kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: закреплять умения различать простые и сложные пред­ложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строип предложения по заданным схемам.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинён ные предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языко вые явления; развитие мотивации к познавательной деятель ности.

Ход урока

I. Организационный момент

It. Проверка домашнего задания

I. Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологиче ский и синтаксический разбор на доске. Комментарии

Варианты заглавия текста: «Наступила золотая осень», «Про зрачные дни сентября».

Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуе­мое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — крат­кие прилагательные чист и прозрачен).

2. Упр. 48 — фронтальная проверка.

Комментарии

Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша.'; Как смеешь ты, наглей,, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом ?; Друзья! К чему весь этот шум ?

Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.

Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сыр­ный.

Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений»»

Урок 11. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цели: закреплять умения различать простые и сложные пред­ложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строип предложения по заданным схемам.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинён ные предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языко вые явления; развитие мотивации к познавательной деятель ности.

Ход урока

I. Организационный момент

It. Проверка домашнего задания

I. Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологиче ский и синтаксический разбор на доске. Комментарии

Варианты заглавия текста: «Наступила золотая осень», «Про зрачные дни сентября».

Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуе­мое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — крат­кие прилагательные чист и прозрачен).

2. Упр. 48 — фронтальная проверка.

Комментарии

Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша.'; Как смеешь ты, наглей,, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом ?; Друзья! К чему весь этот шум ?

Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.

Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сыр­ный.

Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.

III. Актуализация знаний

Выберите пару слов, составляющих словосочетание.

Около забора, планеты и спутники, работал на компьютере, река i нубока.

Почему остальные записи не являются словосочетания­ми? {Около забора — существительное с предлогом, планеты и спутники — однородные члены с сочинительной связью, река глубока — грамматическая основа.)

IV. Самоопределение к деятельности

Прочитайте.

Дождь вскоре закончился. На небе заиграла радуга. Дождь вскоре закончился, на небе заиграла радуга.

Чем отличаются эти записи? (Первая запись представляет собой два простых предложения, а вторая — сложное предло­жение.)

Какие предложения называются сложными?

Что вам известно о сложных предложениях?

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? {Повторить изученное о сложном предложении, упражняться в умениях распознавать сложные предложения, отличать их от простых предложений, пра­вильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя-шп.ных наблюдений» (с. 28).)

Дополнительные вопросы и комментарии

Какова роль интонации в простом и сложном предложениях'.'

Какие сложные предложения называются союзными?

Какие сложные предложения называются бессоюзными?

Запятая между простыми предложениями в сложном — знак выделения или разделения?

В сложных предложениях встречаются различные союзы: и, а но, да (в значении и), да (в значении но), что, когда, пока, чтобь и др. Главным опознавательным знаком сложного предложенш является наличие двух и более грамматических основ. Союзы и, а но, да (в значении и), да (в значении но) встречаются и в простых предложениях с однородными членами, поэтому в таких случаях надо быть особенно внимательными.

2. Практическое задание

Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Предложения записаны на доске.)

Мифы — созданные фантазией народа произведения, в которы передаются представления древних народов о происхождении мира о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы передавалис из уст в уста как правдивые истории, а сказки воспринимались как за нимательный вымысел.

3. Работа по учебнику

1. Упр. 49 — самостоятельное выполнение с последующе
проверкой.

2. Упр. 50 — коллективное выполнение с комментированием

4. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

(Самостоятельное изучение теоретического материала (§ 11).

Выполните синтаксический и пунктуационный разбо предложения.

Зевс — верховный бог, а Посейдон — владыка морей.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 52, 53 — самостоятельное выполнение с последующе проверкой.)

VII. Подведение итогов урока

Как доказать, что простые предложения в составе сложны связаны между собой?

Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со ставе сложного соединяются союзом м?

Домашнее задание

Учебник: §10, 11, упр. 51, 54




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556145

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Синтаксический разбор сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokanatiemusintaksichieskiirazborslozhnoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450291947"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415410030"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Открытый урок по русскому языку "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" (9класс) "
    ["seo_title"] => string(125) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii-s-nieskol-kimi-pridatochnymi-9klass"
    ["file_id"] => string(6) "228096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441108668"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prostoie-priedlozhieniie-s-odnorodnymi-chlienami-i-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440517491"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Конспект урока по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no-i-v-prostom-priedlozhienii-s-odnorodnymi-chlienami-i-s-soiuzami-i-a-no-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414167316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства