Целеполагание. (5 мин.) Цель этапа: постановка целей учебной деятельности. Этап формирования умения распознавать новые слова в предложении Этап формирования умения составлять схемы предложений с вводными словами, расставлять знаки препинания Этап формирования умения составлять предложения с вводными словами Этап самооценки учащихся Итог урока. Рефлексия. | Создает проблемную ситуацию. 3. Как мы можем назвать вторую группу? Учитель учащихся Как вы определили первую группу (по каким признакам)? Как вы назвали первую группу? Дайте определение словосочетанию 2.Учитель задаёт вопросы по второй группе слов и сообщает учащимся, что данная группа слов называется ВС и просит ответить, что ученики знают о вводных словах: Как вы можете назвать вторую группу? Это новая для вас единица синтаксиса вводные слова Учитель демонстрирует на слайде предложения с ВС, для того, чтобы показать, ВС употребляются в предложениях. По-видимому, сегодня будет сильная гроза. Эта зима, вероятно, будет морозной. Учитель поясняет учащимся, что ВС употребляются как в письменной, так и в устной речи. Учитель демонстрирует слайд с определением ВС , учащиеся читают определение по слайду. Слайд.2 Вводные слова- это сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает. – Давайте определим тему нашего урока. Цели и задачи. (слайд с темой урока)
Учитель предлагает прочитать определение по учебнику стр.146 и сравнить его с определением на слайде
Учитель просит учащихся посмотреть на задачи урока, которые были записаны и определить, какую из задач они сейчас выполняли 4.Учитель предлагает учащимся проанализировать несколько предложений. Проанализируйте предложения, найдите в них вводное слово? Какую оценку оно выражает? (для выполнения этого задания учитель демонстрирует слайд со значениями ВС) Порядок мыслей Сомнение, неуверенность Оценка действий
Определите местоположение ВС в предложении К моему удивлению, уже наступила весна. Вероятно, корабль приплыл к берегу вовремя и торговцы успели до полуночи разгрузить груз. Котенок исчез, его взяла домой к себе маленькая девочка с красными бантиками Котенок исчез, наверное, его взяла домой к себе маленькая девочка с красными бантиками. Я не очень-то смелый Я не очень-то смелый, по правде сказать. Учитель просит задать вопросы к ВС, чтобы попробовать определить синтаксическую функцию ВС в предложении. К моему удивлению, наступила ранняя весна Обратить внимание на расстановку знаков препинания. Учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на задачи урока, которые были записаны и определить, какую из задач они сейчас выполняли 5.Учитель просит учащихся ещё раз обратить внимание на определение ВС и схемы Учитель даёт задание: в предложенных предложениях найти ВС, расставить знаки препинания. начертить схему предложения 1. К сожаленью день рождения только раз в году. 2.Нет несомненно лодка подходила близко к берегу. 3.Все эти предосторожности на мой взгляд излишни. 4.Эта выставка интересная наверное. 5.К счастью небо стало проясняться. 6.Ответ на мое письмо не пришло к огорчению. Учитель проводит контроль выполненной работы и просит поднять руки тем учащимся, у которых схемы совпали с образцом полностью. Учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на задачи урока, которые были записаны и определить, какую из задач они сейчас выполняли 6. Творческое задание. Вспомните, какую самую важную и патриотичную дату отмечала наша страна. Составьте 4-5 предложений на тему «День Победы» .Используйте вводные слова, выражающие различные чувства. Учитель предлагает примеры ВС (на слайде представлены ВС: к счастью, к сожалению, к общей радости, к огорчению, к моему удивлению, возможно, наверное) Учитель предлагает провести взаимопроверку по предложенной таблице и дать оценку по предложенному критерию Учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на задачи урока, которые были записаны и определить, какую из задач они сейчас Учитель подводит учащихся к выводу: все ли задачи выполнены. Учитель предлагает ученикам пройти этап самооценки и устно проводит проверку, делает вывод, подводя учащихся к итогу урока. Учитель просит учащихся дать оценку знаниям, полученным на уроке.
| -Не могут дать понятие Отвечают на вопросы учителя. (можно, т.к. связаны по смыслу) словосочетание | Вводное слово | Гладкий лёд | конечно, | проливной дождь | во-первых | лететь над морем | вероятно | красный от мороза | по-видимому | Учащиеся не могут дать ответа, т.к. не знают их название Учащиеся читают предложения, узнают, что ВС употребляются как в письменной, так и в устной речи. Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Записывают тему урока: “Водные слова». Записывают задачи урока. 1.Различать вводное слово и словосочетание 2.Находить в предложении вводные слова, определять их значение 3.Уметь расставлять знаки препинания, чертить схему предложения 4.Уметь составлять предложения с вводными словами Вводными называются слова и словосочетания, выражающие различную оценку говорящим того, о чём сообщается; указывают на последовательность изложения или на источник сообщения. Учащиеся зачитывают определение в учебнике, видят дополнения определения ВС в учебнике, зачитывают его. 1.Различать вводное слово и словосочетание Учащиеся работают в рабочей карте (1 и 2 столбец) Учащиеся работают с упражнением и выбирают значения ВС подходящее по смыслу. Порядок мыслей Сомнение Оценка действий Учащиеся заполняют 3-ий столбец Задать вопрос не получается, учащиеся делают вывод, что ВС членом предложения не являются 2.Находить в предложении вводные слова, определять их значение Учащиеся работают с заданием, опираясь на схемы в учебнике с.146 как образец. Учащиеся сличают схемы с образцом на слайде. 3.Уметь расставлять знаки препинания, чертить схему предложения Учащиеся работают в рабочих листах, применяя ВС, представленные на слайде Учащиеся обмениваются рабочими листами. заполняют таблицу, и ставят друг другу оценку. 4.Уметь составлять предложения с вводными словами Учащиеся выполняют этап самооценки. Учащиеся заполняют таблицу результатов. Учащиеся заполняют таблицу оценки знаний. | Презентация, слайд 2 с темой урока Презентация, слайд 2 Презентация, слайд3 Презентация, слайд 4 Презентация, слайд 5 Презентация, слайд 6 Презентация, слайд 7 Презентация, слайд 8 Презентация, слайд 9 | Познавательные (анализ, подведение под понятие) Умение выявлять область познания, формировать цели действия, умение анализировать достижение результата и оценивать его. Синтез, анализ, умение доказывать, построение логической цепочки рассуждений, работа по схеме | Аналитические Регулятивные Познавательные, аналитические |