Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская основная общеобразовательная школа»
Камчатского края
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Урок-путешествие по стране Глаголия»
подготовила
учитель начальных классов
Ханенко Янина Александровна
- Цель урока: повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола:
- Задачи:
обучающие
- закрепить понятие о глаголе, умение находить глагол в тексте;
- закрепление умений употреблять глаголы в нужной форме;
- закрепление понятия о времени глагола, умение определять время глагола;
развивающие:
развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
воспитательные: воспитывать интерес, любовь к русскому языку; чувство товарищества, взаимовыручку, уважение друг к другу, любовь к прошлому.
- Актуализация темы урока.
- Тему нашего урока узнаете, если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят знанья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- Что это за часть речи? (Глагол)
Слайд 1
- Что мы о ней знаем? (Правило о глаголе)
Слайд 2
- Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец. Но подойти ко дворцу не так просто! Невидимые жители страны будут чинить нам все новые и новые испытания для проверки наших знаний об изученной части речи - глаголе. Итак, отправляемся в путь!
-Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Проверка.
Слайд 3
1. Верно ли утверждение, что все эти глаголы неопределенной формы:
белить, беречь, болел. НЕТ
2. Верно ли утверждение, что все эти глаголы прошедшего времени:
идёт, покупала, молчали, смеялись. НЕТ
3. Верно ли утверждение, что у всех слов раздельное написание:
(не)хотеть, (не)говорить, (не)бояться ДА
3. Комментированный словарный диктант.
(На доске изображение сказочного колодца)
Слайд 4
- Следующее задание, вам надо случайно попавшие в «колодец» слова превратить в неопределенную форму глагола.
(Дети достают из «колодца» слова с непроверяемыми написаниями - обед, черный, беседа, свобода.)
- Определите, какой частью речи являются данные слова?
- Превратите эти слова в глаголы неопределенной формы, но перед этим скажите на какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?
Выслушивание ответов.
-Измените эти глаголы по временам.
- Запишите эти глаголы.
(Запись глаголов.)
-Проверка со слайдом 5.
-Так как различить глаголы в неопределенной форме среди других частей речи?
- Можно ли от глаголов в неопределенной форме образовывать другие формы глагола?
4. Третье препятствие (работа по рядам).
- На пути во дворец стоит густой лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие ко дворцу.
(На доске появляется изображение деревьев.) Слайд 6
- Такими дорожками могут стать три группы глаголов, которые
вы должны найти в текстах, взятых из сказок. Слайд 7
(Дети находят в предложениях текста глаголы, выписывают глаголы в тетрадь по рядам)
1 ряд выписывает все глаголы пр.вр., 2 ряд-будущего, 3 ряд-настоящего.
-Давайте проверим.
Выслушивание ответов.
Текст:
1. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит; глядь - поверх текучих вод лебедь белая плывет.
2. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца: «Не лучше ли вернуться?»
И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!»
3. - Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить, - дивится старуха.
4. Так и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнышка!
-Проверим ваши записи.
У дворца Времен глаголов.
(На доске открывается изображение сказочного дворца.)
Слайд 8
- Посмотрите, перед нами дворец Времен глаголов. А вот и парадный вход, через который могут войти только глаголы в неопределенной форме. Прочитайте, какие глаголы нас ждут у парадного входа.
(Дети читают: блестеть, заблестеть, засверкать, сверкать, гореть, сиять).
- чем похожи все глаголы?
(Устанавливают, что это действительно глаголы в неопределенной форме, обращают внимание на близость их значений: излучать яркий свет, блеск, отражать свет.)
- Видите, какие яркие, красивые глаголы идут с нами в
удивительный дворец. Смотрите, дворец состоит из 3 основных башен. В каждой из них живут времена глаголов: Настоящее, Прошедшее, Будущее. Заходя в башню, глаголы должны переодеться в свою одежду - форму. Что это за одежда?..
Помогу вам ее узнать: вспомните, как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени? (лицам, числам, по родам в пр. вр.)
(Дети отвечают на поставленный вопрос.)
— Молодцы! 9 слайд
-Давайте и мы с вами оденем наши глаголы, т.е укажем признаки каждого из глаголов.
-А для этого вспомним какие признаки есть у глагола?
-Отлично.
Работа у доски.
сверкаешь |- (н.вр., 2-е л., ед.ч.) блестишь \- (н.вр., 2-е л., ед.ч.) засверкают- (буд.вр., 3-е л., мн.ч.) сияла - (пр.вр., ж.р. ед.ч.) и т. д.
Слайд 10.
-Итак, мы с вами оказались во дворце и здесь глаголы предлагают нам следующее задание. - Вам необходимо найти выделенные буквы в тексте и проверить их.
Итог урока. Слайд 11
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Но путь нам закрывает у выхода из страны Глаголии вопросительный знак (?)
Он требует ответа на вопросы:
- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
- На какие вопросы невидимых жителей страны вы ответили?
- Можно ли обойтись в речи без глаголов?
Список литературы:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2011.