«Дидактические материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе по разделу «Морфология.Глагол»
«Дидактические материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе по разделу «Морфология.Глагол»
Данное методическое пособие «Дидактические материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе по разделу «Морфология.Глагол» разработано мною к учебнику Р.Н. Бунеева,Е.В. Бунеевой и др. Русский язык.5 класс. - М.:Баласс,2011.
Дидактический материал пособия подобран и распределен согласно требованиям ФГОС, федеральному базисному учебному плану, образовательной программе «Школа 2100».
Цель настоящего пособия — помочь учителю в отборе дополнительного практического материала к упражнениям учебника для углубления и закрепления знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и развитию речи при изучении темы «Глагол».
Пособие состоит из систематического набора заданий (дается 2 варианта) для контрольных и самостоятельных работ; заданий для подготовки к ЕГЭ; заданий по развитию речи, даются тексты для лингвистического анализа, адаптированные для 5 класса; содержит материалы для вариативной и разноуровневой работы; включает в себя варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы.
Материал, приведенный в пособии, учитывает необходимость подготовки к итоговой аттестации уже с 5 класса.
В зависимости от уровня подготовки учащихся в процессе использования того или иного материала учителю представляется возможность обеспечить дифференцированный подход к учащимся для достижения поставленных целей.
На одну и ту же тему «Глагол» дается несколько карточек разной степени трудности.
С помощью карточек-упражнений учитель может разнообразить виды работ, предлагая их учащимся для выполнения.
В связи с этим особое место упражнения, посвященные выработке умений и навыков анализировать художественный текст с точки зрения критериев ЕГЭ. Приводятся также задания на осознание орфограмм различных типов: безударные личные окончания глаголов, чередование гласных в корнях глаголов и т.д.
Упражнения направлены на то, чтобы помочь школьникам усвоить правильное употребление грамматических форм слов, синтаксических конструкций в речевом потоке русского языка. В этих целях в заданиях обращается внимание на содержание текста, тип и стиль речи.
Предлагаемый дидактический материал в сочетании с учебником, надеюсь, окажет существенную помощь учителю в его повседневной работе по повышению уровня речевой культуры учащихся при изучении такой важной темы как «Глагол».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дидактические материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе по разделу «Морфология.Глагол» »
Предисловие.
Данное методическое пособие «Дидактические материалы к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку в 5 классе по разделу «Морфология.Глагол» разработано мною к учебнику Р.Н. Бунеева,Е.В. Бунеевой и др. Русский язык.5 класс. - М.:Баласс,2011.
Дидактический материал пособия подобран и распределен согласно требованиям ФГОС, федеральному базисному учебному плану, образовательной программе «Школа 2100».
Цель настоящего пособия — помочь учителю в отборе дополнительного практического материала к упражнениям учебника для углубления и закрепления знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и развитию речи при изучении темы «Глагол».
Пособие состоит из систематического набора заданий (дается 2 варианта) для контрольных и самостоятельных работ; заданий для подготовки к ЕГЭ; заданий по развитию речи, даются тексты для лингвистического анализа, адаптированные для 5 класса; содержит материалы для вариативной и разноуровневой работы; включает в себя варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы.
Материал, приведенный в пособии, учитывает необходимость подготовки к итоговой аттестации уже с 5 класса.
В зависимости от уровня подготовки учащихся в процессе использования того или иного материала учителю представляется возможность обеспечить дифференцированный подход к учащимся для достижения поставленных целей.
На одну и ту же тему «Глагол» дается несколько карточек разной степени трудности.
С помощью карточек-упражнений учитель может разнообразить виды работ, предлагая их учащимся для выполнения.
В связи с этим особое место упражнения, посвященные выработке умений и навыков анализировать художественный текст с точки зрения критериев ЕГЭ. Приводятся также задания на осознание орфограмм различных типов: безударные личные окончания глаголов, чередование гласных в корнях глаголов и т.д.
Упражнения направлены на то, чтобы помочь школьникам усвоить правильное употребление грамматических форм слов, синтаксических конструкций в речевом потоке русского языка. В этих целях в заданиях обращается внимание на содержание текста, тип и стиль речи.
Предлагаемый дидактический материал в сочетании с учебником, надеюсь, окажет существенную помощь учителю в его повседневной работе по повышению уровня речевой культуры учащихся при изучении такой важной темы как «Глагол».
Вариант 1
1.Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
КАЛАНЫ1
На острове Медном живут очень редкие звери — каланы.
Целый день каланы проводят в море. Играют, резвятся, дремлют, покачиваясь на волнах. Веселые зверьки!
Каланы любят плавать на спине. Так им удобнее. Нырнет, достанет со дна морского ежа, ляжет на спину, иголки лапками обломает и грызет. А лапки — как ручки! И детишек своих каланы нянчат в море. Сидит малыш у матери на животе, как на островке, она его подбрасывает, щекочет. Только на ночь калан выходит на берег. Выжмет лапками шубку, свернется калачиком и спит прямо на камнях. (М. М и т у ри ч.)
а) Выборочный диктант с грамматико-орфографическим заданием: выбрать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, написать их, обозначив окончание и указав спряжение.
...Раннее утро. Низко над водой стелется туман. Едва заметно колеблются тростники. В их зарослях бормочут и возятся какие-то крупные птицы. Чуть слышно шепчутся прибрежные ивы. С жестяным свистом проносятся утки.
Пахнет дымком. Это рыбаки развели костер, закинули удочки и смотрят, не отрываясь, на поплавки: а вдруг клюнет?
г) Составьте связное высказывание на лингвистическую тему:
«Какие правила о правописаниях глагола ты знаешь? (Зачем нужен Ь в глаголах, глаголы I и II сряжения).
Глагол - очень хитрая часть речи. Он любит задавать нам загадки. Например,как узнать, когда нужен ь знак глаголу? Глагол и ь знак бывают друзьями, а иногда врагами. Чтобы определить, когда они друзья или враги, нужно задать вопрос ы что делать? что делает? Что делать? - есть ь знак, значит друзья, а что делает? нет ь знака, к сожалению враги.
У глагола есть друзья, два брата близнеца. Первое спряжение и второе спряжение. Как глагол узнаёт два брата близнеца, кто есть кто? Оказывается, все очень просто: нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, какая гласная стоит перед ть. Так и узнаешь какое это спряжение. Также этот способ поможет, если ты не знаешь, какая буква стоит перед л в прошедшем времени глагола.
Глагол очень любит ставить людей в тупик, но на каждый такой случай есть умные книги, учебники, которые всегда могут помочь.
д)
№
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)
Баллы
С,
К1
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.
2 +
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления.
1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.
0
С,
К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.
2
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, соответствующие обоснованию и иллюстрирующие 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.
1
Экзаменуемый привёл 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующие обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления.
0
с,
кз
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2 +
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
С,
К4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
1 +
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С,К1-С,К4
7
№
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Баллы |
ГК1
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.
2 +
Допущены 2 ошибки.
1
Допущены 3 ошибки и более.
0
ГК2
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2 +
Допущены 3 ошибки.
1
Допущены 4 ошибки и более.
0
ГКЗ
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
2 +
Допущены 2 ошибки.
1
Допущены 3 ошибки и более.
0
ГК4
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2 +
Допущены 3 ошибки.
1
Допущены 4 ошибки и более.
0
ФК1
Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.
2 +
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1
Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.
0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4
10
По критериям С учащийся набрал 5 баллов, по критериям грамотности и фактической точности- 10 баллов.
3. Работа с текстом. Прочитать и выполнить задания.
Звали ее Ю-ю.(1) Не в честь какого-нибудь китайского мандарина Ю-ю и не в память папирос Ю-ю, а просто так.(2) Увидев ее впервые маленьким котенком, молодой человек трех лет вытаращил глаза от удивления, вытянул губы трубочкой и произнес: «Ю-ю».(3) Точно свистнул.(4) И пошло — Ю-ю.(5)
Сначала это был только пушистый комочек с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком.(6) Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка, ловил лапой мух на окне; катался по полу, .играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом...(7) И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
(8)Выросла, словом, всем кошкам кошка.(9) Темно-каштановая с огненными
пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш! ..
(По А. Куприну)
1.Какое предложение отражает главную мысль текста?
а) звали ее Ю-ю
б) это был только пушистый комочек
в) мы увидели большую, стройную, гордую кошку
г) выросла, словом, всем кошкам кошка
2.Каков стиль и тип речи данного текста?
а) научный, описание
б) художественный, описание
в) научный, рассуждение
г) художественный, повествование
3.В каком абзаце содержится описательный фрагмент?
а) в 1-мв) в 3-м
б) во 2-мг) в 1-м и 2-м
4.После какого предложения может быть помещен данный фрагмент? Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы
в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..
а) после 6-го в) после 8-го
б) после 7-го г) после 3-го
5.Каков способ связи предложений во 2-м абзаце?
а) последовательный (цепной)
б) параллельный
6.Какой ряд слов включает эпитеты?
а) китайского, маленьким, задние, большую
б) веселыми, стройную, гордую, пушистого
в) вытаращил, произнес, свистнул
г) дремал, лакал, ловил, катался (по полу)
7.Какие средства связи предложений использованы во 2-м абзаце?
а) союз в) синоним
б) местоимение, союз г) повтор
Ключ. 1-г, 2-г, 3-б, 4-в, 5-а, 6-б, 7-г
Задание 4. Вариативная( разноуровневая) работа по карточкам
5. Тест на все умения и навыки, выработанные в процессе изучения темы «Морфология. Глагол».
1.Укажите неверное утверждение.
A. Глагол — часть речи, которая обозначает действие.
Б. Глаголы изменяются по временам.
B. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.
Г. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Д. В предложении глагол может быть подлежащим.
2.Найдите глаголы совершенного вида:
а) найти; б) бить; в) доказать; г) отдыхать.
3.Укажите, где нужен ь.
A. По утрам мне хорошо работает..ся.
Б. Хочет..ся уйти пораньше.
B. На дворе смеркает..ся.
Г. Мы не хотим возвращат..ся.
Д. Он приучает нас трудит.ся.
Е. Слышит..ся какой-то шум.
4.Найдите, к какому глаголу неверно подобрана неопределенная форма:
а) встретим — встретить;
б) разожгу — разжечь;
в) разрушу — разрушать;
г) отвечу — ответить.
5.Укажите глаголы I спряжения:
а) лететь; г) выжить;
б) выспаться; д) стоять;
в) выпить; е) бить.
6.Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б)в) г)
зате..т и е и е
гоня..т и е е и
леле..т и е и е
слуша..т е е и и
обид..т и и е е
7.Укажите, где неправильно образована форма 3-го лица ед. ч.:
а) лечь — ляжет; в) ездить — ездиит;
б) ехать — едет; г) ходить — ходит.
8.Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 6:
а) б) в) г)
Мел..т.
зерно
я
ю
Я ю
мел..т
мелом
я
ю
Ю я
меч..т
икру
а
а
У у
мет..т
в цель
ю
ю
Я я
9.Какую букву нужно вставить в словах следующего предложения? Отец выраст..т(1) жеребенка, и конь выраст..т (2) на славу.
Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае е, во 2-м — и. Б. В 1-м случае и, во 2-м — е.
B. В обоих случаях и.Г. В обоих случаях е.
10.Укажите глагол с буквой е в суффиксах прошедшего времени:
а) раска..лся; в) обид..л;
б) наде..лся; г) брос.л.
11.Укажите предложение с переходным глаголом.
A. На окне стояли цветы.
Б. Он обезумел от страха.
B. Она поет грустную песню.
Г. Дождь льет весь день.
12.Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений?
1. Если вы его окликн..те, то он не отзовется. 2. Ребята, окликн..те Ваню. Выберите правильный ответ.
A. В 1-м случае е, во 2-м — и.
Б. В 1-м случае и, во 2-м — е.
B. В обоих случаях и.
Г. В обоих случаях е.
13.В каком предложении допущена речевая ошибка?
A. Беги и предупреди ребят об опасности.
Б. Шарик, ляг на место.
B. Клава, сотри с доски.
Г. Дима, положь на место ручку.
14.Укажите слово с буквой о в суффиксе:
а) перест..вать; в) узн..вать;
б) создавать; г) совет..вать.
15.Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно.
A. За всем не всегда усмотришь, вот и (не)досмотрели.
Б. Он (не)досмотрел пьесу до второго действия.
B. У всех было такое чувство, что он что-то (не)досказал.
6. Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы.
Умения и навыки
Примеры из художественной литературы
1.Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием
1) «Играют волны-ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, -он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»(М.Ю. Лермонтов)
2) « Он орал, что еще посмотрит, как это вдова меня отберет, что будет глядеть в оба, и если только они попробуют устроить ему такую пакость, то он знает одно место, где меня спрятать , милях в шести отсюда; и пускай тогда ищут хоть сто лет-все равно не найдут»(М.Твен «Приключения Гекльберри Финна»).
2. Выпиши глаголы прошедшего времени, выдели суффикс
Сказка
Мальчик строил лодку.
И построил лодку.
И поплыл по речке
В тихую погодку.
Лодка острым носом
Воду бороздила.
Облако дорогу
Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,
В белое,густое.
А за первым облаком -
Облако второе,
Облако пуховое,
Облако из снега.
А за третьим облаком
Начиналось небо.
Мальчик плыл не речкою,
Мальчик плыл по Млечному,
По небу проточному
В сторону восточную.
Мальчик плыл по звездам,
К месяцу тянулся.
Покатался по небу
И домой вернулся. (Давид Самойлов)
3Распредели глаголы неопределенной формы по виду
«…Прилег вздремнуть я у лафета…», «…Не смеют , что ли командиры Чужие изорвать мундиры…», «И умереть мы обещали…», «…Вам не видать таких сражений!...», « …Тогда считать мы стали раны, товарищей считать…», «…Были все готовы заутра бой затеять новый И до конца стоять…»(М.Ю. Лермонтов)
2 Вариант
Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
Весна вступила в свои права. Начали лесные жители лес убирать и жилища свои чистить.
Стали они выдирать сухую траву, собирать упавшие ветки. По всему лесу разжигались костры, в которых сжигалась старая трава. Пусть растёт молодая, зелёная!
Блестели окошки в лесных избушках. Хозяюшки протирали полы, расстилали хрустящие скатерти, стелили коврики. К вечеру в окошках зажигались огоньки. Двери не запирались, и все ходили друг к другу в гости.
Ёжик Вася блаженствовал в своём опрятном домике. Целый день он хлопотал, а теперь сидел у печки в кресле, разбирал старые письма и раскладывал их на чисто вытертом столике.
К ночи шум в лесу замер. На небе заблистали звёзды, которые тоже казались вымытыми до зеркального блеска.
г) Составьте связное высказывание на лингвистическую тему « Какие правила о правописании глагола ты знаешь?»
Глагол, на мой взгляд, является одной из интереснейших частей речи. Глагол не только интересная часть речи, но и сложная. Одни только спряжения чего только стоят! Трудно не спутаться во всех этих окончаниях:- ЕШЬ-ИШЬ, ЕМ-ИМ, УТ-АТ. Да к тому же есть еще 11 исключений! Все время забываешь, что перед суффиксом – л- в прошедшем времени пишется та же гласная, что и в инфинитиве. В каждой морфеме у глагола свои секреты. Вот ,например, корни. Забирать-заберу, блистать-блестеть, зажигать-зажечь , касается-коснулся и т.д. Маленький суффикс – а- командует правописанием целого слова! Такой сильный глагол, а на него влияет и согласный (скак-скоч, лаг-лож, раст-рос), и смысл(равн-ровн, мак-мок), и ударение( гар-гор, зар-зор, плав-плов, твар-твор) . Чтобы все это запомнить, нужно полюбить глаголы. Тогда они с удовольствием раскроют свои секреты.
№
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)
Баллы
С,
К1
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.
2 +
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления.
1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.
0
С,
К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.
2
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, соответствующие обоснованию и иллюстрирующие 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.
1
Экзаменуемый привёл 1—2 примера-аргумента из текста, не соответствующие обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления.
0
с,
кз
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2 +
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0
С,
К4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.
1 +
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С,К1-С,К4
7
№
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Баллы |
ГК1
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.
2 +
Допущены 2 ошибки.
1
Допущены 3 ошибки и более.
0
ГК2
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2 +
Допущены 3 ошибки.
1
Допущены 4 ошибки и более.
0
ГКЗ
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.
2 +
Допущены 2 ошибки.
1
Допущены 3 ошибки и более.
0
ГК4
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.
2 +
Допущены 3 ошибки.
1
Допущены 4 ошибки и более.
0
ФК1
Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.
2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов.
1 +
Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов.
0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1-ГК4
10
По критериям С учащийся набрал 5 баллов, по критериям грамотности и фактической точности- 9 баллов.
3 Работа с текстом. Прочитать текст и выполнить задания.
(1) Внатюрморте И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы» горой возвышаются на столе великолепные изделия пекарей хлебы - извечное богатство русского парода. (2) Это пышные караваи, румяные булки, золотистая плетенка с маком, узорный крендель, баранки, затейливой формы пирожные, поджаристые сайки.
(3) Как радует этот богатый и красочный стол! (4) Разнообразны оттенки золотисто-коричневой поверхности хлебов. (5) Вы словно чувствуете, каковы на ощупь эти изделия: то сухие и ломкие, с хрустящей корочкой, то мягкие и пышные.
(6) Художник сопоставляет их с поверхностью дерева, то гладко отполированного - на столе, то грубо обструганного - на полке, или с изгибами ткани, затейливо свисающей среди хлебов.
(7) Мир самых простых и обыденных вещей предстает перед нами во всем своем удивительном богатстве.
(«Что такое? Кто такой?»)
1.В какой речевой ситуации может прозвучать данный текст?
1) рассказ экскурсовода в картинной галерее
2) научный доклад
3) обсуждение картины с близкими людьми в домашней обстановке
4) официальное сообщение
2. Каков стиль и тин речи данного текста?
1) художественный, описание 2) научный, повествование
3) публицистический, описание 4) разговорный, описание
3.Какова роль 7-го предложения в общей структуре текста?
1)предложение-вступление
2) Заключительное предложение с оценочным значением
3) рассуждение
4) описание предметов
4.Что обозначает слово натюрморт
1) изображение на картине вещей, цветов, фруктов, еды
2) изображение на картине природы
3) изображение внешности человека
4) живописное изображение небольшого размера, изящное и тонкое по исполнению
5. Каково значение слова столво 2-м абзаце?
1) род мебели
2) съестное, пища
3) режим питания
4) предмет мебели вместе со всем, что поставлено на нем
6.Какие средства выразительности использует автор во 2-м абзаце?
1) побудительное предложение
2) восклицательное предложение
3) вопросительное предложение
4) предложение с обращением
7. Какой вид тронов употреблен в 6-м предложении?
1) метафора 3) эпитет
2)олицетворение 4)гипербола
8.Посчитайте, сколько имен существительных в 1-м и 2-м предложениях. 1)5 2)10 3)19 4)20
9.К какой лексико-тематической группе можно отнести существительные во 2-м предложении?
1) обозначают конкретные предметы 2) обозначают действия
3) обозначают явления природы 4) обозначают вещества
Ключ 1-1, 2-3, 3-2, 4-1,5-4, 6-2, 7-2, 8-4, 9-1.
4. Разноуроровневая работа по карточкам
Карточка 1
Найдите и выпишите из примеров глаголы с сочетаниями -..up- и -..ер- в корне. Выписав слова, обозначьте в них корни.
1.1)Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо...
2) А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
(А. Пушкин.)
2. 1) "Сеятель я и собиратель, - сказал старик. - В юности хлеб сеял и собирал, нынче сею доброе слово и собираю иные чудесные слова". 2) Лесничий думал, что давно уже собирается съездить в Синезерки, но все никак не соберется.
1) "Бабушка, а туда далеко доб..раться?" - спросил Митя у Бабы-Яги. "Да покуда доб..решься, пять пар башмаков стопчешь". 2) По городу Баба-Яга с Митей пробирались закоулочками.
(Э. Успенский.)
Карточка 4.
Выпишите глаголы с сочетаниями -ира- и -ер- из следующих примеров. Выделите в этих словах корни.
1) Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. 2) Милиционер протянул девочке варежку, в которой был воробей Пашка: "Берите! С варежкой! А то удерет". 3) Варя присела на корточки, чтобы маленьким мужичкам не надо было задирать головы, глядя на нее. 4) "Я тебе все листья сдеру, негодница!" — зарычал медведь старой иве. 5) Иной муравей так вцепится — не отдерешь!
6) Петя стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. 7) Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапками грудь. 8) Пришлось стереть надпись.
6. Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы.
Умения и навыки
Примеры из художественной литературы
1.Выпишите из стихотворений строчки с чередованием –блест--блист
1…Месяц под косой блестит,
А на лбу звезда горит.(А.Пушкин)
2.В полях блистает май веселый!(К.Батюшков)
2.Выпишите из книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч» предложения с чередованием гласных в глагольных корнях.
1) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 2) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 3) Дежурный по всей форме, как полагается, составил протокол. 4) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 5) Что касается Жени Бого-рада, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 6) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
(Л. Лагин)
3.Выпишите из книги А.Милна «Винни-Пух и все, все,все…»3 предложения с чередованием –скак—скоч-
1)Куст малины наскочил на Винни-Пуха внезапно, когда медвежонок падал с дерева.2)Это большой лес, и в нем сколько угодно места для того, чтобы прыгать и скакать. 3) Тигра стал таким выскочкой, что нам пора его укротить. ( А. Милн)
Список использованной литературы.
1. Гдалевич Л.А., Фудум Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1999.
2. Разумовская М.М., Лекант П.А. Русский язык. 5 класс. - М.: Дрофа, 2000.
3. В.Волина, “Учимся играя”, изд. “Новая школа”, г. Москва, 1994 г.
4. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ1978.
5. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 1979.
6. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического
разбора. М., Высшая школа. 1991.
7. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по морфологии
современного русского языка. М., Высшая школа. 1988.
8. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература 5 класс,- Москва: Баласс, 2010.