kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект с презентацией "Изучение диалектов родного села".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект
Изучение диалектов родного села
через проектно-исследовательскую деятельность школьников

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», Д.С. Лихачев. 

Аннотация

Разработка данного проекта обусловлена необходимостью разрешения проблемы, связанной с отсутствием  у сельских школьников интереса  к живой народной речи, и, как следствие, снижение уровня духовной культуры.

Постановка проблемы

 В современном обществе, когда развито техническое оснащение: телевизоры, компьютеры, Интернет -  теряется человеческое общение, нет терпимости друг к другу, изменяются нравственные ценности, появляются новые речевые обороты, слова, далекие от русского языка. Диалектная лексика уходит в прошлое с теми жителями, которые постепенно стареют, и получить информацию в будущем будет не от кого. Количество часов, рассчитанных на изучение диалектного материала, содержание программ не ориентировано на изучение региональной специфики диалектной лексики и не позволяет показать богатство и красоту народного слова, его значимость в формировании у школьников духовной культуры, которая включает в себя в первую очередь любовь к своей малой родине. Между тем язык народа – это показатель духовного, культурного уровня носителей этого языка, богатейший источник знания о быте и нравах русского народа. Кроме того, лексика говоров богата словами, отражающими своеобразие природных условий местности.

 Актуальность проекта

Литературный язык имеет преимущественно письменную форму. Нормы его закреплены в грамматиках и словарях. Русские диалекты- это корни русского языка, но существуют они только в устной форме. Изучены они далеко не в полной мере и исследовать живые корни родного языка- это очень интересно и актуально, потому что Любовь к Родине начинается   с изучения  того края, где вырос, с того языка, на котором  сказал
первые слова…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«текст проекта»

Проект
Изучение диалектов родного села
через проектно-исследовательскую деятельность школьников



Автор проекта:

Скрипкина О.В., филиал МОУ Нерльская СОШ д.Поречье, Калязинский район

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», Д.С. Лихачев.

Аннотация

Разработка данного проекта обусловлена необходимостью разрешения проблемы, связанной с отсутствием у сельских школьников интереса к живой народной речи, и, как следствие, снижение уровня духовной культуры.

Постановка проблемы

В современном обществе, когда развито техническое оснащение: телевизоры, компьютеры, Интернет - теряется человеческое общение, нет терпимости друг к другу, изменяются нравственные ценности, появляются новые речевые обороты, слова, далекие от русского языка. Диалектная лексика уходит в прошлое с теми жителями, которые постепенно стареют, и получить информацию в будущем будет не от кого. Количество часов, рассчитанных на изучение диалектного материала, содержание программ не ориентировано на изучение региональной специфики диалектной лексики и не позволяет показать богатство и красоту народного слова, его значимость в формировании у школьников духовной культуры, которая включает в себя в первую очередь любовь к своей малой родине. Между тем язык народа – это показатель духовного, культурного уровня носителей этого языка, богатейший источник знания о быте и нравах русского народа. Кроме того, лексика говоров богата словами, отражающими своеобразие природных условий местности.

Актуальность проекта

Литературный язык имеет преимущественно письменную форму. Нормы его закреплены в грамматиках и словарях. Русские диалекты- это корни русского языка, но существуют они только в устной форме. Изучены они далеко не в полной мере и исследовать живые корни родного языка- это очень интересно и актуально, потому что Любовь к Родине начинается с изучения того края, где вырос, с того языка, на котором сказал
первые слова…

Тема исходя из вышесказанного, мы определили тему проекта «Изучение диалектов родного села через проектно-исследовательскую деятельность школьников»

Цель проекта: Формировать интерес учащихся к живой народной речи и устному поэтическому творчеству через проектно-исследовательскую деятельность


Задачи:

    1. Научить собирать, исследовать и систематизировать языковой материал.

    2. Формировать у школьников умение создавать творческие работы.

    3. Развивать навыки свободного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников, работать в команде над решением единой проблемы
      (коммуникативные компетенции).

    4. Расширить представление о языковых особенностях калязинского говора как составной части культурного наследия
      нашего народа.

    5. Воспитывать любовь к малой родине

Гипотеза:

Если включать школьников в проектно – исследовательскую деятельность по изучению диалектной лексики родного села ,то это будет способствовать развитию интереса к живой народной речи и прививать любовь к родному краю.


Участники проекта

  • учителя русского языка ОУ

  • учащиеся 6 классов

  • родители

  • писатели-земляки

  • жители окрестных сел и деревень

  • заведующие сельскими ДК

  • библиотекари

Срок реализации проекта: ноябрь-март

План работы над проектом :

I этап – подготовительный (ноябрь- декабрь)

  1. Согласование содержания, цели и задач проекта с администрацией школы, разработка положений
    (1-ая неделя ноября).

  2. Планирование проектно-исследовательской деятельности. (1-ая неделя ноября)

  3. Создание творческих групп (1-ая неделя ноября).

  4. Формирование экспертной группы.(1-ая неделя ноября)

  5. Знакомство с теоретическим материалом , литературой по данной теме ( лекции) и самостоятельно
    (2-ая неделя ноября).

  6. Встречи с местными жителями, сбор диалектного материала. (декабрь)


2 этап основной (январь –февраль)

  • Анализ собранного материала (январь).

  • Творческие работы (сочинения, статьи в газету, рисунки, стихотворения)о выявленных диалектах, частушках, о встречах с местными жителями, интересными людьми
    (1-ая неделя февраля).

  • Проектные работы обучающихся по данной тематике
    (1-ая неделя февраля).

  • Проведение внеклассных занятий с учениками младших классов, используя свои проекты (2-ая неделя февраля).

  • Посиделки с людьми старшего поколения
    «Расскажи, бабушка , как молодушкой была»,
    проведение интервью (3-я неделя февраля) .

  • Создание видеороликов . (4-ая неделя февраля).

  • Экскурсии в Калязинский краеведческий музей
    (в течение месяца).

3 этап заключительный (март)
1) Создание словарика
«Как говорят в Калязинском районе».

2)Конкурс знатоков диалектов
«Говорю по-русски, по -калязински»

3)Оформление выставки рисунков, фотографий, тематических газет, сочинений по теме: «Красиво говорят наши бабушки и деды».

4)Награждение победителей различных конкурсов, проектов.

5) Проведение концерта «Так у нас поют и веселятся» совместно с местными СДК, с родителями, с сельчанами.

Инструментарий

Положение о проведении конкурса творческих работ.

Положение о проведении конкурса знатоков диалектов, проектных работ
и презентаций.

Словари, литература по диалектологии
для учащихся.

Ресурсы Интернета.

Ожидаемые результаты :

  • учащиеся освоят элементы проектно-исследовательской деятельности;

  • научатся выполнять творческие работы и проекты;

  • получат опыт сбора , анализа и систематизирования языкового материала;

  • Смогут свободно общаться с широким кругом разновозрастных групп собеседников, научатся работать в команде;

  • Повысят уровень духовной культуры

Список литературы.

Для учащихся

Барашков В.Ф. А как у вас говорят? : книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1986.

Букринская И.А., Кармакова О.Е. Язык русской деревни. – Школьный диалектологический атлас. М. : БСМП «Элекс-Альфа», 2003.

Булатова Л.Н, Касаткин Л.П, Строганова Т.Е. О русских народных говорах. М.: Просвещение, 1975

Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М., 1980. Словари

СРНГ: Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П. Филин, Ф.П.Сороколетов. Вып.1-41. [Электронный ресурс]: URL: http://iling.spb.ru/vocabula/srng.

Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – Т. 1-4. – М.: Терра, 1995.

Компьютер с выходом в Интернет

Для педагога:

  1. К. Ф. Захарова, В. Г. Орлова. Диалектное членение русского языка. М.: Наука, 1970. 2-е изд.: М.: Едиториал УРСС, 2004

  2. Русские. Монография Института этнологии и антропологии

  3. Энциклопедия русского языка. Говоры русского языка

  4. Е. В. Николаева. Фонетические особенности южнорусских говоров Тверской области (к проблеме динамики диалекта) (диссертация). Тверь, 2003

  5. Л. Н. .Новикова. Лексика свадебного обряда в тверских говорах. Русская речь, № 1, 2010

  6. Язык русской деревни. Карта 11. Названия ягод

  7. Тематический словарь говоров Тверской области. Выпуск 3. / Авт.-сост.: док. филол. наук Т. В. Кириллова, канд. филол. наук Л. Н. Новикова, Т. В. Габлина, Е. В. Николаева, ассистенты М. Е. Щербакова, М. В. Николаева (Чернышева). — Тверь: ТвГУ, 2004

  8. Русская диалектология, под редакцией Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой, М.: Наука, 1965

  9. Диалектологический атлас русского языка. Центр Европейской части СССР. Под ред. Р. И. Аванесова и С. В. Бромлей, вып. 1. Фонетика. М., 1986; вып. 2. Морфология. М., 1989; вып. 3, ч. 1. Лексика. М., 1998

4


Просмотр содержимого презентации
«проект рус.яз.»

Изучение диалектов родного села через проектно-исследовательскую деятельность школьников. Скрипкина О.В. – учитель русского языка и литературы МОУ Нерльская СОШ д.Поречье

Изучение диалектов родного села через проектно-исследовательскую деятельность школьников.

Скрипкина О.В. – учитель

русского языка и литературы

МОУ Нерльская СОШ

д.Поречье

Воспитание любви к родному краю,  к родной культуре…,  к родной речи –  задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать.  Д.С. Лихачев.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Д.С. Лихачев.

Аннотация  Разработка данного проекта обусловлена необходимостью разрешения проблемы,  связанной с отсутствием  у сельских школьников интереса  к живой народной речи, и, как следствие, снижение уровня духовной культуры.

Аннотация

Разработка данного проекта обусловлена необходимостью разрешения проблемы, связанной с отсутствием у сельских школьников интереса к живой народной речи, и, как следствие, снижение уровня духовной культуры.

Постановка проблемы

Постановка проблемы

  • теряется человеческое общение, изменяются нравственные ценности;
  • появляются новые речевые обороты, слова, вытесняющие исконно русскую лексику;
  • стареют носители языка;
  • содержание программ не ориентировано на изучение региональной специфики диалектной лексики;
  • язык народа – это показатель духовного, культурного уровня каждого человека.
Актуальность проекта Любовь к Родине начинается  с изучения того края, где вырос,  с того языка, на котором сказал  первые слова…

Актуальность проекта

Любовь к Родине начинается с изучения того края, где вырос, с того языка, на котором сказал первые слова…

Тема : «Изучение диалектов  родного села  через проектно-исследовательскую деятельность школьников»

Тема :

«Изучение диалектов родного села через проектно-исследовательскую деятельность школьников»

Цель проекта:   Формировать интерес учащихся  к живой народной речи и  устному поэтическому творчеству  через проектно-исследовательскую деятельность

Цель проекта:

Формировать интерес учащихся к живой народной речи и устному поэтическому творчеству через проектно-исследовательскую деятельность

Задачи :   Научить собирать , исследовать и систематизировать языковой материал. Формировать у школьников умение создавать творческие работы. Развивать навыки свободного общения  с широким кругом разновозрастных групп собеседников, работать в команде над решением единой проблемы  (коммуникативные компетенции). Расширить представление о языковых особенностях калязинского говора как составной части культурного наследия  нашего народа. Воспитывать любовь к малой родине. Научить собирать , исследовать и систематизировать языковой материал. Формировать у школьников умение создавать творческие работы. Развивать навыки свободного общения  с широким кругом разновозрастных групп собеседников, работать в команде над решением единой проблемы  (коммуникативные компетенции). Расширить представление о языковых особенностях калязинского говора как составной части культурного наследия  нашего народа. Воспитывать любовь к малой родине.

Задачи :

  • Научить собирать , исследовать и систематизировать языковой материал. Формировать у школьников умение создавать творческие работы. Развивать навыки свободного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников, работать в команде над решением единой проблемы (коммуникативные компетенции). Расширить представление о языковых особенностях калязинского говора как составной части культурного наследия нашего народа. Воспитывать любовь к малой родине.
  • Научить собирать , исследовать и систематизировать языковой материал.
  • Формировать у школьников умение создавать творческие работы.
  • Развивать навыки свободного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников, работать в команде над решением единой проблемы (коммуникативные компетенции).
  • Расширить представление о языковых особенностях калязинского говора как составной части культурного наследия нашего народа.
  • Воспитывать любовь к малой родине.

Гипотеза Если включать школьников  в проектно –исследовательскую деятельность по изучению диалектной лексики родного села, то это будет способствовать воспитанию интереса к живой народной речи и  любви к родному краю.

Гипотеза

Если включать школьников в проектно –исследовательскую деятельность по изучению диалектной лексики родного села, то это будет способствовать воспитанию интереса к живой народной речи и любви к родному краю.

Участники проекта:  учителя русского языка ;  учащиеся 6-х классов; родители; писатели-земляки; жители окрестных  сел и деревень; заведующие сельскими ДК; библиотекари .   Срок реализации проекта:  ноябрь-март.

Участники проекта:

  • учителя русского языка ;
  • учащиеся 6-х классов;
  • родители;
  • писатели-земляки;
  • жители окрестных сел и деревень;
  • заведующие сельскими ДК;
  • библиотекари .

Срок реализации проекта:

ноябрь-март.

План работы над проектом I этап – подготовительный ( ноябрь-  декабрь)

План работы над проектом

I этап – подготовительный ( ноябрь- декабрь)

  • Согласование содержания, цели и задач проекта с администрацией школы, разработка положений (1-ая неделя ноября).
  • Планирование проектно-исследовательской деятельности. (1-ая неделя ноября)
  • Создание творческих групп (1-ая неделя ноября).
  • Формирование экспертной группы.(1-ая неделя ноября)
  • Знакомство с теоретическим материалом , литературой по данной теме ( лекции) и самостоятельно (2-ая неделя ноября).
  • Встречи с местными жителями, сбор диалектного материала. (декабрь)
II этап – основной  (январь-февраль)   Анализ собранного материала(январь). Творческие работы (сочинения, статьи в газету, рисунки, стихотворения)о выявленных диалектах, частушках, о встречах с местными жителями, интересными людьми  (1-ая неделя февраля).  Проектные работы обучающихся по данной тематике  (1-ая неделя февраля).  Проведение внеклассных занятий с учениками младших классов, используя свои проекты (2-ая неделя февраля). Посиделки с людьми старшего поколения  «Расскажи , бабушка , как молодушкой была»,  проведение интервью (3-я неделя февраля) . Создание видеороликов . (4-ая неделя февраля). Экскурсии в Калязинский краеведческий музей  (в течение месяца).

II этап – основной (январь-февраль)

  • Анализ собранного материала(январь).
  • Творческие работы (сочинения, статьи в газету, рисунки, стихотворения)о выявленных диалектах, частушках, о встречах с местными жителями, интересными людьми (1-ая неделя февраля).
  • Проектные работы обучающихся по данной тематике (1-ая неделя февраля).
  • Проведение внеклассных занятий с учениками младших классов, используя свои проекты (2-ая неделя февраля).
  • Посиделки с людьми старшего поколения «Расскажи , бабушка , как молодушкой была», проведение интервью (3-я неделя февраля) .
  • Создание видеороликов . (4-ая неделя февраля).
  • Экскурсии в Калязинский краеведческий музей (в течение месяца).

III этап – заключительный (март)   Создание словарика  «Как говорят в Калязинском районе». 2)Конкурс знатоков диалектов  «Говорю по-русски , по -калязински» 3)Оформление выставки рисунков , фотографий, тематических газет, сочинений по теме:  «Красиво говорят наши бабушки и деды». 4)Награждение победителей различных конкурсов, проектов. 5) Проведение концерта «Так у нас поют и веселятся» совместно с местными СДК, с родителями , с сельчанами.

III этап – заключительный (март)

  • Создание словарика «Как говорят в Калязинском районе».

2)Конкурс знатоков диалектов «Говорю по-русски , по -калязински»

3)Оформление выставки рисунков , фотографий, тематических газет, сочинений по теме: «Красиво говорят наши бабушки и деды».

4)Награждение победителей различных конкурсов, проектов.

5) Проведение концерта «Так у нас поют и веселятся» совместно с местными СДК, с родителями , с сельчанами.

Инструментарий  Положение о проведении конкурса творческих работ.  Положение о проведении конкурса знатоков диалектов, проектных работ  и презентаций. Словари, литература по диалектологии  для учащихся(см. приложение). Ресурсы Интернета.

Инструментарий

  • Положение о проведении конкурса творческих работ.
  • Положение о проведении конкурса знатоков диалектов, проектных работ и презентаций.
  • Словари, литература по диалектологии для учащихся(см. приложение).
  • Ресурсы Интернета.

Ожидаемые результаты :

Ожидаемые результаты :

  • учащиеся освоят элементы проектно-исследовательской деятельности;
  • научатся выполнять творческие работы и проекты;
  • получат опыт сбора , анализа и систематизирования языкового материала;
  • Смогут свободно общаться с широким кругом разновозрастных групп собеседников, научатся работать в команде;
  • Повысят уровень духовной культуры
Благодарю  за  внимание !

Благодарю

за внимание !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательский проект с презентацией "Изучение диалектов родного села".

Автор: Скрипкина Ольга Вадимовна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164242


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства