kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путевые заметки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока познакомит  с новым жанром публицистической речи "Путевые заметки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путевые заметки»

Путевые заметки ( 2 урока)

Класс: 9

Тип урока: развитие речи

Цель: познакомить обучающихся с публицистическим жанром – путевые заметки и их характерными особенностями.

Задачи:

  • повторение и углубление знаний о публицистическом стиле речи (речеведческая теория, жанры: заметка в газету, репортаж, эссе, портретный очерк, интервью);

  • сообщение новых знаний по стилистике, знакомство с новым жанром публицистической речи – путевыми заметками (структурой, языковыми особенностями жанра);

  • отработка умений и навыков опознавания жанра путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания;

  • отработка умений и навыков сжатия текста с учетом его типологического строения;

  • формирование умения писать сочинения в жанре путевых заметок;

  • развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения; развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

формирование нравственной позиции учащихся, чувства принадлежности и единения со своей Родиной. Воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности и работы в паре.


Ход урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.



II. Мотивация учебной деятельности.

Позвольте начать наш урок со слов А.Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь…

1. Определение темы и цели урока.

  • Объясните, как вы понимаете слова А.Т. Твардовского?

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «путешествие»?

  • Каждый из вас в своей жизни уже совершил путешествие, будь то поездка на дачу, в гости к бабушке или в заграничные страны. И у каждого появлялось желание поделиться с друзьями своими впечатлениями. Учитывая достижения XXI века, все чаще свои впечатления вы передаете через Интернет. Всегда ли вам легко письменно оформить свои чувства и мысли?

  • Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Слайд 2)

III. Актуализация знаний

Актуализация и систематизация опорных знаний по теме «Публицистический стиль речи», публицистическая разминка (в рамках подготовки к ОГЭ)

1 .Беседа по вопросам:

  • Назовите известные вам стили речи. ( разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический стиль).

  • От чего зависит использование того или иного стиля? (от речевой ситуации).

  • Укажите речевую ситуацию для публицистического стиля.

где? (официальная обстановка)

Р.С. с кем? (1 – много)

зачем? (воздействие с целью убедить)

  • Какие стилевые черты присущи публицистическому стилю? (призывность, эмоциональность, злободневность)

  • Назовите известные вам жанры публицистики (заметка в газету, репортаж, интервью, портретный очерк, эссе).

3. Публицистическая разминка.

По заданным определениям вы должны определить, что это за жанр публицистики.

1. О событии рассказано как о процессе. (Репортаж)

2. Главную роль в тексте этого жанра играют не факты, а впечатления и ассоциации. (Эссе).

3. В центре внимания – выдающаяся личность. (Портретный очерк).

4. Краткое сообщение в печати. (Заметка в газету).

5. Предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Интервью).

6. Тексты этого жанра подобны фотографиям, которые мы делаем во время путешествия.

(Путевые заметки.)

IV. Усвоение нового материала.

Самостоятельная работа с учебником. Составление плана, опорного конспекта.

Учитель: Опираясь на наши речеведческие знания, опыт работы с текстами различных жанров, структуру работы с новым понятием, мы вместе создадим сегодня конспект-опору нового понятия. Итак, переходим к работе над теоретическим понятием «Путевые заметки».

План работы над жанром:

  1. Знакомство с целевой установкой, предметным содержанием, особенностями строения и языковыми средствами, типичными для жанра;

  2. усвоение этих сведений в процессе анализа готовых текстов;

  3. обучение активному использованию их в своей живой речи.

Самостоятельная работа с учебником (прочитать параграф № 22, на странице 131-132)

Вопросы для составления рассказа о путевых заметках.

  • Разновидностью чего являются путевые заметки?

  • Что такое путевые заметки, о чем в них рассказывается?

  • Путевые заметки субъективны или объективны?

  • С чем можно сравнить путевые заметки и каково их назначение?

  • Какой тип речи является ведущим?

  • Какие еще типы речи используются в путевых заметках?

– опорный конспект (запись в тетрадь).










2. Анализ текста (текст распечатан для каждого ученика).

Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветло можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь. Пока стрелки возились на биваке, я пользовался свободным временем и отправлялся осматривать ближайшие окрестности. Постоянным моим спутником в такого рода экскурсиях был Поликарп Олентьев — отличный человек и прекрасный охотник. Ему было тогда лет двадцать шесть. Он был среднего роста и хорошо сложён. Русые волосы, крупные черты лица и небольшие усы дадут читателю некоторое представление о его лице. Олентьев был оптимист. Даже в тех случаях, когда мы попадали в неприятные положения, он не терял хорошего настроения и старался убедить меня, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров». Сделав нужные распоряжения, мы взяли с ним ружья и пошли на разведку.
   Солнце только что успело скрыться за горизонтом, и в то время, когда лучи его золотили верхушки гор, в долинах появились сумеречные тени. На фоне бледного неба резко выделялись вершины деревьев с пожелтевшими листьями. Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
   Перейдя через невысокий хребет, мы попали в соседнюю долину, поросшую густым лесом. Широкое и сухое ложе горного ручья пересекало её поперёк. Тут мы разошлись. Я пошёл по галечниковой отмели налево, а Олентьев — направо. Не прошло и двух минут, как вдруг в его стороне грянул выстрел. Я обернулся и в это мгновение увидел, как что-то гибкое и пёстрое мелькнуло в воздухе. Я бросился к Олентьеву. Он поспешно заряжал винтовку, но, как на грех, один патрон застрял в магазинной коробке, и затвор не закрывался.
   — Кого ты стрелял? — спросил я его.
   — Кажется, тигра, — отвечал он. — Зверь сидел на дереве. Я хорошо прицелился и, наверное, попал.
   Наконец застрявший патрон был вынут. Олентьев вновь зарядил ружьё, и мы осторожно двинулись к тому месту, где скрылось животное. Кровь на сухой траве указывала, что зверь действительно был ранен. Вдруг Олентьев остановился и стал прислушиваться. Впереди, немного вправо от нас, слышался храп. Сквозь заросли папоротников ничего нельзя было видеть. Большое дерево, поваленное на землю, преграждало нам путь. Олентьев хотел было уже перелезть валежник, но раненое животное предупредило его и стремительно бросилось навстречу. Олентьев второпях выстрелил в упор, даже не приставляя приклада ружья к плечу, — и очень удачно. Пуля попала прямо в голову зверя. Он упал на дерево и повис на нём так, что голова и передние лапы свесились по одну сторону, а задняя часть тела — по другую.
   Убитое животное сделало ещё несколько конвульсивных движений и начало грызть землю. В это время центр тяжести переместился, оно медленно подалось вперёд и грузно свалилось к ногам охотника.




План анализа текста определенного жанра.

1. К какому стилю и жанру относится текст?

2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказывания.

3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?

4. Составьте план текста.

5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?

7. Какой тип речи, может быть, явно не выраженный, объединяет все фрагменты в единый текст?

8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1- 2 примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развертывается текст: во временной или в пространственной перспективе.

10. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их, определите их роль.

3. Задание по тексту.

Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путешественники и что они там делали).

Сопоставьте получившийся сокращенный вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассуждений, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. Достигает ли высказывание цели, если оно выполнено только посредством повествования?

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Рефлексия. Ответить на вопросы.

Интересно ли вам было на уроке?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?

Что вами усвоено хорошо?

Какие вопросы вызвали затруднения?

Над чем надо еще поработать?VII. Домашнее задание. Напишите изложение по данному тексту, тексты я вам оставлю, работа будет оценена.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путевые заметки

Автор: Морозова Наталья Алексеевна

Дата: 20.11.2019

Номер свидетельства: 527932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Стили литературного языка. Художественно-публицистический стиль. Путевые заметки."
    ["seo_title"] => string(80) "stili_litieraturnogho_iazyka_khudozhiestvienno_publitsistichieskii_stil_putievyi"
    ["file_id"] => string(6) "359092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479208909"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) ""Жанр путевых заметок""
    ["seo_title"] => string(22) "zhanr_putevykh_zametok"
    ["file_id"] => string(6) "483761"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541500178"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по литературному чтению Г,Я Снегирёв  " Весной" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-g-ia-snieghiriov-viesnoi-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "169445"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423409172"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок-путешествие: "Типы химических реакций""
    ["seo_title"] => string(46) "urokputieshiestviietipykhimichieskikhrieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "281681"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453567249"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок-презентация "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-priezientatsiia-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "119044"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413308814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства