Конспект занятия по речевому развитию во 2 младшей группе
( по русской народной сказке)
«Путешествие Маши»
Лясковская Светлана Сергеевна
Воспитатель МБДОУ детский сад
№ 10 г. Конаково
Оборудование:
Разноцветные платки ; изображения ягод, деревьев, цветов; использование ИКТ; цветной картон; манная крупа; фломастеры; бумажные цветы синего, красного, желтого цвета (по числу детей). Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций; заучивание потешек, стихотворений о ягодах; загадывание загадок; беседы на тему « Кто, где живет»; дидактическая игра «Найди предмет такой же формы», «Собери цветок», «Какого цвета?».
Ход занятия:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Дети: Да. Воспитатель: А какие сказки вы знаете? Дети: «Заюшкина избушка», «Три медведя» и т. д. Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем историю про Машу, отправимся в путешествие, а для того чтобы отправится, нужно каждому ребенку выбрать из цветных платков наиболее понравившийся. Так дети «превращаются» в облака и танцуют под музыку. - Итак, ребята, давайте превратимся в облачка и отправимся в путешествие. Дети садятся на ковер.
Воспитатель рассказывает: Жила - была девочка Машенька. Собрались раз подружки в лес – по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Собралась девочка и пошли в лес. - Какие деревья растут в лесу? (иллюстрации с изображением деревьев: береза, ель.) Давайте посмотрим, что это за деревья. Что у них общее? (ствол, ветки). В чем разница? (у березы листочки, у ели иголочки) - А теперь мы идем по дороге, и попали на луг. Давайте собирать цветы. (дети идут за воспитателем, проводится физкультминутка)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Вместе по дороге мы идем, идем, идем. И вышли мы на луг, тысяча цветов вокруг. Наши яркие цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши яркие цветы закрывают лепестки. Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько на полянке цветов, но ветер разбросал лепестки по лугу. Какого цвета этот лепесточки? Давайте мы соберем цветы . Какого цвета эта серединка? (красного). А эта? (желтого). А эта? (синего). Красные лепестки надо положить к середине такого же цвета. А к этим серединкам (показываю на синюю и желтую) положите лепестки такого же цвета, как серединки. Дети выполняют задание. Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Полюбовались красотой и пошли девочки в лес стали собирать ягоды. - Ребята, а давайте вспомним, какие мы знаем ягоды (земляника, черника, брусника)- дети называют ягоды. На мольберте: - Ребята, давайте посчитаем, сколько ягод собрали девочки? - один, два, три. Сколько всего? (3) А вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко – далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не отзываются, не слышат. Ходила, бродила Машенька по лесу – совсем заблудилась. - Ребята, как вы думаете, какое настроение было у Машеньки, когда она заблудилась (грустное, мрачное, печальное, ужасное) . - Давайте покажем её настроение с помощью краски и воды. Дети встают к столу. Перед каждым ребенком стоит стакан с прозрачной водой. Ребенок макает кисть в темную краску и окрашивают воду, тем самым показывая мрачное настроение Машеньки.
- Молодцы! (Дети возвращаются на свои места и продолжают путешествие) Пришла она по дорожке в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет?» - Ребята, давайте вспомним, какая бывает дорожка (узкая или широкая, длинная или короткая). - Давайте мы с вами изобразим дорожку, по которой шла Машенька. Дети встают к столу. Перед каждым ребенком лежит лист белого картона и фломастеры. Дети рисуют дорожку фломастерами. А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда не было дома: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. Стала Машенька просить медведя, чтобы домой отвел. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает. Напекла она пирожков в благодарность медведю - Ребята, а давайте и мы с вами попробуем сделать пирожки, но только с помощью манки.
Дети встают к столу. Перед каждым ребенком лежит ёмкость с манкой. Дети с помощью указательного пальца рисуют на манке пирожок овальной формы. - Молодцы, ребята. Какие замечательные пирожки у вас получились. Собрались Машенька с медведем и отправились домой. Идет Маша и медведь между елками, бредут между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются. - Ребята, давайте покажем, как идет Машенька и медведь между березками и елками. Они шли быстро и весело.
(В это время играет веселая бодрая музыка, и дети изображают бодрую походку медведя). Шли – шли, и устали. - Ребята, а как они стали шагать, когда устали (медленно, усталыми шагами). - Давайте покажем усталого Машеньку и медведя. (В это время играет музыка , которая показывает ходьбу медведя и дети изображают- веселая- быстрая, медленная- усталая). (продолжение сказки). Пришли в деревню, нашли дом, где живет Машенька. Попрощался медведь, и пустился в лес. - Вот и истории конец.
А нам, ребята, пора возвращаться из леса в группу. А вернемся мы из леса - встанем в круг. Друг другу улыбнемся, возьмем платочки и покружимся. Вот мы и вернулись в группу.