Урок по теме простое предложение, осложнённое обращением. Все примеры из произведений И.Алтынсарина.
Ма?саты/ Цель занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: На примерах произведений И.Алтынсарина рассмотреть тему «Обращение»,знать определение обращения, правильно употреблять их в устной и письменной речи.
дамытушылы?/ развивающая/ developing:уметь производить синтаксический разбор предложения с учётом наличия в нём обращения, уметь находить обращения в текстах, анализировать и синтезировать материал.
т?рбиелік/ воспитательная / bringing-up: Воспитывать интерес к исследованию творчества И.Алтынсарина. Прививать любовь и уважение к русскому слову и носителям русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
білімдік / образовательная/ educational: На примерах произведений И.Алтынсарина рассмотреть тему «Обращение»,знать определение обращения, правильно употреблять их в устной и письменной речи.
дамытушылық/ развивающая/ developing:уметь производить синтаксический разбор предложения с учётом наличия в нём обращения, уметь находить обращения в текстах, анализировать и синтезировать материал.
тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: Воспитывать интерес к исследованию творчества И.Алтынсарина. Прививать любовь и уважение к русскому слову и носителям русского языка.
Ход урока
Эпиграф
Әй, жолаушы, болсаң осы бұлақтай бол
“Таза бұлақ”
Эй, путник, будь чистым, как этот родник.
“Чистый родник”
Traveller! Be clean as this spring!
«Clean spring»
Сегодня на занятии мы рассмотрим простое предложение, осложнённое обращением. Все примеры взяты из произведений И.Алтынсарина. Творчество И.Алтынсарина с точки зрения использования обращений не рассматривалось вообще. А между тем обращения играют очень важную роль в его творчестве и заслуживают к себе повышенного внимания. (слайд)
Давайте вспомним, что называется обращением?
1.ОБРАЩЕНИЕ
Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).
2.ОБРАЩЕНИЯМИ СЛУЖАТ:
Собственные имена людей;
названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.;
названия или клички животных;
названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых;
географические наименования и т. д.
Назовите способы выражения обращения?(слайд)
Обращения выражаются:
именами существительными в именительном падеже;
субстантивированными
словами:
Жизнью пользуйся,
живущий.
А каковы основные функции обращения?(слайд)
3.ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ
Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению
4.Обращение не связано с другими слова в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, не входит в состав основы
При синтаксическом разборе предложения с обращением возникает ошибкоопасный момент, так как и подлежащее и обращение имеют одинаковую форму- им. падеж.
Нужно помнить, что обращение не является членом предложения.
Ты, человек, никогда не останавливайся и не предавайся лени! (Побуд, воскл, прост, двусост, распр, полное, ослж.обращением) «Чистый родник»
Классически обращения делятся на распространённые и нераспространённые(слайд)
При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: [ O! ]
Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение:
Дедушка, миленький, где ж ты был?
Частица О, стоящая перед обращениями, от них не отделяется:
О повелитель наш, хан! Вам известно, что мой муж богат красноречием, но не имуществом…
Если же перед обращением стоит междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком:
Эй, ворона – богатырь, я знала твоих отца и мать. Были они очень красивые птицы.
Наиболее сложный момент- это употребление при обращениях частиц и междометий, ведь они могут совпадать по звучанию. (Слайд)
6.КАК ОТЛИЧИТЬ ЧАСТИЦУ ОТ МЕЖДОМЕТИЯ?
ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения):
О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы.
МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза:
О, дети, зачем вы так шумите! ( О=АХ)
Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего:
Вы любите осень?
Задания по теме.
1.РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Молодёжь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайся поскорей
«Строит дивные дворцы»
Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза.
«Садовые деревья»
Сударь, чем глядеть, лучше бы научился гвозди ковать.
«Польза знаний»
О ты, домишко мой, ты лучше для меня обширных палат и белоснежных ковров.
«Любопытные рассказы»
Свет очей моих!
Сын мой!
Надежда моя!
Я пишу тебе, мыслей своих не тая.
«Письмо Балгожи к сыну»
Будет день- день разбора всех жалоб несчастных людей, что ты скажешь тогда, бессердечный и жадный злодей?
«Злой господин»
Эй, богач,
Как у всех твоя жизнь быстротечно пройдёт, и бедняк всё равно тебя сыщет, найдёт.
«Злой господин»
2.Расставляя недостающие знаки препинания, ответьте, как называются произведения.
Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
«Посвящение»
-Сын мой куда идёшь?
-Иду учиться ремёслам.
«Паршивый мальчишка» Польза знаний
3.Вставьте вместо многоточия такое обращение, которое бы совпало с авторским.
…! надо жить нам дружно- ведь хватит на всех земли!
«Наставление»
Не беритесь,…, за пустое дело. Оно как бессмысленная затея, на бесславие осуждено.
«Друзья мои!»
Не берите пример,…, с нехороших людей и злых. Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
«Ой, джигиты!»
4.Укажите неверное суждение.
1. Обращение – это слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью
2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения
4. Обращение имеет форму именительного падежа
5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными
6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными
7. Обращение может находиться в любой части предложения
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком
5.Закончите предложение.
Обращение называет того,________________;
Обращение обычно бывает выражено ____________________________;
Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;
Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________.
Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________ , не является ________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .
Читайте И.Алтынсарина!
Учитесь у И.Алтынсарина!
Изучайте И.Алтынсарина!
7.Домашнее задание
Задание по группам.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; клички животных; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.