Работа над ошибками .. Эффективные приёмы и методы работы.
Работа над ошибками .. Эффективные приёмы и методы работы.
Из опыта своей работы я знаю, что на уроках русского языка очень трудно учителю найти время для работы над ошибками, допущенными учащимися или при выполнении домашнего задания, или при выполнении классной работы. А ведь задача учителя – предостеречь каждого учащегося от повторения этих ошибок при повторном написании одних и тех же слов, поэтому в своей работе я постаралась поделиться опытом работы над ошибками, рассказать о том, какие способы наиболее эффективны для предупреждения орфографических и пунктуационных ошибок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками .. Эффективные приёмы и методы работы. »
Работа над ошибками. Эффективные приёмы и методы работы
Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспеспешностью. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах.
Не секрет, что эта работа имеет ряд трудностей. Во-первых, количество часов на предмет сокращается при том же объёме учебного материала, поэтому учителю трудно «выкроить» целый урок на вид этой работы. Во-вторых, разновидность ошибок- значит, различный уровень подготовки учащихся. В-третьих, различные темпы работы.
Умеющие трудиться учащиеся выполняют работу быстро, вынужденное их безделье мешает другим. Ученики, работающие медленно, а к ним относятся и добросовестные ученики, увидев, что кто-то закончил работу, начинают торопиться. А это приводит к небрежности, к потере интереса.
Как сделать ту часть урока, отведенную работе над ошибками, интересной, каким содержанием наполнить, чтобы она давала нужный эффект и чтобы каждый ученик работал активно, в полную меру своих сил и возможностей? Что нужно сделать, чтобы эта работа стала не формальной, а необходимой?
Существует множество приёмов и методов работы над ошибками. В моей практике имеет место такой метод работы: проверяя диктант, составляю на отдельном листке список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм. Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта(например, найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить сними связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически.
После того, как орфограммы разобраны, ученики должны найти в тексте слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.
Таким образом, текст комментируется ещё раз. Причём вработе участвует весь класс. Иногда в середине урока провожу игру-пятиминутку. Делю класс на 3 команды, каждой отведено на доске по одному столбику. Дети выходят к доске поочерёдно из каждой команды одновременно. Затем проверяем, оцениваем, находим ошибки, исправляем, отмечаем лучшую команду. Домашнее задание тоже связано с текстом диктанта. Те, кто получил «4», составляют словарный диктант, но не из тех слов, в котрых они сделали ошибки, а подбирают 2-3 слова с аналогичными орфограммами и составляют с ними предложения. Ученикам, получившим «3», предоставляется право выбора: либо они выполняют такое же задание, либо составляют предложения со словами, где допущены ошибки. Получившие «2» подбирают материал для диктанта из соответствующих слов и вводят их в словосочетания.
Практикую ещё и такой метод работы над ошибками: при проверке контрольных работ я пишу на карточках задания и вкладываю в тетради. Задания составляю индивидуально для каждого учащегося, учитывая и уровень подготовки, и орфограммы, в которых были допущены ошибки и на которые следует обратить внимание. Это может быть какой-нибудь небольшой по объёму текст, который ученик должен выполнить, номер параграфа, который он обязан повторить.
Учащимся, допустившим мало ошибок, даю задание из дидактического материала. Учащимся, допустившим 1-2 ошибки и не допустивших их, даю творческие задания. Например, написать рассказ-миниатюру по картинкам, употребляя слова с приставкой на «з-с», или составить небольшой рассказ, используя слова с безударными гласными и разделительным ъ. ввести ряд синонимов, передающих настроение. И здесь соблюдается индивидуальный подход.
В последнее время прижился у меня ещё один метод работы над ошибками -это работа в парах. Пара-это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Ученик, написавший диктант без ошибок или допустивший 1-2 ошибки, помогает делать работу над ошибками учащимся, написавшим диктант плохо. Ученик-консультант проверяет у слабых учащихся правила, помогает подобрать проверочные слова, графически обозначить орфограммы.
Мои наблюдения показывают, что работа в парах ребятам очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты.
Работа над ошибками - это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика, знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно и продуктивно строить с ним работу.