«Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений»
«Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений»
Цели: закреплять умения различать простые и сложные предложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строип предложения по заданным схемам.
Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинён ные предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языко вые явления; развитие мотивации к познавательной деятель ности.
Ход урока
I. Организационный момент
It. Проверка домашнего задания
I. Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологиче ский и синтаксический разбор на доске. Комментарии
Варианты заглавия текста: «Наступила золотая осень», «Про зрачные дни сентября».
Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуемое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — краткие прилагательные чист и прозрачен).
2. Упр. 48 — фронтальная проверка.
Комментарии
Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша.'; Как смеешь ты, наглей,, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом ?; Друзья! К чему весь этот шум ?
Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.
Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сырный.
Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: закреплять умения различать простые и сложные предложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строип предложения по заданным схемам.
Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинён ные предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языко вые явления; развитие мотивации к познавательной деятель ности.
Ход урока
I. Организационный момент
It. Проверка домашнего задания
I. Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологиче ский и синтаксический разбор на доске. Комментарии
Варианты заглавия текста: «Наступила золотая осень», «Про зрачные дни сентября».
Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуемое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — краткие прилагательные чист и прозрачен).
2. Упр. 48 — фронтальная проверка.
Комментарии
Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша.'; Как смеешь ты, наглей,, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом ?; Друзья! К чему весь этот шум ?
Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.
Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сырный.
Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.
Около забора, планеты и спутники, работал на компьютере, река i нубока.
— Почему остальные записи не являются словосочетаниями? {Около забора — существительное с предлогом, планеты и спутники — однородные члены с сочинительной связью, река глубока — грамматическая основа.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Дождь вскоре закончился. На небе заиграла радуга. Дождь вскоре закончился, на небе заиграла радуга.
Чем отличаются эти записи? (Первая запись представляет собой два простых предложения, а вторая — сложное предложение.)
Какие предложения называются сложными?
Что вам известно о сложных предложениях?
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? {Повторить изученное о сложном предложении, упражняться в умениях распознавать сложные предложения, отличать их от простых предложений, правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя-шп.ных наблюдений» (с. 28).)
Дополнительные вопросы и комментарии
Какова роль интонации в простом и сложном предложениях'.'
Какие сложные предложения называются союзными?
Какие сложные предложения называются бессоюзными?
Запятая между простыми предложениями в сложном — знак выделения или разделения?
В сложных предложениях встречаются различные союзы: и,а но, да (в значении и), да (в значении но), что, когда, пока, чтобь и др. Главным опознавательным знаком сложного предложенш является наличие двух и более грамматических основ. Союзы и,а но, да (в значении и), да (в значении но) встречаются и в простых предложениях с однородными членами, поэтому в таких случаях надо быть особенно внимательными.
2. Практическое задание
— Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Предложения записаны на доске.)
Мифы — созданные фантазией народа произведения, в которы передаются представления древних народов о происхождении мира о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы передавалис из уст в уста как правдивые истории, а сказки воспринимались как за нимательный вымысел.
3. Работа по учебнику
1. Упр. 49 — самостоятельное выполнение с последующе проверкой.
2. Упр. 50 — коллективное выполнение с комментированием
4. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения
(Самостоятельное изучение теоретического материала (§ 11).
— Выполните синтаксический и пунктуационный разбо предложения.
Зевс — верховный бог, а Посейдон — владыка морей.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 52, 53 — самостоятельное выполнение с последующе проверкой.)
VII. Подведение итогов урока
Как доказать, что простые предложения в составе сложны связаны между собой?
Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со ставе сложного соединяются союзом м?
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Конспект урока по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но", 4 класс "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no-i-v-prostom-priedlozhienii-s-odnorodnymi-chlienami-i-s-soiuzami-i-a-no-4-klass"
["file_id"] => string(6) "122207"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414167316"
}
}