kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жанр путевых заметок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Путевые  заметки – один из жанров публицистической  речи.  Характерная  особенность их – достоверность фактов и событий, увиденных  самим автором,  их  оценка.  Все  наблюдения  подчинены единой авторской мысли,  окрашены подлинным авторским  чувством. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жанр путевых заметок"»





Подготовила:Кушербаева И.Ю.

ГУ «Жлымбетская средняя школа № 1»

  1. Тема: Жанр путевых заметок.



Цели урока:

Образовательные

  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

  • Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.


Развивающие:

  • Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

  • Совершенствование коммуникативной компетенции;

  • Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

  • Развитие умения логически верно излагать мысли;

  • Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.


Воспитательные:

  • Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

  • Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

  • Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.


Тип урока: урок – практикум

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийное оборудование;

  • презентация «Путевые заметки»;

  • памятки-таблицы по определению стиля речи, «Текст» (раздаточный материал);

  • таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал);

  • алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал);

  • тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)

Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.

Ход урока:

І Установка на учебную деятельность.


ІІ Презентация новой темы.


Актуализация знаний.

1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:

- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

- Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )


Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?


III Фронтальная беседа с использованием раздаточного материала (тексты, озвученные «актерами», и памятка - таблица «Текст»)

- Что общего у этих трех текстов?

- Как вы определили тип речи?

- Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения памятку-таблицу «Стили речи».


IV Презентация нового материала.

  1. Лекция учителя.

Назначение путевых заметок – сообщение об увиденном во время путешествий по родной стране или за её пределами. Сейчас в обществе появился большой интерес к путешествиям, туристским поездкам. Мир изменился, шире стали границы общения людей, поездки стали обыденным явлением.

Путевые заметки – один из жанров публицистической речи. Характерная особенность их – достоверность фактов и событий, увиденных самим автором, их оценка. Все наблюдения подчинены единой авторской мысли, окрашены подлинным авторским чувством. Это дорожные впечатления, зарисовки природы, быта, описание достопримечательностей.


Постановка задач урока с использованием презентации.


V Беседа по домашнему заданию.

- Как вы понимаете слово «стиль»? Каково его происхождение?

- Что такое «публицистика»?

- Какова цель текста публицистического стиля?

- Какова сфера его употребления?

- Назовите жанры публицистики.

- Назовите характерные черты публицистического стиля.

- Какова композиция текста публицистического стиля?

- Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Назовите лексические особенности публицистического стиля.

- Назовите эмоциональные средства выразительности.

- Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?


VI Практика в использовании нового материала.

Групповая работа по стилистическому анализу текста.

Лингвистическое наблюдение.

1. Чтение путевых заметок главного редактора газеты «Аргументы и факты» «В Европу – за энергией выживания».

2. Во время чтения отвечаем на поставленные вопросы.

VII Групповая работа по путевым заметкам «Особенная страна с

необычной природой» по технологии «Метод пометок».


Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)

  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором

  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)

  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты

  6. К какому жанру вы отнесете данный текст?

  7. Проследите композицию текста.


Работа в группах


Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств.

  • 1-ая группа – лексические особенности

  • 2-ая группа – эмоциональные средства выразительности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.


VIII Творческое использование нового материала. Проба пера.

Каждый из учащихся выбрал для себя страну, в которой он хотел бы побывать и подготовил презентацию «Путешествие по стране….».


Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»

- Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?


Х Домашняя работа: Подготовка к написанию сочинения

в жанре путевых заметок.

(можно использовать Интернет)





















Текст


Текст несколько предложений, связанных между собой по смыслу.


Признаки текста



тема основная возможность смысловая связь определённый

мысль заголовка между предложениями порядок предложений


Тема текста – это то, о чём мы говорим. На тему текста часто указывает его заглавие.


Основная мысль текста – то главное, о чём мы сообщаем, что утверждаем или доказываем. Основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста.


В тексте всё должно быть подчинено теме и основной мысли. Понять текст – значить понять его основную мысль.


Части текста

В тексте выделяют три смысловые части текста:


начало средняя (основная) часть концовка


В начале текста рассказчик готовит читателя к тому, о чём дальше пойдёт речь.

В средней (основной) части рассказывается о главном.

Прочитав концовку, всем становится понятно: рассказчик сказал всё, что хотел.


Опорные слова помогают передать в тексте самое главное. Они служат как бы опорой текста. По опорным словам можно вспомнить, восстановить в памяти содержание текста.


ТЕКСТЫ







разговорные книжные









научные художественные

Текст – повествование


Текст – повествование

Сменяющие друг друга последовательные события

Схема

План

Используй

  • начало действия,

  • развитие действия,

  • кульминация,

  • Итог, конец

  • Что случилось?

  • Где? Почему? Как?

  • Когда?

  • Однажды….

  • Как - то раз…Когда –то

  • Вдруг… И вот…

  • Вот и все.

Текст – описание


Текст – описание

Описание – это рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов. (Что вижу, о том рассказываю)

Схема

План

Используй

Общий признак

Признаки частей

  • рост, вес, цвет

  • лицо, голова

  • слева – справа

  • вблизи – вдали

Оценка предмета

Предмет и его признаки

Что? Какое?

Что? – На чём?

  • Как будто

  • Словно

  • Похоже на

Текст – рассуждение


Текст – рассуждение

Текст рассуждение – это объяснение событий, причин их появления.

Схема

План

Используй

  1. Тезис.

(Основная мысль.)

  1. Доказательства:

а) примеры

б) объяснения

  1. Вывод.

Почему?

во – первых

во - вторых

Потому что, поэтому.

Так как, ведь, значит, следовательно, итак.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Жанр путевых заметок"

Автор: Кушербаева Ирина Юрьевна

Дата: 06.11.2018

Номер свидетельства: 483761

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Занятие кружка русского языка «За рамками учебника»"
    ["seo_title"] => string(50) "zaniatiiekruzhkarusskoghoiazykazaramkamiuchiebnika"
    ["file_id"] => string(6) "264929"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449811804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина"
    ["seo_title"] => string(66) "rol-kompozitsii-proizviedieniia-v-raskrytii-kharaktiera-piechorina"
    ["file_id"] => string(6) "277861"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453012801"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина"
    ["seo_title"] => string(68) "rol-kompozitsii-proizviedieniia-v-raskrytii-kharaktiera-piechorina-1"
    ["file_id"] => string(6) "277862"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453012807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства