Актуализация знании и мотивация. Лексико-орфографическая работа. Закрепление | Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать. 1.В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. 2.Летом в огороде, Свежие, зелёные, А зимою- в бочке, Крепкие, солёные. 3.Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили. 4.За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь- очень гладкая, На вкус- как сахар сладкая. 5.Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли пол мешка. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? Итак в путь! Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах, На поднятых парусах. Ребята скажите, а из какой сказки эти строки? Неизвестный остров. Мы плывем по морю и приближаемся к неизвестному острову. На этом острове раннее утро и слова , которые живут на этом острове ещё не проснулись, чтобы их разбудить, надо подобрать к слову «море» однокоренные слова. А как вы думаете зачем мы подбирали к слову «море» однокоренные слова и выделяли корень? Что же такое корень? Остров безударных гласных. Мы плывём по океану орфографических знаний и приближаемся к острову безударных гласных в корне. Но на острове беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен медузы. Нам нужно их освободить. Как это сделать? Задание для всех одинаково: убрать медузу и вставить нужную безударную гласную. 1-я команда К_менистое дно М_рской к_нёк П_л_сатый краб м_л_дая чайка к_товая акула 2-я команда в_лнуется море вд_леке от острова вьются рыбы прил_палы п_тнистый осьминог к_лючий ёрш 3-я команда с_лёные брызги ск_листый берег з_л_неют водоросли уд_вительная рыба пол_сатый карась Как проверить безударную гласную в корне? Что же помогло нам освободить звуки от медуз? Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне. Остров пиратов. Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите кто нас встречает? Это остров называется Безграмотландия . Здесь живут те , кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам текст , в котором нужно исправить ошибки. А кто напишет с ошибками , тот останется на острове и не попадёт домой. Давайте докажем. Что мы хорошо знаем правила орфографии и запишем предложения. Марские жытели- известные хетрецы. Они всегда ловко прячются от своих врогов. Вы хорошо справились с заданием. | Учащиеся отгадывают загадки и записывают названия каждого овоща, обозначают ударение, подчёркивают буквы написание которых нужно запомнить. помидор огурец картофель морковь Капуста. В русском языке есть слова , в которых безударную гласную нельзя проверить ударением. Поэтому их надо запомнить. Это словарные слова. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Дети подбирают однокоренные слова к слову «море». Морской- моряк-мореплаватель И выделяют корень. Тема нашего урока «безударные гласные в корне слова» и для того, чтобы закрепить эти знания нам нужно вспомнить что такое корень. Корень- это общая часть родственных слов (неизменяемая) На доске дети видят остров и сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами. Освободить эти слова от злых медуз можно, подобрав проверочные слова. Работа проводится индивидуально. У доски работают три ученика – капитаны корабля. Класс работает самостоятельно в тетради. Ответы детей: Конкурс капитанов Камень Море, конь Полосы, полоска Молодость, молодка Кит Волны Даль Липнуть Пятна Колется Соль Скалы Зелень, зелёный Диво полоска После осуществляется проверка задания: капитаны называют каждое слово в словосочетании, доказывают почему именно эту гласную, а не другую надо написать. Команды оценивают правильность ответов. Делают вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова , надо подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы на эту гласную падало ударение. Ударение Дети вспоминают алгоритм. На доску вывешивается плакат с алгоритмом. АЛГОРИТМ Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Определи безударную гласную. Подбери проверочное слово Это пираты! У каждой команды на столах карточки с текстом. Дети вместе исправляют ошибки и обосновывают свои ответы. Морские жители- известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов. |
Самостоятельная работа Итог урока, рефлексия | Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как ворота, задают вам вопрос: какое правило учит правильно писать буквы в корне слова? А теперь выполните тест самостоятельно. Проверьте. А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат листочки для самооценки на них нарисован флажок, раскрасьте пожалуйста его в тот цвет ,который считаете нужным. Зелёный – справился Жёлтый- сомневался Красный- не справился Домашнее задание: продолжить рассказ про морских жителей. Спасибо за урок! | Ответы детей Дети ещё раз вспоминают правило и приводят примеры. Дети выполняют тест. См. приложение. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу. Дети оценивают свою работу на уроке. |