Урок русского языка «Развитие речи в 7-м классе» по теме «Стили литературного языка. Художественно-публицистический стиль. Путевые заметки».
Курилкина Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока:
закрепить понятие о стилях речи;
развивать навыки анализа текста;
научить составлять текст-путевые заметки
пробудить познавательный интерес к историческому прошлому, быту,, к творчеству и биографии писателей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вход в тему и объяснение нового материала.
В течение всей жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает, оттачивает “тонны словесной руды”… Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных стилей.
– Давайте вспомним, с какими стилями литературного языка мы знакомы?
– Какие тексты художественного, научного, публицистического стилей вы подобрали дома? Давайте послушаем.
(Читаются тексты и обсуждаются, чей текст больше соответствует каждому стилю речи. На интерактивной доске появляется слайд № 1, где изображена схема, показывающая основные признаки стилей речи. ).
Научный стиль | Официально-деловой стиль | Публицистический стиль | Художественный стиль | Разговорный стиль |
-Точная передача научных сведений -статьи, | -передача деловой информации -документы, заявления, инструктажи - | -воздействие на читателей и слушателей -заметки, репортажи, отзывы -риторические вопросы, обращения | - | |
Чтение и анализ отрывка из «Путешествия в Арзрум» А.С.Пушкина.
-Что видел на своем пути А.Пушкин?
-О чем он размышлял и что переживал?
-Мог ли М.Лермонтов, предприняв путешествие из родового имения Тарханы на Кавказ, наблюдать такие же картины?
– Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем впечатления, размышления М.Лермонтова, отправившегося на Кавказ и решившего заехать в Болдино, родовое имение А.Пушкина . (Работа над написанием путевых заметок).
Слайд № 2. Карта России 19 века.
-Давайте подумаем: через какие населенные пункты мог проезжать М.Лермонтов и что он мог видеть из окна своей коляски?
Слайд № 3. Родовое имение Лермонтовых- Тарханы.
-Подберите словосочетания с описанием природы, времени года.
Слайд № 4. Родовое имение Пушкиных- Болдино.
-Какая панорама открылась взору М.Лермонтова?
Слайд № 5. Калмыцкие степи.
- Зачитайте отрывок из «Путешествия в Арзрум» А.С.Пушкина о калмыцких степях. Мог ли М.Лермонтов так же написать о степи, проехав сотни верст по российскому бездорожью?
Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:
1 группа: путь из имения Тарханы до имения Болдино
2 группа: путь из имения Болдино до границы с Калмыкией
3 группа: калмыцкие степи
1 | 2 | 3 |
Лукоянов позади- и вот оно, Болдино! | Дороги ужасны | Холмы сглаживаются |
Избы с деревенской архитектурой | Коляска вязла в грязи | Неведомые птицы |
Просторный вид с белой церковкой | Не более пятидесяти верст | Кибитки калмыков |
Вид на сбегающий вниз парк | Свободно покатилась | Народная кухня |
Жемчужины болдинской осени | Тамбов, Воронеж, Харьков | От Европы к Азии |
– Не забудьте добавить в свой текст художественные средства выразительности речи.
ИТОГ: Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – путевые заметки.
3. Домашнее задание:
Дописать, подчеркнуть языковые приметы публицистического стиля.