ЦЕЛИ УРОКА: подготовить ребят к написанию сочинения; активизировать словарный запас учащихся; повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности; провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2.Тетради с домашней работой собрать
3.Повторение пройденного (вопросы к классу)
— Какие типы текста мы с вами изучили?
— Как вы понимаете значение сочетания слов: текст-описание? (Прим.: в описании говорится об одновременных признаках).
— Какие виды сочинений-описаний вам знакомы? (Описание места, действия, природы, предмета, человека и т.д.).
4. Новая тема
Задание 1. Упр. 76.
— Что называется словесным портретом?
— Запишите основные виды словесного описания внешности человека.
Задание 2. Определите, кому принадлежат следующие словесные портреты:
1. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Р/р. Описание внешности человека»»
ТЕМА: Р/р. Описание внешности человека.
ЦЕЛИ УРОКА: подготовить ребят к написанию сочинения; активизировать словарный запас учащихся; повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности; провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2.Тетради с домашней работой собрать
3.Повторение пройденного (вопросы к классу)
— Какие типы текста мы с вами изучили?
— Как вы понимаете значение сочетания слов: текст-описание? (Прим.: в описании говорится об одновременных признаках).
— Какие виды сочинений-описаний вам знакомы? (Описание места, действия, природы, предмета, человека и т.д.).
4. Новая тема
Задание 1. Упр. 76.
— Что называется словесным портретом?
— Запишите основные виды словесного описания внешности человека.
Задание 2. Определите, кому принадлежат следующие словесные портреты:
1. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать.
(В.Г. Короленко «Дети подземелья)). Портрет Маруси)
2. Как орёт в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да подмётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешки на сошке булатные,
Присошничеку сошки серебряный,
А рогатчик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
(Былина о «Вольге и Микуле». Портрет Микулы)
3. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», как и Настя. Был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как и у сестры, глядел вверх.
(М. Пришвин «Кладовая солнца». Портрет Митраши)
— Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои тексты более образными?
(В первом тексте автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не по годам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обращает внимание на бледность и хрупкость героини.
Во втором тексте снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают незаурядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь— гипербола и эпитеты.
В третьем отрывке автор использует множество определений, характеризующих своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», показывая этим его жизненный ум и сметливость, развитые не по годам, и в то же время — очень юный возраст.)
Запись в тетради
1. В текстах-описаниях передаются одновременные признаки.
2. В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения; говорящие детали; эпитеты и гиперболы.
3 а да н и е 3.
Упр. 78. Прочитайте текст. Что примечательного показалось вам во внешности юноши? Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. Какой способ связи использует автор для связи 1-го, 2-го и 3-го предложений? Объясните слово дёгтем.
3 а д а н и е 4. Подберите эпитеты словам: глаза, волосы, губы,взгляд, друг, головушка. Какие из них можно использовать в текстах-описаниях?
3 а д а н и е 5. Подберите сравнения, закончив словосочетания.
Красивый как ...;
лохматый как ...;
худой как ....;
толстый как ...;
могучий как ...
чистый как ...;
веселым как ...;
длинный .как ...;
ясный как ...;
блестящий как ...;
рыхлый как ...;
стройный как ....
— Для чего в текстах-описаниях используются сравнения?
5. Выводы по уроку
— Какие средства художественной выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы найти более точное описание внешности своего героя?
— Можем ли мы строить тексты разного типового значения (описание,повествование и рассуждение), когда даём описание внешности человека? 6. Домашнее задание