kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия с использованием технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие 4 класс

Тема занятия: Противоположные отношения между понятиями

Цель: создать условия для формирования умения устанавливать противоположные отношения между понятиями.

Обучающая - познакомить  учащихся с противоположными отношениями  между понятиями, учить их устанавливать  с разных точек зрения.

Развивающая – развивать коммуникативные умения, умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитывающая – воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

 

Ход занятия

1.Орг. момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли,

Но позвал вас всех звонок.

Начинать пора урок.

                            Т. Козлова

Стадия вызова

2.  Игра на внимание «Наоборот»

_ Давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть  различные ко­манды, а вы  должны выполнять противоположные им. Итак,  «Сесть!» ,  «Говорить!», «Руки вверх», «Молчать», «Шагом марш».

3.  Беседа о противоположных признаках

- Рыба, липа, карандаш. Можно ли сказать, что всё это понятия?

- Да, конечно. Мы знаем, что понятия – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово (или несколько слов). Между понятиями существуют разные отношения. В начале урока мы играли в игру, где показывали противоположные движения, а сейчас подберите противоположные понятия. (Большой, свет. радость, тусклый, начало, безобразный, ложь, победа, смерть, молодость, сладкий, покой, бодрый.)

- Кто же может сказать, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Итак, тема занятия: Противоположные отношения между понятиями.

4. Прием «Дерево предсказаний»

- Всегда ли,  между любыми понятиями можно установить противоположные отношения? 

-  Могут ли  изменятся противоположные признаки? От чего это зависит?

- Найдем аргументы по высказанным предположениям в конце занятия и убедимся, кто прав.

Стадия осмысления

 5.        Взаимоопрос.  Работа в парах сменного состава

Даны   пословицы, необходимо их «зашифровать», т. е. изменить все признаки на проти­воположные.

     Знание лучше богатства.

    Ласковое слово что солнышко в ненастье.

    Умный и без денег богат.

С умным говорить, как меду попить.

Лень — мать всех пороков.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Самая легкая дорога та, что уже прошел.

Одному ехать — дорога длинна.

Хорош заяц белый, а охотник — смелый.

Чья храбрость, того и победа.

У ленивого всегда праздник.

Мал да удал.

( После подведения итогов  обращается вни­мание на то, что даже в «перевернутом» виде посло­вицы сохраняют свой смысл и значение: «Невежество хуже бедности», «Дурак и с деньгами беден», «Брань что туча на ясном небе» и т. п.)

6 .Упражнение  «Найди противоположный признак» (Работа в группах)

- Я буду показывать вам предмет, а вы должны записать   как можно больше признаков этого предмета, записывая  каждый признак в паре с противоположным.

- Проверим задание.

- Сделайте вывод, всегда ли между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?

- Назовите,  по каким признакам могут противопоставляться понятия, по каким — нет.

7.  Работа в группах

— Согласны ли вы, что слон большой,  а кот маленький; что жираф высокий, а суслик низкий. Однако это верно только с нашей точки зрения. Давайте поменяем точку зрения. Так, каким будет кот с точки зрения муравья, а жираф с точки зрения небоскреба?

-Что же получается? Если изменяется  точка зрения, то,  как изменяются при­знаки?    

( Могут поменяться на противоположные.)

- Таким образом, получается, что один и тот же объект может иметь противоположные признаки в зависимости от точки зрения.

- А сейчас поработаем в группах. Вам необходимо придумать примеры объекта, который одновременно обладает противоположными призна­ками с разных точек зрения

Например, «сильный и слабый» — это может быть четвероклассник: по сравнению с малышом он силь­ный, а по сравнению со спортсменом – слабый

 Примеры признаков:

холодный — горячий;

быстрый — медленный;

легкий — тяжелый;

съедобное — несъедобное;

маленький — большой.

Подведение итогов: группа называет понятие, а класс должен определить, над какой парой признаков она работала.

 8. Упражнение «Подбери антоним»

На доске написано слово «дом», а под ним — другие слова: «поле», «сарай», «вода», «гостиница», «конура».

- Определите, какое из этих слов про­тивоположное по смыслу слову «дом» и по каким признакам.

 ( Дом — закрытое пространство, поле — открытое; дом и са­рай — противоположны по комфортности; дом — твердый, вода — жидкость; в доме живут постоянно, а в гостинице временно; дом и конура отличаются по размеру, обитателям и т. п. )

- Какой можно сделать вывод?

 (  Все слова могут быть противоположными, каж­дый по какому-то определенному признаку)

9.  Задание на смекалку

 «Поспорил мужик, что две недели не будет днем есть и пить, а ночью не будет спать. И выиграл спор. Как ему это удалось?»

(Он две недели провел «наоборот»: днем спал, а ночью ел и пил.)

 Стадия рефлексии

10. Прием «Дерево предсказаний»

- Давайте вернемся к дереву предсказаний?

- Всегда ли,  между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?  (Можно, но нужно найти признак. Не по всем признакам понятия имеют противоположные отношения.)

-  Могут ли  изменяться противоположные признаки? От чего это зависит? ( Да, зависит от точки зрения.)

Групповая работа. ( Заполняем    аргументы   по высказанным предположениям, делаем вывод о правильности предположений.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия с использованием технологии развития критического мышления »

Тема занятия: Противоположные отношения между понятиями


Цель: создать условия для формирования умения устанавливать противоположные отношения между понятиями.

Обучающая - познакомить учащихся с противоположными отношениями между понятиями, учить их устанавливать с разных точек зрения.

Развивающая – развивать коммуникативные умения, умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитывающая – воспитание культуры общения в группе со сверстниками.


Ход занятия

1.Орг. момент

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли,

Но позвал вас всех звонок.

Начинать пора урок.

Т. Козлова


Стадия вызова

2. Игра на внимание «Наоборот»

_ Давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть различные ко­манды, а вы должны выполнять противоположные им. Итак, «Сесть!» , «Говорить!», «Руки вверх», «Молчать», «Шагом марш».

3. Беседа о противоположных признаках

- Рыба, липа, карандаш. Можно ли сказать, что всё это понятия?

- Да, конечно. Мы знаем, что понятия – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово (или несколько слов). Между понятиями существуют разные отношения. В начале урока мы играли в игру, где показывали противоположные движения, а сейчас подберите противоположные понятия. (Большой, свет. радость, тусклый, начало, безобразный, ложь, победа, смерть, молодость, сладкий, покой, бодрый.)

- Кто же может сказать, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Итак, тема занятия: Противоположные отношения между понятиями.

4. Прием «Дерево предсказаний»

- Всегда ли, между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?

- Могут ли изменятся противоположные признаки? От чего это зависит?

- Найдем аргументы по высказанным предположениям в конце занятия и убедимся, кто прав.

Стадия осмысления

5. Взаимоопрос. Работа в парах сменного состава

Даны пословицы, необходимо их «зашифровать», т. е. изменить все признаки на проти­воположные.

Знание лучше богатства.

Ласковое слово что солнышко в ненастье.

Умный и без денег богат.

С умным говорить, как меду попить.

Лень — мать всех пороков.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Самая легкая дорога та, что уже прошел.

Одному ехать — дорога длинна.

Хорош заяц белый, а охотник — смелый.

Чья храбрость, того и победа.

У ленивого всегда праздник.

Мал да удал.

( После подведения итогов обращается вни­мание на то, что даже в «перевернутом» виде посло­вицы сохраняют свой смысл и значение: «Невежество хуже бедности», «Дурак и с деньгами беден», «Брань что туча на ясном небе» и т. п.)


6 .Упражнение «Найди противоположный признак» (Работа в группах)


- Я буду показывать вам предмет, а вы должны записать как можно больше признаков этого предмета, записывая каждый признак в паре с противоположным.

- Проверим задание.

- Сделайте вывод, всегда ли между любыми понятиями можно установить противоположные отношения?

- Назовите, по каким признакам могут противопоставляться понятия, по каким — нет.

7. Работа в группах

— Согласны ли вы, что слон большой, а кот маленький; что жираф высокий, а суслик низкий. Однако это верно только с нашей точки зрения. Давайте поменяем точку зрения. Так, каким будет кот с точки зрения муравья, а жираф с точки зрения небоскреба?

-Что же получается? Если изменяется точка зрения, то, как изменяются при­знаки?

( Могут поменяться на противоположные.)

- Таким образом, получается, что один и тот же объект может иметь противоположные признаки в зависимости от точки зрения.

- А сейчас поработаем в группах. Вам необходимо придумать примеры объекта, который одновременно обладает противоположными призна­ками с разных точек зрения

Например, «сильный и слабый» — это может быть четвероклассник: по сравнению с малышом он силь­ный, а по сравнению со спортсменом – слабый

Примеры признаков:

холодный — горячий;

быстрый — медленный;

легкий — тяжелый;

съедобное — несъедобное;

маленький — большой.

Подведение итогов: группа называет понятие, а класс должен определить, над какой парой признаков она работала.

8. Упражнение «Подбери антоним»

На доске написано слово «дом», а под ним — другие слова: «поле», «сарай», «вода», «гостиница», «конура».

- Определите, какое из этих слов про­тивоположное по смыслу слову «дом» и по каким признакам.

( Дом — закрытое пространство, поле — открытое; дом и са­рай — противоположны по комфортности; дом — твердый, вода — жидкость; в доме живут постоянно, а в гостинице временно; дом и конура отличаются по размеру, обитателям и т. п. )

- Какой можно сделать вывод?

( Все слова могут быть противоположными, каж­дый по какому-то определенному признаку)

9. Задание на смекалку

«Поспорил мужик, что две недели не будет днем есть и пить, а ночью не будет спать. И выиграл спор. Как ему это удалось?»

(Он две недели провел «наоборот»: днем спал, а ночью ел и пил.)

Стадия рефлексии

10. Прием «Дерево предсказаний»


- Давайте вернемся к дереву предсказаний?

- Всегда ли, между любыми понятиями можно установить противоположные отношения? (Можно, но нужно найти признак. Не по всем признакам понятия имеют противоположные отношения.)

- Могут ли изменяться противоположные признаки? От чего это зависит? ( Да, зависит от точки зрения.)

Групповая работа. ( Заполняем аргументы по высказанным предположениям, делаем вывод о правильности предположений.)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект занятия с использованием технологии развития критического мышления

Автор: Гончарова Галина Федоровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие критического мышления на уроках немецкого языка "
    ["seo_title"] => string(69) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229408"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441730967"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект занятия "Выбери маршрут" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-zaniatiia-vybieri-marshrut"
    ["file_id"] => string(6) "149545"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420218526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование технологии критического мышления  в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107559"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403296864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства