Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому и родному языку. Проект.»
Тема урока: Слова – глаголы в трагедии войны.
( урок – работа над проектом по теме «Глагол» в 7 классе)
(урок ведут два педагога: учитель русского языка и литературы и учитель родного хантыйского языка и литературы)
Форма урока: интегрированный (комбинированный) урок - исследование.
Структура урока:
1. Оргмомент;
2. Постановка цели и знакомство с темой.
3. Актуализация знаний о глаголе.
4. Расширение знаний о трагедии войны.
5. Работа с тестом.
6. Подведение итога урока.
Цель урока: формировать и пополнять запас знаний учащихся на основе творческого исследования.
Задачи урока:
Активизировать познавательную деятельность по теме «Глагол»; раскрыть типичные черты страшной Гражданской войны, учить работе с текстом из произведения А.Фадеева «Разгром», уметь переводить их на родной хантыйский язык.
2. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за тех, кто совершал подвиги в военное время.
3. Продолжить работу над умением анализировать текст, сопоставлять, выделять главное, формировать умение делать выводы, пополнять словарный запас, развивать речь и логическое мышление.
Оборудование: компьютер, таблички со словами, тексты на столах, иллюстрации художников, портрет писателя.
Атрибутика урока: один из педагогов в национальном костюме.
Ход урока:
Звучит музыка военных лет, голос диктора читает слова С. Городецкого из песни в исполнении Ж. Бичевской.
Над врагом победу правую Дай защитникам Руси, Дай сразиться им со славою И от смерти их спаси.
На Кресте твой Сын единственный
За любовь свою страдал,
И его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.
Мы воюем за спасение
Братьев- страждущих славян.,
Подъяремных русских стран.
С кем враждует Русь лучистая-
Враг и сына твоего
Дай же Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество! (выключить музыку).
1 педагог:
- Слова бывают разные, слова бывают всякие.
Слова бывают ясные, и твердые, и мягкие.
Слова бывают смелые, упрямые, суровые,
Но непременно дело стоит за каждым словом.
- Да, дело стоит за словами – глаголами, и тема нашего урока «Слова – глаголы в трагедии войны».
2 педагог:
- Сегодня мы вспомним о словах, обозначающих действие предмета. Как они называются? (Ответ учащихся). Что еще о глаголе вам известно?
(Это часть речи, обозначающая действие предмета. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Он имеет морфологические признаки: вид, спряжение, род, наклонение, число).
Обратите внимание на слова (показ слайда): стрелять, упасть, убивать, ненавидеть, ранить, защитить, болеть, сломить. Переведем их на родной ( хантыйский) язык. (Учащиеся переводят устно). Выберем одно слово по желанию и докажем, что это глагол.(Ответ учащегося).
- Какой темой объединены эти слова? ( Темой войны, жестокости, смерти). Это очень страшные и жестокие слова, которые подойдут для оценки любой войны.
1 педагог:
- У Жанны Бичевской в цикле песен о Гражданской войне есть такие строчки:
Мы служили одной стране
На Гражданской, на войне...
- Чем отличается Гражданская война от других войн?
(Два лагеря внутри одной страны)
– Какое название имеет еще эта война?
(Братоубийственная). Размышления учащихся.
Она унесла жизни от 8 до 12 миллионов человек.
Обратите внимание на слайды, где написаны отрывки из произведений. Зачитаем их вслух.
1 ученик:
...Рука Сергея не дрогнула. Он знает, что будет еще убивать, он, умеющий любить так нежно, так крепко хранить дружбу. Он убивает для того, чтобы приблизить тот день, когда на земле убивать друг друга не будут.
( Н. Островский. «Как закалялась сталь»).
2 педагог: Назовите глаголы, объясните их значение и переведите на родной язык. (Учащиеся выполняют письменно в тетрадях).
2 ученик:
- Они восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей,
И горьким дымом городов.
Другие – из ряда военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(М. Волошин)
1 педагог: Назовите глаголы, объясните их значение и переведите на родной язык. (Учащиеся выполняют письменно в тетрадях).
2 педагог рассказывает на хантыйском языке о войне, попутно обращая внимание на слова глаголы.
- Перед вами лежит текст, отрывок из романа А.Фадеева «Разгром». Фрагмент смерти Морозко. Выпишите глаголы, переведите их на родной язык. (Письменно учащиеся выполняют задание).
- Как вы определили, что это глаголы? (Ответы учащихся). 2 педагог ( в сопровождении слайдов)
-Ненависть и месть шли рядом. Кому не стало места в ошалевшей России? Кто оказался лишним?
Это Колчак- военно- начальник, командующий Черноморским флотом. Его цель - разгром революции. Выступал за единую Россию. В 1920 году расстрелян.
Это Деникин, выступавший за белое движение. С детства хотел стать военным. В 27 летнем возрасте он в Академии Генерального штаба (Умер от сердечного приступа).
Это Исаак Бабель (из красных). Корреспондент газеты «Красный кавалерист», расстрелян как заговорщик, террорист, своими же, красными.
Этот список можно продолжить... Крым стал кладбищем русского офицерства.
1 педагог:
- Вернемся к нашему отрывку. Найдите, с какими частями речи могут быть связаны наши глаголы? Назовите эти слова.
(сейчас умрет, выхватил револьвер, запрокинул голову, беспомощно оглянулся и т.д.)
- Какую функцию выполняет глагол? (Является частью речи и главным членом предложения).
2 педагог:
- Глаголы обозначают не только действие предмета в родном хантыйском языке, но и передают внутреннее состояние героя. Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Морозко перед смертью. (ответы учащихся) - Итак, Морозко совершил подвиг. Как вы думаете, легко ли совершать подвиги? ( Высказывания учащихся, размышления)
1 педагог:
- Время было сложное, именно в это время совершалось большое количество подвигов. Максим Горький писал:
«В жизни всегда есть место подвигам. Особенно если ты защищаешь свою Родину...». Так случилось и в Великую Отечественную войну. Сегодня у нас в гостях руководитель школьного музея Максименко Н.Г., которая расскажет о своем отце.
( Выступление работника школьного музея).
педагог (под тихую музыку)
- Горят как жар слова, иль стынут словно камни,
Зависит от того, чем наделил их ты.
Какими к ним в свой час притронулся руками,
И сколько им отдал душевной теплоты.
2 педагог: Пусть всегда будет мир на земле! На этом урок окончен. (Выставление оценок).
Домашнее задание. Повторить тему «Глагол», желающие учащиеся могут принять участие в конкурсе рисунков по теме «Защитники Отечества».
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}