Проект
Изучение диалектов родного села
через проектно-исследовательскую деятельность школьников
Автор проекта:
Скрипкина О.В., филиал МОУ Нерльская СОШ д.Поречье, Калязинский район
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», Д.С. Лихачев.
Аннотация
Разработка данного проекта обусловлена необходимостью разрешения проблемы, связанной с отсутствием у сельских школьников интереса к живой народной речи, и, как следствие, снижение уровня духовной культуры.
Постановка проблемы
В современном обществе, когда развито техническое оснащение: телевизоры, компьютеры, Интернет - теряется человеческое общение, нет терпимости друг к другу, изменяются нравственные ценности, появляются новые речевые обороты, слова, далекие от русского языка. Диалектная лексика уходит в прошлое с теми жителями, которые постепенно стареют, и получить информацию в будущем будет не от кого. Количество часов, рассчитанных на изучение диалектного материала, содержание программ не ориентировано на изучение региональной специфики диалектной лексики и не позволяет показать богатство и красоту народного слова, его значимость в формировании у школьников духовной культуры, которая включает в себя в первую очередь любовь к своей малой родине. Между тем язык народа – это показатель духовного, культурного уровня носителей этого языка, богатейший источник знания о быте и нравах русского народа. Кроме того, лексика говоров богата словами, отражающими своеобразие природных условий местности.
Актуальность проекта
Литературный язык имеет преимущественно письменную форму. Нормы его закреплены в грамматиках и словарях. Русские диалекты- это корни русского языка, но существуют они только в устной форме. Изучены они далеко не в полной мере и исследовать живые корни родного языка- это очень интересно и актуально, потому что Любовь к Родине начинается с изучения того края, где вырос, с того языка, на котором сказал
первые слова…
Тема исходя из вышесказанного, мы определили тему проекта «Изучение диалектов родного села через проектно-исследовательскую деятельность школьников»
Цель проекта: Формировать интерес учащихся к живой народной речи и устному поэтическому творчеству через проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Научить собирать, исследовать и систематизировать языковой материал.
Формировать у школьников умение создавать творческие работы.
Развивать навыки свободного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников, работать в команде над решением единой проблемы
(коммуникативные компетенции).
Расширить представление о языковых особенностях калязинского говора как составной части культурного наследия
нашего народа.
Воспитывать любовь к малой родине
Гипотеза:
Если включать школьников в проектно – исследовательскую деятельность по изучению диалектной лексики родного села ,то это будет способствовать развитию интереса к живой народной речи и прививать любовь к родному краю.
Участники проекта
Срок реализации проекта: ноябрь-март
План работы над проектом :
I этап – подготовительный (ноябрь- декабрь)
Согласование содержания, цели и задач проекта с администрацией школы, разработка положений
(1-ая неделя ноября).
Планирование проектно-исследовательской деятельности. (1-ая неделя ноября)
Создание творческих групп (1-ая неделя ноября).
Формирование экспертной группы.(1-ая неделя ноября)
Знакомство с теоретическим материалом , литературой по данной теме ( лекции) и самостоятельно
(2-ая неделя ноября).
Встречи с местными жителями, сбор диалектного материала. (декабрь)
2 этап основной (январь –февраль)
Анализ собранного материала (январь).
Творческие работы (сочинения, статьи в газету, рисунки, стихотворения)о выявленных диалектах, частушках, о встречах с местными жителями, интересными людьми
(1-ая неделя февраля).
Проектные работы обучающихся по данной тематике
(1-ая неделя февраля).
Проведение внеклассных занятий с учениками младших классов, используя свои проекты (2-ая неделя февраля).
Посиделки с людьми старшего поколения
«Расскажи, бабушка , как молодушкой была»,
проведение интервью (3-я неделя февраля) .
Создание видеороликов . (4-ая неделя февраля).
Экскурсии в Калязинский краеведческий музей
(в течение месяца).
3 этап заключительный (март)
1) Создание словарика
«Как говорят в Калязинском районе».
2)Конкурс знатоков диалектов
«Говорю по-русски, по -калязински»
3)Оформление выставки рисунков, фотографий, тематических газет, сочинений по теме: «Красиво говорят наши бабушки и деды».
4)Награждение победителей различных конкурсов, проектов.
5) Проведение концерта «Так у нас поют и веселятся» совместно с местными СДК, с родителями, с сельчанами.
Инструментарий
Положение о проведении конкурса творческих работ.
Положение о проведении конкурса знатоков диалектов, проектных работ
и презентаций.
Словари, литература по диалектологии
для учащихся.
Ресурсы Интернета.
Ожидаемые результаты :
учащиеся освоят элементы проектно-исследовательской деятельности;
научатся выполнять творческие работы и проекты;
получат опыт сбора , анализа и систематизирования языкового материала;
Смогут свободно общаться с широким кругом разновозрастных групп собеседников, научатся работать в команде;
Повысят уровень духовной культуры
Список литературы.
Для учащихся
Барашков В.Ф. А как у вас говорят? : книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1986.
Букринская И.А., Кармакова О.Е. Язык русской деревни. – Школьный диалектологический атлас. М. : БСМП «Элекс-Альфа», 2003.
Булатова Л.Н, Касаткин Л.П, Строганова Т.Е. О русских народных говорах. М.: Просвещение, 1975
Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980. Словари
СРНГ: Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П. Филин, Ф.П.Сороколетов. Вып.1-41. [Электронный ресурс]: URL: http://iling.spb.ru/vocabula/srng.
Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – Т. 1-4. – М.: Терра, 1995.
Компьютер с выходом в Интернет
Для педагога:
К. Ф. Захарова, В. Г. Орлова. Диалектное членение русского языка. М.: Наука, 1970. 2-е изд.: М.: Едиториал УРСС, 2004
Русские. Монография Института этнологии и антропологии
Энциклопедия русского языка. Говоры русского языка
Е. В. Николаева. Фонетические особенности южнорусских говоров Тверской области (к проблеме динамики диалекта) (диссертация). Тверь, 2003
Л. Н. .Новикова. Лексика свадебного обряда в тверских говорах. Русская речь, № 1, 2010
Язык русской деревни. Карта 11. Названия ягод
Тематический словарь говоров Тверской области. Выпуск 3. / Авт.-сост.: док. филол. наук Т. В. Кириллова, канд. филол. наук Л. Н. Новикова, Т. В. Габлина, Е. В. Николаева, ассистенты М. Е. Щербакова, М. В. Николаева (Чернышева). — Тверь: ТвГУ, 2004
Русская диалектология, под редакцией Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой, М.: Наука, 1965
Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Под ред. Р. И. Аванесова и С. В. Бромлей, вып. 1. Фонетика. М., 1986; вып. 2. Морфология. М., 1989; вып. 3, ч. 1. Лексика. М., 1998
4