица недаром молвится

5.Мораль.

1. Пословица

2.Мудрая, нужная

3.Указывает, намекает, поучает

4.Издревле сопровождает человека.

5. Изречение.


2.Возвращение к рассказанной истории.

Мы сегодня с Вами подобно ослику, историю которого я вам рассказала в начале нашего занятия, дошли до конца. Все преодолеваем, выходим на свет, делаем свою повседневную работу, стараемся сделать её хорошо. И я думаю, что сегодня не зря потрудилась, осознали смысл многих пословиц и сами стали мудрее и полновеснее. Скажите, появились ли у меня единомышленники для работы по данной технологии РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ?


И как сказал Людвиг ФЕЙЕРБАХ (немецкий философ ) сказал: «Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы».

Поверьте в себя и начните.

И 12 приём, который мы сейчас продемонстрируем, называется ПОПС.



3.ПРИЁМ ПОПС. Высказывается каждый. Тут вы даёте качественную оценку всей работы, себя, работу товарищей, командиров и т.д.

П- позиция –«Я считаю, что…

О- обоснование-«Потому что……

П-пример- «Я могу это доказать на примере….

С-суждение-«Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что…

Подготовила: Соколова Е.Г.

Источники:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_Исикавы

2.http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

3.http://referatdoki.ru/konspekt/samostoyatelnaya-rabota/ispolzovanie-priemov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-geografii/

4.http://predis.ru/dlya-studenta/4-kurs/primenenie-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniia-na-urokakh-istorii/

5.http://yspu.org/trn_level_edu/7/fishbone.doc

6.http://aleksandrovaia.ucoz.ru/

7.http://festival.1september.ru/articles/615389/

8.http://easyen.ru/load/geografija/mp/fishboun_na_urokakh_geografii/256-1-0-31861

9.http://fastform.ru/shkolniku/10-klass/geografiia-8-klass-zavisimost-cheloveka-ot-klimata-agroklimaticheskie-resursy/

Адыгейские пословицы Адыгейцы - народность Северного Кавказа. Проживают в Адыгеи, Турции и странах Ближнего Востока. Адыгейский язык входит в абхазско-адыгскую группу кавказской семьи языков.


Кто кормит ребенка, для него и мать.

Болезнь приходит через проушину колуна, а уходит через ушко иголки.

И капкан если не обманет, то не поймает.

Если худую скотину выкормишь, то губы намажут жиром, а дурного человека воспитаешь, то он только лягнёт.

Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути.

Где шума много, там ума мало.

Если сердце не смотрит, то и глаза не видят.

В своей норке и мышь храбра.

Если не с кем посоветоваться - положи шапку и посоветуйся с нею.

Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою.

Ласковый теленок двух коров сосет.

Если брюхо сыто, хлеб сырым становится.

Что говорит мулла, выполняй, а что он делает, не делай.

Если долго смотреть на молоко, и в нем увидишь кровь.

Что приятно для души, то красиво для глаз.

Если орел часто бьет крыльями - крылья ломаются.

Испуганного всадника долго не преследуй.

У одного девять шуб, а девять других - без шубы.

Два камня в воде - и те сталкиваются.

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.

Кто раньше умер, того раньше и на кладбище несут.

Две чесоточные лошади – друзья.

Когда много чабанов, среди овец падеж.

Всё село не бывает глупым, и среди глупых умные найдутся.

Два ястреба дерутся - воробью корм достается.

Голой рукой огня не взять.

Кто не видит тебя, пока ты сидишь, - не заметит тебя, когда встанешь.

Если один и тот же мужчина обманет тебя трижды - ты глуп, если в одну и ту же яму упадешь. три раза - ты слеп.

Два соседа корову доят, и то по-разному.

Глупый свои запасы съедает сразу.

Если ты, пока он похож на хворостинку,не согнёшь то когда он станет колом, совсем не согнешь.

После дождя бурку не бери.

Языком мастер, а делом левша.

Своих птенцов и грач считает красивым.

Мулла знает "давай", но не признает "возьми".

И в смерти есть мужество.

Есть вместе - вкуснее, работать вместе – веселее.

Перепуганного всадника долго не преследуй.

Кто долго выбирает, тот прогадает.

Если ты прав - ты силен.

Мех лисы её враг.

Лучше хорошее оружие, чем плохой спутник.

Кого не замечают, тот покашливает.

Стонет и тот, на кого падает дерево, и тот, на кого падают листья.

Если не ответишь тому, кто бьет тебя, он так и не узнает, есть ли у тебя руки.

Кто своего места не знает, тот без места останется.

Хвали старое, а выбирай новое.

Наставляй дочь так, чтобы слышала невестка.

Видишь голову медведя - не ищи его след.

Если ребенок не плачет, не дают ему сосать.

Рана от сабли заживет, от языка – нет.

Лесу и темной ночи не доверяй своей тайны.

Если слушать будешь много - говорить будешь мало.

Разве нога коровы убьет теленка.

Кому нет дела до тебя, тому о своей головной боли не рассказывай.

Если спор кончается дракой, то и посторонние страдают.

Ласковое слово смягчает сердце.

Неумело посаженное дерево – высыхает.

Вкусная еда человека веселит.

Мачеха похожа на снег.

Смотри на мать и женись.

Разве от козы родится ягненок.

Пеший всегда смеется над всадником.

Если не знаешь, спрашивать не обидно.

Не смейся над тем, кто падает первым.

Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.

Говори подумавши, садись оглядевшись.

Крупный дождь долго не идет.

У мудрого завистников много.

Кости красит мясо, а тело – одежда. 

Каким тебя видят - таким ты кажешься, каким кажешься - таким и считают.

У всякого дела свой черед.

Где нет кошки, там и мышам раздолье.

У муравья перед смертью крылья вырастают.

Золото ценится дороже там, где его добывают.

Хорошего вола узнаешь еще теленком.

Пастухи телят и те старшего имеют.

Не вынимай не вовремя своей сабли, но коли вынул её, не клади обратно, не заслужив похвалы.

Молодого наставляют, старого не поучают.

Что говорят в народе, то правда.

Доля слабого – остатки.

Кого называешь князем, тот примет тебя за холопа.

Соревнующиеся богатеют, а строящие друг другу козни разоряются.

Кто от чумы уцелел, тот от хмеля умер.

Если вожак зорок, то и тот, кто следует за ним, - неплох.

У кого много недостатков, тот их легко находит и у других.

Не вынимай дважды кинжала, не повторяй своего слова дважды.

Глупый пестрое любит.

Когда лгун правду говорит, никто не верит.

Плохая весть быстро разносится.

Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит.

Кто не постыдится сказать, тот и сделать не побоится.

Кому ты не мил, для того у тебя не голова, а головища.

Чем проторговаться, лучше все раздарить.

Где пчелы, там и мёд.

Если всадник падает духом, то и конь не скачет.

У лжи ноги коротки.

Кого не хотят в попутчики, того зовут мимоходом. 





В чужом коллективе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.


Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.


Каждый должен знать своё место и не лезть в чужое.

О двух соперниках, претендующих на лидерство. В одном доме нет места двум хозяевам.


Зацикливаясь на мелочах или на одном и том же, невозможно увидеть главного.

Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.


Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.


Прежде чем приступить к какому-то делу, надо сначала подготовиться.


Основное время должно уходить на учёбу и труд, и лишь отчасти – на развлечения.


Для хорошего друга или любимого человека не жалко даже самого ценного.

Только умный человек поддаётся правилам, дуракам всё равно не до них.

Затрачиваемые на что-либо средства не оправдываются полученными результатами.


В чужой монастырь со своим уставом не ходят.


Взялся за гуж – не говори, что не дюж.


Всяк сверчок знай свой шесток.


Два медведя в одной берлоге не живут.


За деревьями леса не видать.


Большому кораблю – большое плавание.


Бедность не порок.


Баба с возу – кобыле легче.


Аппетит приходит во время еды.


Готовь сани летом, а телегу зимой.


Делу время, потехе час.


Для милого дружка и серёжка из ушка.


Дуракам закон не писан.



Игра не стоит свеч.





Это «скорлупки», найдите «ядрышки»

1. У короткого ума длинный язык.

2. Глаза - зеркало души.

3. В своем болоте и лягушка поет.

4.Рот не огород: не затворишь ворот.

5. На чужой стог вилами не указывай.

6. Рыбак рыбака видит издалека.

7.Мал ёрш, да колюч.

8.Конь корове не товарищ.

9.Слепой всегда глазами мечтает.





Это «скорлупки», найдите «ядрышки»

1. У короткого ума длинный язык.

2. Глаза - зеркало души.

3. В своем болоте и лягушка поет.

4.Рот не огород: не затворишь ворот.

5. На чужой стог вилами не указывай.

6. Рыбак рыбака видит издалека.

7.Мал ёрш, да колюч.

8.Конь корове не товарищ.

9.Слепой всегда глазами мечтает.

Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.).

1. Из огня – да в полымя.

2. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.)

2. Что написано пером, не вырубишь топором .

3. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5 . Перо сильнее меча (английск.).

5. За одного битого двух небитых дают.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Слово — серебро, молчанье — золото.

9. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.





Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.).

1. Из огня – да в полымя.

2. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.)

2. Что написано пером, не вырубишь топором .

3. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5 . Перо сильнее меча (английск.).

5. За одного битого двух небитых дают.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Слово — серебро, молчанье — золото.

9. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Как появились пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия.

Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Среди таких произведений "Слово о Полку Игореве", написанное в XII веке, "Моление Даниила Заточника" от XIII века. Кроме этого, с XII века уже были известны специальные рукописные сборники пословиц.

В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. Например, в комедии "Горе от ума" Грибоедова есть несколько десятков фраз и выражений, которые впоследствии стали пословицами. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как "Семь пятниц на неделе" или "Положить зубы на полку", это и есть поговорки.

Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений. Всего в русском языке пословиц насчитывается 23500.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с пословицами. Приёмы работы по технологии развития критического мышления.

Автор: Соколова Елена Григорьевна

Дата: 16.03.2019

Номер свидетельства: 503254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(98) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "110301"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405865076"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект  занятия с использованием технологии развития критического мышления "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "103690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402601624"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок русского языка по теме "Слова - антонимы" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "136408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417101673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства