Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?
Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?
Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?»
Урок русского языка для 4 класса по теме:
« Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?»
Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.
Формируемые УУД: метапредметные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, багажный вагон, стороны горизонта. (Взаимопроверка с соседом, самооценка).
Орфографическая минутка - работа на карточках
- Подчеркните в стихотворении слова с буквосочетаниями ЧК,ЧН, НЧ.
Буквы ч и н
Рядом на диванчике
Сочники, пончики едят,
Чай, налив в стаканчики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!
В ч + н, запомни прочно,
Мягкий знак не нужен точно!
В н + ч не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон! (Сдают на проверку учителю).
Самоопределение к деятельности
На доске написано слово октябрь.
- Ребята, что вы можете сказать об этом слове? (словарное)
- Что вы можете сказать об этом месяце? (какие изменения происходят в природе)
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Вам нужно к каждой букве придумать слово. Данные буквы могут стоять в начале, середине или на конце слова. И они могут быть разных частей речи.
- Кто уже придумал какое-нибудь слово? (дети называют слова, учитель записывает их). А сейчас давайте попробуем составить из этих слов предложение (составляют, записывают).
- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать? (с предложениями).
На доске записаны два предложения.
Солнце встало и осветило окрестность.
Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
- Прочитайте и сравните два предложения.
- Что вы можете сказать об этих предложениях? Чем они похожи? (В них содержится одна и та же мысль)
- Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет).
- Как вы думаете, почему?(Ответы детей)
- Запишите два этих предложения в тетрадь (записывают).
- Найдите грамматическую основу в первом предложении (Солнце встало и осветило).
- Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он объединяет однородные члены предложения).
- Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился).
- Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения).
- Попробуйте сформулировать задачи урока (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными, научиться различать простые и сложные предложения).
Работа по теме урока
Наблюдения над простыми и сложными предложениями
- Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного предложения. Распределите предложения по двум группам: простые и сложные предложения.
1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.
2) Мороз крепчал, но не кусался.
3) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
4) Молодые побеги сморщились и завяли (Проверка).
- Чем простое предложение отличается от сложного предложения? (Ответы детей)
- Проверьте себя. прочитайте материалы рубрики «Вспомните» на странице 36 учебника.
Работа по учебнику
Упражнение 49 стр.36. Прочитайте. Какие выражения употреблены здесь в переносном значении? (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет)
- Сколько предложений в этом отрывке? (Два)
- Какие они простые или сложные? Докажите своё мнение (Первое – простое, второе - сложное).
- с помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая). Выполнение письменных заданий к упражнению (списать, подчеркнуть основы предложений).
Упражнение 50.
- Прочитайте предложения.
- С помощью чего простые предложения объединяются в сложные? (Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении).
- Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая).
- Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Объясните написание слов с пропущенными буквами (Запись любых двух предложений под диктовку).
- Давайте выясним значение слова прекрасный. Составьте с этим словом предложение.
Рефлексия
Работа по карточкам.
Отметьте галочкой сложные предложения.
Вариант 1 Вариант 2
1.Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.
2.Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.
3.Подняли золотые головки одуванчики, и зацвёл шиповник.
4.Солнце сияло, но не грело землю.
1.Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.
2.На деревьях набухли почки, но листья ещё не проклюнулись.