-Сегодня на уроке мы отправляемся на корабле в путешествие по островам океана орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов. Итак, в путь! Запишем время отправления в путешествие. (Запись в тетради даты). Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе, овощами и фруктами. Что мы возьмём? Попробуйте угадать. Отгадки запишите в тетрадь. 1.Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком (помидор). 2.Название этого овоща произошло от латинского слова «капут» что значит «голова» (капуста). 3.Огородное растение с крупными семенами-горошинами (горох). 4.Этот овощ получил своё название агурос за то, что его едят неспелым (огурец). 5.Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель: как и трюфель, они растут в земле (картофель). 6.Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице. Люди в руки брали, носы срывали» (морковь). 7.Яркий, сладкий, налитой Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики Из далёкой Африки (апельсин). 8.Бусы красные висят Из кустов на нас глядят Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи (малина). 9.Круглое, румяное, Само растёт на ветке Любят его взрослые и маленькие детки (яблоко) 10.Маленький, горький луку брат (чеснок). 11.Красная мышка с белым хвостом В норке сидит под зелёным листом (редиска). Обменяйтесь тетрадями, исправьте карандашом ошибки, сверяя с написанным на доске. (Слайд 3) Мы отправляемся в путь по океану. Давайте узнаем значение слова «океан»? Океан- это водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли и окружающее материки и острова(4 океана – Тихий, Антлантический,Северно –Ледовитый,Индийский) III Чистописание За кормой шумят волны, Давайте мы их нарисуем МмМм Какие звуки обозначаются буквой «М»? Море морской моряк приморский Что объединяет эти слова? Выделите корень (Слайд 6) IV Орфографический тренинг. Мы в океане орфографических знаний. Приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда, некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Мы должны освободить их. Для этого определим какие буквы писать в скрытых местах. Какие гласные чаще всего бывают ошибкоопасными в безударном положении? Как проверить такую гласную? Составьте алгоритм применения правила. АЛГОРИТМ К…менистое дно п…тнистый осьминог м…рской к…нёк к…лючий ерш с…леные брызги в…лнуется море - Как проверить безударную гласную в корне ? -Безударный - хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! На нашем пути остров Парных согласных по глухости-звонкости. Здесь ещё утро, некоторые из звуков ещё не проснулись. Произнесём звуки парами и они проснутся. На острове живёт обезьянка Чита. Она выловила бутылку с заданием, но не может его выполнить. Давайте ей поможем. Надо выбрать из предложений слова с парными согласными требующими проверки и записать их в тетрадь, доказать правильность выполнения. Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка. -Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб - на …(зубы), лед - …( льды) - Будешь грамотным и ты. VФизкультминутка. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОТДЫХ НА МОРЕ» «Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы на берегу моря. Шумный морской прибой набегает на берег. Где-то вдалеке слышны беспокойные чайки. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день». VI Орфографический тренинг (продолжение) Написать Синквейн 1 группа – вода 2 группа - земля И вот перед нами остров пиратов Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Докажем пиратам, что мы хорошо знаем правила орфографии, исправим ошибки! Марские жытели-известные хетрицы. Они всегда лофко прячутся от сваих врогов. Рапредилите слова по столбикам в зависимости от места нахождения орфограммы. Объясни. (Морской, заморский, вода, краб, крабик, заплыл, полёты). VII Физкультминутка На нашем пути сказочный остров Чунга-Чанга, который предлагает вам отдохнуть. VIII Развитие речи Мы отправляемся домой и любуемся морем. Многие художники любовались морем и изображали его неповторимую красоту на своих картинах. Как называли этих художников? (маринисты). Чья картина перед вами? (Ивана Константиновича Айвазовского). Как она называется? (Девятый вал) Художнику удивительно точно удалось передать краски моря и показать величие и мощь морской стихии. Море было источником вдохновения и для русских поэтов: Жуковского В. А.,Тютчева Ф. Лермонтова М.Ю. и др. Послушайте стихотворениеТютчева Ф. ИКак хорошо ты, о море ночное Здесь лучезарно, там сизо-тёмное В лунном сиянии словно живое, Ходит и дышит, и блещет оно На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сиянием облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Каким изображает поэт море? Запишите прилагательные, с помощью которых можно охарактеризовать море. (Серебристое, бирюзовое, штормовое шумное, безбрежное, ласковое, тёплое, бесконечное, изумрудное и т.д) | Соотносят звучание и написание слов с непроверяемыми гласными. Отгадывают загадки. Работают в парах. Оценивают работу. Находят в процессе самостоятельной работы с толковым словарём значение слова. Подбирают однокоренные слова. Сравнивают буквы с предложенным образом, выделяют корень. Определяют наличие изученных орфограмм в словах, объясняют написание слов. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографического правила Классифицируют звуки по заданному основанию (звонкие-глухие). Находят орфограммы. Отдых для глаз, снятие усталости, мышечного напряжения. Заменяют звуковую запись буквенной. Применяют правила орфографии. Отрабатывают действие контроля, списывают с исправлением ошибок.Распределяют слова по группам (в зависимости от места орфограммы). Знакомство с поэтами и художниками изображающими море. Подбор прилагательных, описывающих море. | Умение взаимодействовать со сверстниками (регулятивные) Поиск и выделение необходимой информации ( познавательные) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (регулятивные) Создание алгоритма деятельности (познавательные) Доказательство правильности выполнения (познавательные) Формирование установки на здоровый образ жизни (личностные) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (коммуникативные) Развитие знаково-символических действий (познавательные) Структуирование знаний. Анализ объектов с целью выделения признаков (познавательные) Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой (личностные) |
-IX Домашнее задание составить текст о морских обитателях. X.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Подведём итог урока. Сегодня на уроке я: Научился… Было интересно… Было трудно…. Понравилось больше всего… - Оцените свою работу на уроке, работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? Попробуйте выразить свои впечатления от урока. У вас три смайлика разных цветов. Выберите подходящий вашему настроению и покажите мне. Будьте искренни и объективны. Зеленый – тему понял и очень этому рад Желтый – испытал затруднение, понял частично, немного расстроен Красный – не понял тему, расстроен Цветовая гамма создает общую картину восприятия материала и урока в целом. Спасибо за урок! За хорошую работу посмотрите видеоролик о дельфинах | Записывают домашнее задание по выбору Оценивают свою работу при помощи смайликов. Анализируют работу на уроке, ход урока в целом, делают выводы, сопоставляют точки зрения, оценивают свои успехи. Оценивание учителем деятельности обучающихся на уроке. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (познавательные) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (личностные) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (коммуникативные) Умение адекватно воспринимать оценки и отметки (регулятивные) |