Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Введение в новый раздел. Работа с рисунками к разделу «Текст». – Рассмотрите центральный кадр фотоплёнки. Прочитайте слова, которые держат наши герои. – К чему эти слова можно отнести? (К тексту: вверху есть название раздела – «Текст».) – Какие тексты вы знаете? (Сказка, рассказ, стихотворение и т.п.) – По каким признакам можно догадаться, что речь в этом разделе пойдёт о тексте? (По словам заголовок, начало, середина, конец, которые есть у любого рассказа, сказки.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | – На основе названия раздела назовите вопросы, на которые нужно будет найти ответ. – Что такое текст? – Какие признаки есть у текста? – Как отличить текст от не текста? (Предложения, нескольких предложений?) – Какие бывают тексты? 1. Опрос. – Можно ли одно предложение назвать текстом? (Нет.) – Сколько в тексте должно быть предложений? (2 и больше.) – Любые ли предложения составляют текст? (Нет.) – В каком случае несколько предложений будут текстом? (Они должны быть связаны между собой по смыслу.) 2. Работа по учебнику. Наблюдение с целью выявления признаков текста. Упр. 29 – развивается умение отличать текст от набора предложений. После чтения двух отрывков возможны такие вопросы: – Что общего в двух приведённых отрывках? (Состоят из нескольких предложений, первые предложения одинаковые.) – В чём различие? (В первом отрывке говорится не только об обезьяне, но и о медвежатах, о солнышке, книге, луге, между ними нет никакой связи; во втором отрывке говорится только об обезьяне и горохе, что произошло с ней, все предложения связаны между собой по смыслу, здесь можно найти начало, середину и конец.) – Прочитайте во втором отрывке только начало, затем середину, потом конец. Сколько предложений оказалось в середине? (3.) – Какое ещё внешнее отличие вы заметили? (У второго отрывка есть название – заголовок и автор.) – Какой отрывок можно назвать текстом? (Второй.) – Что это за текст, к какому виду его можно отнести? (Рассказ.) – Назовите признаки текста: – состоит из нескольких предложений; – предложения связаны по смыслу; – можно выделить начало, середину и конец; – есть заголовок (можно подобрать, если его нет). Дополнительные вопросы (по заданиям в учебнике). – Почему выделены слова горох и горошина? (Однокоренные.) Что такое горошина? (Одно зёрнышко гороха.) Запись слов в тетрадях, подчёркивание опасных мест. – А ещё почему выделены эти слова? (Они важны для понимания текста, слово горох вынесено в заглавие.) – Как вам кажется, всё дело было в горохе или в обезьяне? (Обезьяна была не очень умная.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | Работа в учебнике. Упр. 30 – развивается умение по названию определять содержание текста. Вопросы и задания: – Какие есть «подсказки», что это текст? (Название и указание, что это сказка.) – Приведите ещё доказательства того, что перед вами текст. (Предложения связаны по смыслу, есть начало, середина, конец.) – Чем отличается этот текст от текста в упр. 29? (В этом тексте нет автора, так как указано, что сказка русская, она создана народом.) – Что можно предположить по названию? (О чём будет текст.) – О чём же этот текст, действительно ли о помощи лошади? Словарная работа (лошадь, лошадёнка) по предложенным заданиям. Лингвистический эксперимент. Учитель читает тот же текст, но предложения переставляет в произвольном порядке. – Можно ли назвать прочитанное мною текстом? (Нет, ничего не понятно.) – Но предложения те же самые. Что же произошло? (Нарушен их порядок.) – Опираясь на наш эксперимент (опыт), сформулируйте ещё один признак текста. Вывод. Предложения в тексте должны быть расположены в определённом порядке. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Ответьте на главный вопрос, поставленный в начале урока. – Что такое текст? (Группа (несколько) предложений, связанных по смыслу, расположенных в строгом порядке.) – Убедитесь в правильности своего ответа, выполнив задание №1 (Тема 3) в «Рабочей тетради», 2-й кл. Проверьте себя с помощью ключа в приложении. – Прочитайте тот отрывок, который можно назвать текстом. – Докажите, что три других варианта нельзя назвать текстами: 1) предложения не связаны, между ними нет порядка, поэтому трудно понять, о чём говорится; 2) только одно предложение; 3) 1-е и 2-е предложения – о пингвинах, а последнее – о морже, т.е. они совершенно не связаны друг с другом. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |