Сочинение на основе художественного текста. 11-й класс
При подготовке к работе над новым материалом (текст С.Качалкова про Сашку Бозина) обсуждаются отрывки из художественных текстов, которые можно объединить одной темой: людей неинтересных в мире нет. Каждый человек – это целый мир, непознанная планета. Каждый по-своему ценен. Тексты, стихотворение Е.Евтушенко и слова великого Платона: «Подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым», – всё это поможет учащимся при формулировке аргументов из читательского и жизненного опыта
После прослушивания текста С.Качалкова анализируются основные моменты:
– Оценка, которую главному герою дали окружающие: «Беспутный».
– Какое из толкований слова «беспутный» имели в виду жители деревни?
– Какова роль характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст?
– С помощью какого композиционного приема автору удается показать, как меняется отношение односельчан к Сашке Бозину?
– Какое противопоставление является стержнем рассказа?
– Какими внутренними качествами обладает герой?
– Отчего умер Сашка Бозин?
– Какие чувства теперь вы испытываете к герою, к жителям деревни?
– Как выражена позиция автора в тексте? Сформулируйте её.
После анализа основных моментов текста и авторской позиции по поднятой им проблеме каждая группа учащихся пишет соответствующую часть сочинения. Группы эти подвижные: каждый такой урок – другая часть сочинения.
Таким образом, за шесть занятий каждый из учащихся поработает над всеми частями сочинения, закрепит умение оценивать написанное.
Цели урока:
закрепить навыки работы над пониманием художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;
совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация
– Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.
– Как можно соотнести эту притчу с темой сегодняшнего урока?
– Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной – первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй жизни нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить. И у нас с вами, ребята, тоже всего одна «стрела», а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны реализовать следующие цели нашего урока. (Приложение 1 – презентация к уроку)
– Ребята, сегодня вы работаете в подвижных группах, названия которых соответствуют абзацам сочинения.
II. Актуализация знаний о составных частях сочинения
– Предлагаю повторить, что необходимо помнить при написании каждой части сочинения, оценить абзацы сочинения по известному вам тексту Л.Серовой (Приложение 2) в соответствии с критериями по содержанию сочинения (Приложение 3) (Отвечают представители групп, у всех распечатанные критерии по каждой части сочинения)
Постановка проблемы
2-3 предложения, в которых необходимо сформулировать проблему, поднятую автором данного текста. Проблема – это вопрос, которым задается автор.
Оценить 1 абзац сочинения
Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Автор текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?
Комментарий проблемы
В 2-3 предложениях необходимо прокомментировать поставленную проблему: насколько важна, интересна и актуальна проблема; кому и когда приходилось сталкиваться с ней; чем она заинтересовала автора? (Не пересказывать текст!)
Оценить 2 абзац сочинения
Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что в наши дни культура речи стремительно обесценивается. Каждому из нас приходилось сталкиваться с людьми, внешне приятными, но после нескольких минут общения с ними чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и «речевого портрета».
Позиция автора
В 2-3 предложениях объяснить, как сам автор относится к поднятой им проблеме? Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их разными способами (2 цитаты в виде прямой и косвенной речи).
Оценить 3 абзац сочинения
Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует человека в глазах окружающих. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, « выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности».
Своя позиция с двумя аргументами (3-5 предложений):
Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует человека в глазах окружающих. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, « выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности».
Оценить 4-5 абзацы сочинения
Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов, отчего ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером совершенствования речевого портрета может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать профессиональным оратором, оставившим яркий след в истории.
Заключение
1-3 предложения (возвращение к началу сочинения, другими словами – пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод). Удачно ли это заключение, на ваш взгляд?
Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.
III. Работа над новым материалом
1) В одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко сказал:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
– Ребята, попробуйте сформулировать тему текста, по которому мы будем работать, соотнеся только что прочитанные строки. (Людей неинтересных в мире нет. Каждый человек – это целый мир, непознанная планета. Каждый по-своему ценен.)
– Скажите, а вы интересные люди? Всё ли знают про вас окружающие? Довольны ли вы мнением о вас? Глубокое это мнение или поверхностное?
2) Готовясь к сочинению, вы встречались с текстами, в которых окружающие судили о героях или по внешнему виду, или по неординарным поступкам, осуждая или не принимая их. Только после смерти героев все со стыдом и запоздалым раскаяньем осознавали, что не сумели разглядеть в их заурядных и, как казалось, глупых поступках широту человеческой души. Вспомните героя, автора и название произведения:
а) Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. …Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. … Но чаю он не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару… Потом его похоронили и забыли. Однако без него жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было его, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. ... Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась.(Рассказ А.П.Платонова «Юшка»)
б) Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она – кое-как, все по-деревенски. Все отзывы …о ней были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить … выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)
3) Как вы уже догадались, ребята, эти два произведения и стихотворение Е.Евтушенко могут вам понадобиться при написании в сочинении примера из читательского опыта. А кто из вас может привести подобный пример из жизненного опыта? (Ответы уч-ся) А я хочу привести в пример слова великого Платона: «Подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым».
III. Работа с художественным текстом
В одном интервью Анатолий Карпов, экс-чемпион мира по шахматам, высказал очень интересную мысль о том, что только тогда можно выиграть шахматную партию, когда сумеешь понять, что задумал противник и как это задуманное он пытается реализовать в игре. А чтобы написать сочинение по данному тексту, необходимо понять текст, понять, что задумал автор, какую проблему он поднимает?
1) Чтение текста по С. Качалкову (Про Сашку Бозина). (Приложение 4)
2) Беседа на выявление восприятия:
– Ваши впечатления от прочитанного? Одинаковые ли чувства вы испытывали на протяжении всего текста?
– Главный герой текста. Какой он?
Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку».
Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит».
Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается».
Образ жизни, поведение: «…жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной; после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей».
Оценка, которую ему дали окружающие: «Беспутный».
– Какое из толкований слова «беспутный» имели в виду жители деревни?
Словарь синонимов русского языка: Беспутный – см. безнравственный
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: Беспутный (разг.) – легкомысленный, неосновательный, беспорядочный.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой:
Беспутный –
1) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни.
2) Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный.
– Какова роль характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст? (Негативное отношение к герою в начале текста. Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке).
– Что особенного в изображении главного героя? Только ли о внешнем портрете идет речь? («…довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо…»)
– Известно, что важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа (если он есть), первого и последнего предложений. Обратите внимание на первое и последнее предложения:
(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (29) Женщины не выдержали и в голос заплакали…
– Какой прием используется в данном случае? (Зеркальная композиция, основанная на повторе-перекличке между началом и финалом – и на противопоставлении).
– Что произошло с людьми? Можно ли считать это их внутренним преображением? (Только теперь, после смерти «беспутного» они поняли, что за измазанным сажей лицом скрывалась истинно светлая душа).
– Автор создает ситуацию, после которой жители деревни переоценивают свое отношение к Сашке Бозину. С помощью какого композиционного приема автору это удается? (Основной прием композиции данного текста – противопоставление)
– Какие смысловые части текста противопоставлены?
… После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.
– «Чего ты чумазым ходишь, детей пугаешь!»– кричали женщины и сердито качали головой.
Он жаловался… – они смеялись…
«…в ветхом домишке», «избушка», «в маленькой каморке»…– «большая картина». Портрет Сашки Бозина – портрет ангела.
– Только ли это? Как вы считаете, какое противопоставление является стержнем рассказа? (Два мира – жестокий мир людей, окружающий Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован автором).
– Сашка Бозин не выставляет напоказ свои внутренние качества. Он показывает всем свое радостное лицо. Умение радоваться, быть радостным – это особый ДАР, которым наделяется человек. Это и то, что внутри тебя, и то, что ты можешь отдать в ДАР другим людям. Этим светлым, радостным состоянием Сашка Бозин пытается поделиться с людьми. Но они этот ДАР не принимают. Почему?
– Как вы думаете, случайно ли в каморке Сашки Бозина висит такая картина? Зачем она ему? (Картина – отражение внутреннего мира героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность Бозина)
– Как вы считаете, какими внутренними качествами обладает герой? (Доброта души, внутренняя красота и чистота, незлобивость, всепрощение, высота души, отрешенность от всего земного.)
– Отчего умер Сашка Бозин? (От бездушия односельчан).
– Какие чувства теперь вы испытываете к герою, к жителям деревни? (Сочувствие, боль, жалость, раскаяние, отчаяние от невозможности ничего исправить. Негодование по отношению к жителям деревни).
– Ребята, стихотворение Евгения Евтушенко заканчивается словами, которые созвучны нашим чувствам:
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?..
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
т этой невозвратности кричать…
– Как выражена позиция автора в тексте? Есть ли слова, подтверждающие её? Анализ текста поможет вам определить авторскую позицию. Сформулируйте ее. (С.Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный).
IV. Самостоятельная групповая работа над абзацами сочинений (каждая группа – 1 абзац).
V. Проверка получившихся абзацев сочинения. (Приложение 5)
VI. Итоги уроки. Оценки
– Ребята, послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.
В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил: … Что ответил мудрец? (Ответы учащихся).
«Всё в твоих руках», – ответил мудрец. И всё, что касается ЕГЭ, тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением!
VII. Домашнее задание: написать полностью сочинение по этому тексту, на следующем уроке – взаимооценка сочинений по критериям.
Ознакомившись с текстом С.Качалкова можно сделать вывод, что основная проблема данного текста это: Негативное отношение к герою в начале текста. Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке. Но почему жители деревни давали главному герою такую оценку? Я считаю что этому способствовало некоторые причины: то как одевался внешний герой, его внешние характеристики, манера говорить и в конце концов его образ жизни.
Что же такого особенного в изображении героя?Только ли о внешнем портрете идет речь?В ответ на этот вопрос можно привести цитату из текста:«…довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо…».С.Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный.
Но если вдуматься то жители деревни давали свою оценку Сашке лишь основываясь на внешних данных, но ни кто не пытался узнать что у него в душе!
Автор создает ситуацию, после которой жители деревни переоценивают свое отношение к Сашке Бозину. Автор использует в тексте противопоставление. Эту связь можно проследить если обратить внимание на первое и на последнее предложение в тексте. Можно также обратить внимание на противопоставление смысловых частей текста: … После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.
– «Чего ты чумазым ходишь, детей пугаешь!»– кричали женщины и сердито качали головой.
Он жаловался… – они смеялись…
«…в ветхом домишке», «избушка», «в маленькой каморке»…– «большая картина». Портрет Сашки Бозина – портрет ангела.
Т.е это расказ показывает нам два разных мира – жестокий мир людей, окружающий Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован автором. Сашка Бозин не выставляет напоказ свои внутренние качества. Он показывает всем свое радостное лицо. Умение радоваться, быть радостным – это особый дар, которым наделяется человек. Это и то, что внутри тебя, и то, что ты можешь отдать в дар другим людям. Этим светлым, радостным состоянием Сашка Бозин пытается поделиться с людьми. Но они этот дар не принимают.
Я считаю, что герой рассказа обладал добротой души, внутренней красотой и чистотой, незлобивостью, всепрощением, высотой души, отрешенностью от всего земного.
– Отчего умер Сашка Бозин? Конечно же от бездушия односельчан и автор четко обращает на это внимание.
Я уверен что каждый человек прочитавший этот текст переоценил ситуацию описанную вначале текста и соответственно в его конце. Лично я испытал к герою сочуствие, боль,жалость, раскаяние, отчаяние от невозможности ничего исправить, негодование по отношению к жителям деревни. В заключении можно дать совет: не судите человека по его внешности, пока не узнаете что у него в душе!
Сочинение из стобалльной работы 2012 г. (по тексту Ю. Нагибина)
Исходный текст
Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы.
Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище. Он пришёл проститься с моими домашними, потом мы поехали к нему на Мархлевского. Я знал, что он ждёт девушку, пепельноволосую Аню, и хотел попрощаться у подъезда, но Оська настоял, чтобы я поднялся.
Когда мы провожали Павлика на действительную, он разделил между нами свои скромные богатства. Павлика не баловали дома и растили по-спартански. Правда, в восьмом классе ему сшили бостоновый костюм «на выход», и Павлик проносил его до армии, время от времени выпуская рукава и брюки, благо запас был велик. Но у него имелся дядя, выдающийся химик, и однажды этого дядю послали на международную научную конференцию за кордон, что в ту пору случалось нечасто. В пожилом, нелюдимом, обсыпанном перхотью, запущенном холостяке, по уши закопавшемся в свою науку, таилась душа пижона. По окончании конференции он потратил оставшиеся деньги на приобретение жемчужно-серых гетр — тогдашний крик моды, смуглой шёлковой рубашки, двух свитеров, роскошного галстука и тёмных очков, почти не встречавшихся в Москве. Но, вернувшись домой, он понял, что наряжаться ему некуда, поскольку ни в театр, ни в гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и тогда он вспомнил о юноше-племяннике, и на скромного Павлика пролился золотой дождь.
Ко времени его ухода в армию вещи малость пообносились, утратили лоск, но все же мы с Оськой были потрясены до глубины души, когда Павлик царственным жестом передал нам свои сокровища. От костюма пришлось отказаться — по крайней ветхости, остальное мы поделили: Оська забрал дымчатые очки, я сразу напялил гетры. Оська взял галстук с искрой, я — рубашку, каждому досталось по свитеру.
Теперь Оське ужасно хотелось повторить мужественный обряд прощания, когда без соплей и пустых слов товарищу отдается всё, чем владеешь на этом свете. Но сделать это Оське оказалось куда сложнее, нежели Павлику: фотоаппарат он подарил герою фотосерии «Московский дождь», библиотеку вывезла мать, а картины — отец. Оставались предметы домашнего обихода, и Оська совал мне рефлектор, электрический утюг, кофемолку, рожок для надевания туфель, пилу-ножовку и две банки горчицы; от испорченной швейной машинки я отказался — не донести было всю эту тяжесть; еще Оська навязал мне лыжные ботинки и траченную молью шапку-финку, суконную, с барашковым мехом. Может показаться странной и недостойной эта барахольная возня перед разлукой, скорее всего навечной, ничтожное копанье в шмотье посреди такой войны. Неужели не было о чём поговорить, неужели не было друг для друга серьёзных и высоких слов? Все было, да не выговаривалось вслух. Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов. А говорить можно и простыми, грубыми предметами, которые «пригодятся». «Держи!..» — а за этим: меня не будет, а ты носи мою шапку и ботинки и обогревайся рефлектором, когда холодно... «Бери кофемолку, не ломайся!» — это значит: а хорошая у нас была дружба!.. «Давай, чёрт с тобой!» — а внутри: друг мой милый, друг золотой, неужели это правда, и ничего больше не будет?.. «На дуршлаг!» — но ведь было, было, и этого у нас не отнимешь. Это навсегда с нами. Значит, есть в мире и останется в нём... (По Ю. Нагибину)
Сочинение
Внимание: В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
Существует много способов выразить свои чувства. Можно сказать о них, а можно подарить какую-то вещь, нужную или не очень нужную. В этом тексте Юрий Нагибин рассказывает о том, как ребята в 1941-м году провожали друг друга на войну. Переломный момент истории. Переломный момент в жизни друзей. Прощание, может быть, навсегда... Как выражаются высокие человеческие чувства? Эта проблема волнует писателя. Бывают такие ситуации, когда слова не нужны. Автор показывает, как чувства могут выражаться в простых бытовых поступках или скрываться в самых обыденных вещах, например, в подаренных лыжах, кофемолке и рефлекторе. Авторская позиция выражается в следующих словах: «Нас растили на жестком ветру и приучили не размазывать по столу масляную кашу слов». Я согласна с автором в том, что слова порой бывают бессмысленными. Нередко поступок намного красноречивее слов. Иногда на человека могут нахлынуть такие чувства, которые нужно пережить самому, ничего не говоря о них другим людям, даже самым близким. Таковы эмоции друзей, прощающихся перед уходом на войну, знающих, что, возможно, они видят друг друга в последний раз. К чему тут слова? О том, что слова не в состоянии передать сложную гамму чувств, размышляли многие писатели. Например, В. Жуковский посвящает этой проблеме стихотворение «Невыразимое»:
Всё необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Ф. Тютчев в стихотворении "Silentium!" провозглашает: "Мысль изреченная есть ложь..." Поэту знакомо состояние невысказанности, когда высокие чувства, надежда, мечты ощущаются присутствующими в полной мере. В переломные минуты жизни, а именно такие минуты и переживают молодые герои Ю. Нагибина, неудачное слово или неискренняя интонация могут только все испортить. И герои избегают высоких слов. Главное для них не красивые слова, а теплые, искренние и очень прочные отношения, которые их связывают. "Неужели не было о чем поговорить, неужели не было друг для друга серьезных и высоких слов? Все было, да не выговаривалось вслух". Были чувства, они остались в мире. Встретившись с настоящими чувствами в нашей сегодняшней жизни, мы поймем их без слов.
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данном сочинении | Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | 1 |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | есть | 2 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | есть | 1 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | нет | 3 |
К5 | Смысловая цельность, связность, последовательность изложения | 2 | есть | 2 |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | есть | 2 |
К7 | Орфография | 3 | 0 ошибок | 3 |
К8 | Пунктуация | 3 | 0 ошибок | 3 |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 0 ошибок | 2 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 0 ошибок | 2 |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 | есть | 1 |
| Всего: | 23 | | 23 |
Чёткое сочинение, автор которого действительно осознал все требования к С1 (по тексту Д. Гранина)
Исходный текст
Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, все дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. В дереве не было впустую прожитых лет. Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. Кольца — это автобиография человека. Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывав смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. Мне уже невозможно дойти до такого совершенства Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? По-моему, стоит вспомнить знаменитые тютчевские строки: «Учись у них — у дуба и берёзы...»
(По Д. Гранину)
Сочинение
Внимание: В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
Жизнь человека можно рассматривать, как срез дерева. Каждый прожитый год оставляет свой след в памяти человека, словно создавая новый, всё более широкий круг ствола. Д. Гранин в данном отрывке поднимает широкую проблему единства всего сущего на Земле. Автор сравнивает себя с деревом: "Внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы". Писателя заинтересовала мысль о том, что жизнь человека сродни жизни дерева, но дерево, в отличие от человека, несмотря на переносимые страдания и трудности, никогда не отчаивается, не ошибается, не сожалеет об упущенных возможностях или совершённых ошибках. Позиция автора очевидна, и с ней невозможно не согласиться. Он считает, что люди должны учиться стойкости и даже мудрости у безмолвных и незаметных спутников нашей жизни — у деревьев. Если человек может потерять время, упустить недели, месяцы, а иногда и годы, даже не заметив этого, то у дерева нет впустую прожитых лет. Я полностью разделяю позицию автора. Трудно прожить свою единственную и неповторимую жизнь так, чтобы не совершить ошибок, чтобы не было за что-то стыдно, чтобы не о чем было сожалеть, нечего с горечью вспомнить. Но никогда не поздно сделать попытку изменить себя и свое отношение к жизни. А если попробовать? Попробовать поучиться внутренней силе и стойкости у того, кто сумел прожить свою жизнь так, как следует... У дерева... Проблема единства человека и природы не нова, к ней обращались многие замечательные русские писатели. Так, в "Войне и мире" Л.Н. Толстого есть две прекрасные сцены, в которых князь Андрей размышляет о себе и своей жизни у старого дуба. Впервые это происходит, когда князем Андреем овладевает ощущение, что жизнь кончена. Но изменяются жизненные обстоятельства, и герой не узнаёт старый дуб: человек и дерево переживают пору обновления. Другим примером может послужить образ, созданный писателем В. Шишковым в "Угрюм-реке". Жизнь Прохора протекает параллельно с рекой. Герой постоянно возвращается мыслью к реке, вся его жизнь в какой-то степени сравнивается с её течением, которое, обходя трудности и препятствия, не останавливаясь, не отчаиваясь, выполняет своё природное предназначение. Жизнь человека не слишком отличается от жизни природы. И нужно быть ближе к ней, чтобы твоя собственная жизнь оказалась в результате более правильной.
На мой вкус работу портят фразы-штампы:
1) Позиция автора очевидна, и с ней невозможно не согласиться.
2) Я полностью разделяю позицию автора.
3) Проблема единства человека и природы не нова, к ней обращались многие замечательные русские писатели.
Автор без труда мог выразить те же мысли в более индивидуальной форме.
Исходный текст
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса.
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса. Ф. Тютчев
Неудивительно, что истинное прекрасно, ведь истина отражает красоту и гармонию Вселенной. Но, более того, красивое часто оказывается истинным. Когда у математика или физика возникает изящное построение, оно почти всегда либо решает поставленную задачу, либо будет использовано в будущем для решения других задач. Мы покажем это на примере главных направлении современной физики — поисков симметрии и единства картины мира. Но прежде попытаемся понять, что такое красота в науке и как поиски красоты приближают нас к познанию природы. Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. В этом доказательство объективности понятия прекрасного. Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. По словарю Ларусса красивое — это то, что «радует глаз или разум». Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку? Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира.
Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы ее знать, жизнь не стоила бы того, чтобы ее переживать. Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза... Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. Это она создает почву, создает каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолетных впечатлений была бы несовершенна как все неотчетливое и преходящее. Напротив красота интеллектуальная дает удовлетворение сама по себе». (по А. Мигдалу)
Сочинение
Внимание: В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
Автор говорит о красоте в искусстве и в науке. С позицией Мигдала я согласен: красота науки «отражает гармонию мира». Благодаря науке мы видим законы природы, можем понять, как красив и уникален мир.
Ньютон открыл закон притяжения, а Менделеев создал свою знаменитую таблицу. Разве это не прекрасно? Многие писатели увлекались естественными науками. Например, М. Лермонтов любил математику, находя в ней «свою» красоту…
Красота есть везде, но у каждого «своя»…
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данном сочинении | Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | не оценивается |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | нет | 0 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | нет | 0 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | есть | не оценивается |
К5 | Смысловая цельность, связность, последовательность изложения | 2 | есть | не оценивается |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | есть | не оценивается |
К7 | Орфография | 3 | 0 ошибок | не оценивается |
К8 | Пунктуация | 3 | 0 ошибок | не оценивается |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 0 ошибок | не оценивается |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 0 недочётов | не оценивается |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | не оценивается |
К12 | Фактологическая точность | 1 | есть | не оценивается |
| Всего: | 23 | | 0 |
В работе менее 70 слов, то есть нарушено требование к объёму работы. Результат — 0 баллов.
Запомните
Работы менее 70 слов не оцениваются, за них ставится 0 баллов. За работы менее 150 слов нельзя поставить высший балл.
Автор написал не сочинение, а тезисы. Возможно, ему не хватило времени. Возможно, он не знал требований. В работу такого объёма невозможно включить все обязательные компоненты содержания С1. Ситуация крайне досадная. Работа написана грамотно. В ней верный ход мысли. При большем объёме она могла бы потянуть на 20 балллов.
Исходный текст
Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.
Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны?
Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.
Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. 3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах. (По В. Солоухину)
Сочинение
Внимание: В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
В наше время многие люди, от которых зависит уровень развития своей страны, очень редко задумываются о роли пейзажа и ландшафта в лице России. Очень часто мы можем услышать такие слова, как "Русская природа самая красивая". И очень немногие задумываются, что то, что они называют русской природой, было сотворено не самой природой, а народом, людьми, жившими на протяжении многих веков и творившими пейзажи и ландшафты своей страны, которые позже назовут самыми красивыми. Ведь не зря автор текста В. Солоухин сравнивает народ с художником. Народ создаёт картину на полотне в виде земли, нашей земли — России. Каждая деталь, каждая частица, в которую была вложена любовь, труд и душа художника, в смысле — народа, придаёт лицу страны необычайную форму, красоту и смысл. Земля — это некий ребёнок, который растёт в зависимости от того, каким его воспитали, насколько его любили и ухаживали. Но в наше время, и даже рискну сказать, что с начала прошлого века, люди стали акцентировать своё внимание только на политику, войну и деньги, что заставило их забыть о существовании единственного в мире творения человеческого, величайшего произведения искусства, как русская природа. Рушились церкви, монастыри, дворянские особняки, сады, безграничные поля, холмы и реки. И Россия постепенно стала терять своё истинное лицо, а вместе с ним и народ, ведь он неразрывно связан с формой страны, где он живёт. В. Солоухина же эта проблема беспокоит до глубины души. Читая текст, чувствуется, что автор задаёт вопросы, в какой-то степени, о будущем своей страны, и не может найти чёткого ответа. Он считает, что смысл любого пейзажа прячется не в количестве материалов, не в объёмах и размерах, а в опрятности, прибранности и одухотворённости. Ведь по его словам "ландшафт это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества", то есть действительно народ неразрывно связан с ланшафтом страны, где он живёт. Я же считаю, что ландшафт, пейзаж, одним словом, лицо страны действительно зависит от народа, который, в свою очередь, зависит от страны. Невозможно не заметить, что сама природа также зависит от состояния людей, живущих в ней. Вспомним великую пьесу М. А. Булгакова "Бег", сцену, когда генерал Чернота, оглядываясь вокруг и видя мрачные руины церквей, полей и особняков, где везде мелькают красные флаги, восклицает, что народ нынче позабыл свою страну, что каков народ, такова и Россия. Однажды я спросил своих заграничных друзей, приехавших с первой поездкой в Россию, с чем у них ассоциировалась наша страна до поездки сюда. Они ответили: "О, это зелёная Москва, старинные монастыри и храмы в городах, безграничные поля и леса, зимой заснеженные, и всё это под "Шестую симфонию" Чайковского. На вопрос: "А после поездки?" они нахмурились и вспоминали о руинах церквей, полуразрушенных деревней, застроенных полях. О музыке П. И. Чайковского они уже не говорили. Нам было подарено великая земля, за которую мы несём ответственность. Мы обязаны спасать, помогать и развивать Россию. Не только экономику, не только политику, не только культуру, но и вид, лицо, облик нашей страны, который создавал наш народ, все — от бедных крестьян до великих поэтов и композиторов.
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данном сочинении | Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | 1 |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | есть | 2 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | есть | 1 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | есть | 3 |
К5 | Смысловая цельность, связность, последовательность изложения | 2 | есть | 2 |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | есть | 0 |
К7 | Орфография | 3 | 0 ошибок | 3 |
К8 | Пунктуация | 3 | 4 ошибки | 2* |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 8 ошибок | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 7 нарушений | 0 |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 | есть | 1 |
| Всего: | 23 | | 16 |
Объём работы превосходит 300 слов, поэтому при начислении баллов это учтено.
Заключение
Я бы не рекомендовала следовать примеру автора и излагать мысли так многословно. Ведь работа пишется за ограниченное время. Нужно привыкнуть работать в условиях, приближенных к экзаменационным. Лучше меньше, да лучше. Кстати, видно, что автор писал работу без хорошо продуманного плана. Не начитайте писать, не решив до конца, о чём вы напишете. Чем длиннее ваш текст, тем больше вероятность допустить ошибки. Если вы не уверены в своей грамотности, будьте особенно внимательны при проверке работ, особенно больших по объёму. Реально за отведенное время написать хорошую чёткую работу объёмом 250—300 слов.
Сочинение по неверно понятому тексту Ф. Кривина
Исходный текст
На пути к океану
Маленькая рыбка Анабас живет далеко от морей, она живет - даже стыдно сказать - в болоте. Конечно, мало приятного, и рыбка Анабас все мечтает перебраться в какие-нибудь другие места. В Тихий океан. Или хотя бы в Атлантический. Ого, рыбка Анабас знает, куда ей лучше переселиться. Она твердо решила: придет время, и она непременно переселится в океан. И время приходит, болото ее начинает высыхать, и теперь вообще никуда не поплывешь - до того сухо становится у нее в болоте. Приходится ползти: прямо по суше, но это ничего, это не страшно, если ползешь в океан! Рыбка Анабас перебирает плавниками, как заправский пешеход, и свободно обходится без воды, как верблюд в пустыне. Целую неделю она обходится без воды... А там попадется болото, в котором можно будет устроить привал... Что за чудесная вещь - привал в болоте! И прохладно, и не слишком глубоко. Освежайся, набирайся сил, чтобы ползти в океан. Ведь, наверно, можно приползти в океан, если так ползти — от болота к болоту (Ф. Кривин)
Сочинение
Внимание: В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора
Что нужно делать для того, чтобы мечты стали реальностью? Текст Ф. Кривдина очень интересен по своему ностроению. На первый взгляд, в рассказе речь идёт всего лиш о рыбке Анабас, живущей в болоте, и которая мечтает достигнуть океан, но стоит только задуматься, и мы понимаем, что это развёрнутая метафора, за которой кроится проблемма выбора жизненного пути. Каждый идёт по своей дороге жизни, полагаясь на мировоззрение и потребности, ставит перед собой цели, но как они будут достигаться, человек решает сам. Автор неспроста завуаллировано преподносит эту проблему. Он заставляет нас задуматься над смыслом рассказа. Позиция его ясна: он побуждает нас к осмыслению выбора жизненного пути, говоря что ради достижения цели и своей мечты приходится преодолевать немалое колличество трудностей. Но это всё ничего, ведь главное это результат. Я полностью согласна с позицией автора, не стоит отказываться от своей мечты и стоять на одном месте. "Движение — жизнь". М. В. Ломоносов прошёл пол-страны ради достижения поставленной цели. Он пришёл в Москву. В произведении П. Коэльо "Алхимик" герой не отказывается от своего пути. Не стоит останавливаться на том, что есть, ведь мы можем просто погрязнуть в болоте однообразии и тешить себя тем, что всё итак хорошо.
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данном сочинении | Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | 0 |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | есть | 1 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | есть | 1 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | есть | 1 |
К5 | Смысловая цельность, связность, последовательность изложения | 2 | есть | 1 |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | нет | 0 |
К7 | Орфография | 3 | 8 ошибок | 0 |
К8 | Пунктуация | 3 | 4 ошибки | 1 |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 3 ошибки | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 1 недочёт | 2 |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 | нет | 0 |
| Всего: | 23 | | 8 |