Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»
Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»
Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Фонетика», «Морфемика»; развивать навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического и морфемного анализа слов; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
1. Упр. 26 - запись стихотворения под диктовку, выделение орфограмм в приставках и корнях слов.
2. Упр. 30 - подготовленный диктант.
III. Работа по теме урока Тестовая работа
(См.: КИМы,тест 1.)
IV. Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Учебник: § 6.
Рабочая тетрадь: задание 9.
Урок 6. Части речи. Морфологический разбор слова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»»
Урок 5. Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»
Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Фонетика», «Морфемика»; развивать навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического и морфемного анализа слов; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
1. Упр. 26 - запись стихотворения под диктовку, выделение орфограмм в приставках и корнях слов.
2. Упр. 30 - подготовленный диктант.
III. Работа по теме урока Тестовая работа
(См.: КИМы,тест 1.)
IV. Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Учебник: § 6.
Рабочая тетрадь: задание 9.
Урок 6. Части речи. Морфологический разбор слова
Цели: повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического разбора.
Планируемые результаты: знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологическим признакам, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 9 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
IV. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Терпение, потерпеть, терпеливый, нетерпеливо.
Рассвет, светлый, высветить, светло.
Что объединяет данные группы слов? (Общие корни.) Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпимо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча и т. д.)
Являются ли однокоренными с первой группой слов слова терпуг, терпкий! Обоснуйте своё мнение. При необходимости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение: терпуг — морская панцирная рыба; терпкий — имеющий вяжущий вкус.)
Являются ли однокоренными со второй группой слов слова священный, посвятить! Обоснуйте своё мнение.
(Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение. Священный — обладающий святостью; глубоко чтимый; нерушимый в силу своей важности. Посвятить — осведомить о чём-то тайном; предназначить для какой-либо деятельности; предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)
— Являются ли однокоренными с глаголом посвятить слова посвящу, посвятишь, посвятят! (Нет, это формы одного и того же слова.)
V. Самоопределение к деятельности
Посмотрите на группы слов ещё раз. Чем отличаются слова каждой группы? (Они принадлежат к разным частям речи.)
Назовите части речи.
Как вы определяете, к какой части речи принадлежит то или иное слово?
Почему нужно уметь определять, какой частью речи является то или иное слово?
Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфология.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфологии, потренироваться в определении частей речи, в морфологическом разборе слов, в правописании слов разных частей речи.)
VI. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 19).)
2. Морфологический разбор слов
— Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет — однокоренное с данными словами. У существительного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой начальная форма светлый, у глагола светит начальная форма светить.)
— Рассмотрите порядок морфологического разбора существительного, прилагательного и глагола на с. 19, 20 и разберите слова просветом, светлой и светит.
3. Составление таблицы «Части речи»
(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся - в тетрадях.)
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 32 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, морфологический разбор на доске и в тетрадях.
Упр. 31 — выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём учебника (мшара), самостоятельное выполение письменных заданий с последующей проверкой. Комментарии
Варианты заглавия текста: «Как догорает день», «Волшебная ючь в лесу».
Тип речи — описание, стиль текста — художественный. 2. Лингвистическая игра
— Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение (на слух). Объясните свой выбор.
1)Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная седина. (Посидел с удочкой — слова с омофоничными (одинаково звучащими) корнями.)
3) Синева, синеть, синька, просинь. (Синеть — единственный глагол среди существительных.)
(Могут быть предложены и другие варианты ответов, главное, чтобы они были обоснованными. Так, во втором ряду лишним можно считать существительное подснежник — единственное слово с приставкой, в третьем ряду на том же основании лишним оказывается существительное просинь.)
VIII. Подведение итогов урока
— Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)