4. | Практическая часть: 1) Синтаксический разбор простых предложений. ( 1-ое предложение записано на доске без знаков препинания. Задание: Списать, расставить знаки препинания с объяснением Произвести полный синтаксический разбор предложения, указав части речи, которыми выражены члены предложения. Так ты, певец, в лихие дни, Во дни гоненья рокового, Под тёмной речью хорони Своё пророческое слово. (А.К.Т) ( Это предложение 1) по цели высказывания – побудительное; 2) по интонации – невосклицательное 3) по строению грамматической основы – двусоставное; 4) по наличию второстепенных членов предложения – распространённое; 5) по наличию необходимых членов предложения – полное; 6) это предложение простое, т.к в нём одна грамматическая основа – Ты хорони; 7) осложнено: а) нераспростр. обращением – певец. Стоит в середине предложения, с обеих сторон выделяется запятыми. б) однородными членами – обстоятельствами времени, соединёнными без союзов, ставится запятая.) 1) Втрое предложение учащиеся записывают в тетрадях. Один разбирает за доской самостоятельно, затем проводится взаимопроверка. Лошади, вытянувшие чёрные головы, и всадники, согнувшиеся над ними, показывались на мгновенье на белом фоне неба. (Ф) ( Это предложение 1) по цели высказывания – повествовательное; 2) по интонации – невосклицательное 3) по строению грамматической основы – двусоставное; 4) по наличию второстепенных членов предложения – распространённое; 5) по наличию необходимых членов предложения – полное; 6) это предложение простое, т.к в нём одна грамматическая основа – Лошади и всадники показывались; 7) осложнено: а) обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом. На письме с обеих сторон выделяется запятыми. Условия обособления: стоит после определяемого слова; б) однородными членами – подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, запятая не ставится). 2) Схематический диктант. (Предложение читается дважды. При первом чтении учащиеся слушают его, при повторном, не записывая самого предложения, чертят схему, соответствующую структуре данного предложения. У доски 2 учащихся составляют схемы) А) Через несколько времени Наташа очнулась, открыла глаза, но не узнала ни отца, ни тётки. , , НО ; НИ , НИ Б) Всю дорогу Валька шёл пешком, обо всех заботился, охотно заговаривал с ребятами и всё чаще шутил. , , И В) Ни дождь, ни ветер, ни холод не могли остановить туристов в их нелёгком походе. НИ , НИ , НИ . Г) Интересные экскурсии можно проводить не только летом, но и зимой. НЕ ТОЛЬКО , НО И . Д) Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева. : НИ , НИ . Е) В степи, за рекой, по дорогам – взде было пусто. , , - . 3) Объяснительный диктант. А) Передо мной стоял старик, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. ( обособл. распростр. определениями, выраженными прилагательными. Условия обособления: стоит после определяемого слова). Б) Ему ли, карлику, тягаться с исполином? ( обособл. нераспростр. приложением. Условия обособления: относится к личному местоимению). В) Могучий лев, гроза лесов, лишился сил. ( обособл. распростр. приложением. Условия обособления: стоит после определяемого слова). Г) Ещё вчера, на солнце млея, последним лес дрожал листом. ( обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом). Д) Я ничего не слышал, кроме шума листьев. ( обособленное дополнение с предлогом кроме). Е) Гроза началась вечером, часу в десятом. ( обособленное уточняющее обстоятельство времени) 4) Самостоятельная работа. ( работают 2 группы, задания раздаются на листах) 1 группа. Первое задание: Списать, указать обращения, расста-вить знаки препинания. А) Кавказ! Далёкая страна! Жилище вольности святой! И ты несчастьями полна. И окровавлена войной! Б) Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно – голубые? В) Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали? Г) Как ты, мой друг, я не рожден для света И не умею жить среди людей. Второе задание: Спишите, найдите вводные слова, укажите их значения, расставьте знаки препинания. А) По сообщениям газет, экспедиция достигла места назначения. Б) Мальчик, говорят, очень способен к математике. В) По – моему, книга представляет большой интерес для широкого круга читателей. Г) Новый проект, по мнению специалистов, заслуживает внимания. Д) На мой взгляд, выступление докладчика было удачным. 2 группа. Творческое задание: Составить текст на тему: «Весна», «Экскурсия в музей», «На футбольном поле», используя изученные конструкции. | Задача: отработка синтаксического разбора ПП. Задача: развитие орфографической зоркости ( безударные гласные). Цель: проверка знаний в постановке знаков препинания при однородных членах предложения; умение находить однородные члены предложений и схематично объяснять правило. Цель: проверка знаний в постановке знаков препинания при обособленных членах предложения; умение находить обособленные члены предложений и объяснять условия их обособления. Цель: проверка знаний в постановке знаков препинания при обращениях; умение находить обращения. Цель: проверка знаний в постановке знаков препинания при вводных словах и предложениях; умение находить данные конструкции, указывать их значения. Цель: обогащать словарный запас учащихся и развивать умение синтаксически правильно составлять предложения. |