- обучать умению вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-развить умение формулировать определение понятий;
-обогащать словарный запас обучающихся;
-совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- развивать речевые умения с опорой на изученный грамматический материал;
- развивать умение работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;
- обучать умению вступать в диалог, решать проблемы, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-развить умение формулировать определение понятий;
-обогащать словарный запас обучающихся;
-совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- развивать речевые умения с опорой на изученный грамматический материал;
- развивать умение работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, прогнозировать содержание текста по первому предложению, логически выстраивать план повествования, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;
1. Организационный момент: организация группы на учебную деятельность (1мин.)
Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин)
Приветственное слово преподавателя.
Что мы изучали на предыдущих уроках? (стили речи) Назовите их.
Ни один стиль речи мы не сможем определить без того, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке. О чем пойдет речь, вы догадаетесь сами, ответив на вопрос интеллектуальной разминки.
(Интеллектуальная разминка)
- Какие звуки и буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово.
Что получилось? Слайд №2
Гла [д] кий
Спл . тать
Ак (?) уратный
Бе (?) крайний
Сла [д] кий
Приветствие обучающихся.
Отвечают на поставленный вопрос:
(текст)
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Практика опережающего обучения.
2. Обсуждение темы, цели и задач урока (2 мин).
Сформулируйте, пожалуйста тему сегодняшнего урока.
Какой должна быть цель сегодняшнего урока? Слайд №1
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради число, тему урока.
Цель урока:закрепить знания о тексте и его признаках; повысить уровень определения типов речи.
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3.Актуализация опорных знаний
(6 минут)
1) Вспомним то, что вы уже знаете по теме «Текст». Посмотрите на экран. Слайд №3 Прочитайте утверждения, согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически (да)
Грамматически предложения в тексте связаны при помощи местоимений (этот, те, он), наречий (там, здесь, тут), синонимов (художник, живописец, автор картины) (да)
Текстом можно назвать сложное предложение, части которого сильно осложнены (нет, одно предложение не может быть текстом)
В любом тексте есть тема, основная мысль и заголовок (нет, заголовок может отсутствовать, однако любой текст можно озаглавить)
Все предложения в тексте стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя (да)
Текст неделим, его нельзя разделить на части (нет, можно разделить на тома, главы, абзацы)
2) Текст – это главный «герой» нашего урока. Какие слова с тем же корнем знаете? (Текстиль, текстура) Слайд №4
- К каким словарям нужно обратиться, чтобы понять связь слов ТЕКСТ, ТЕКСТИЛЬ, ТЕКСТУРА? (Этим., иностр. слов)
Этимологически слова «текст» и «текстиль» связаны с латинским корнем «ткань». Заимствовано в ХVIIIв. из немецкого языка, где ТЕХТ/ лат. Textus / - “словесное единство”, “ткань”, производное от texo “тку”(Этимологический словарь Н.М. Шанского) Слайд №5
В чём же эта связь? Чтобы помочь Вам, даю подсказку. Найдите «пятое лишнее слово» в следующей интеллектуальной разминке (кстати, как Вы определили, что оно лишнее?) (сплетать) Слайд №6
Действительно, слова в тексте «сплетены», т. е. связаны друг с другом. И это главное.
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют ответы.
Из предложенных слов выбирают «лишнее»
Гладкий Сплетать
Аккуратный
Бескрайний Сладкий
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности
4. Повторение темы «Текст. Признаки текста».
(7 минут).
1). - Рассмотрите таблицу «Признаки текста» и допишите вместо точек необходимые слова. Слайд №7
- Сравните с заполненной таблицей. Слайд №8
2). - Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему?
(предложения даны не по порядку) Слайд №9
А). Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
Б). Бойтесь пустого красноречия.
В), Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли.
Г). А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. (БАГВ) Клик
3). - Значит, важнее всего в тексте его смысловая связность. Рассмотрите ОК (опорный конспект) «Смысловая связность текста» и составьте связное высказывание по заданной теме. Связь в тексте бывает смысловой и грамматической.
Слайд №10
Записывают в тетради таблицу, сравнивают, исправляют ошибки.
Устная работа, отвечают на поставленный вопрос.
Обучающийся у доски отвечает, используя опорный конспект.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи.)
5. Индивидуальная работа: «Проверь себя» (тест)
(4 минуты).
Задание: выберите правильный вариант ответа. (приложение №1)
1. Текст — это:
А высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;
Б высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
А полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;
Б наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
3. Членимость — это свойство текста:
А делиться на предложения, абзацы, части, главы;
Б делиться на три части.
4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:
А раскрытии авторского замысла;
Б последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:
А наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;
Б ключевых словах текста.
6. Микротема — это:
А идея, заключённая в первом абзаце;
Б «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
Выполняют самостоятельно задание, затем
Проверяют свои ответы (по эталонному образцу): 1б 2а 3а 4б 5б 6б
УУД: регулятивные (работа с тестом: отвечают на вопросы теста, самопроверка).
6. Повторение функционально-смысловых типов речи.
(3 минуты).
- Итак, мы вспомнили, что такое текст и каковы его основные признаки. Но вы знаете, что тексты бывают разные. В зависимости от коммуникативной задачи различают несколько типов. Какие 3 основных типа текста вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).
Слайды №11,12,13 - Угадайте по перечисленным признакам тип речи. Как вы это определили?
Подсказка: - Чтобы легче было определить тип речи, можно использовать «приём фотографирования». Сколько кадров сделал бы фотограф, чтобы проиллюстрировать текст – описание? (один). Образно говоря, текст-описание – это один «слайд»
Сколько для текста повествования? (много кадров) Это целый фильм.
Можно ли проиллюстрировать текст – рассуждение? Почему?
(Нет, поскольку это умозаключения, цепочка аргументов в доказательство или опровержение основной мысли - тезиса)
- Как строится текст - описание, повествование, рассуждение? Какова композиция каждого типа?
(описание: общее впечатление -раскрытие признаков - оценка;
Фронтально отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
Делают самостоятельно краткие записи в тетради для дальнейшей работы.
УУД: регулятивные (работа с тестом: отвечают на вопросы теста, самопроверка).
7. Работа в командах.
(10 минут).
Три команды работают с текстами (приложение №2):
1). Индивидуальная письменная работа с текстом по заданиям (с «полётным» повторением орфографии).
Тексты для работы в командах.
Команда №1.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.
• Озаглавьте текст.
• Объясните значение слова «сухие»
• Определите тип речи (рассуждение).
• Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.
Повар — это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания.
Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим волшебником. Он может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса.
Команда №2.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.
• Озаглавьте текст.
• Объясните значение слова «миссию»
• Определите тип речи (повествование).
Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать — это древнейшая профессия. Как только пещерные люди приручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шеф — повар.
В дальнейшем профессия повар получила своё воплощение в оказании услуг по приготовлению пищи для богатых и знатных людей и только с развитием ресторанного бизнеса эта профессия приобрела массовость.
Команда №3.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.
• Озаглавьте текст.
• Объясните значение слова «натюрморт»
• Назовите слова, со значением которых вы уже успели познакомиться на уроках спецдисциплин.
Повар — это не просто человек, которые колдует на кухне. Он должен знать многое: структуру и специфику работы предприятий общественного питания, санитарные нормы, правила техники безопасности.
Кроме того, повару необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах составления меню, технологии приготовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо подать красиво, создавая из каждого блюда уникальный, неповторимый натюрморт.
2). Задание для тех, кто справился с текстом раньше других:
- выписать из текста 3 – 5 слов с проверяемыми гласными в корне, подобрать проверочные слова;
3). Один человек из группы зачитывает текст и отвечает на вопросы, остальные дополняют. Ошибки проверит преподаватель после урока.
Группа №4 (5 человек) - проектная команда, которая работает над созданием мини – проекта «Шпаргалка для товарища» (приложение №3,№4).
Выполняют письменно задания.
Готовят капитана команды к ответу, представитель команды дает устный ответ, остальные помогают, дополняют.
Индивидуальные задания для шустриков.
В это время проектная команда начинает работать над мини-проектом (с использованием схем и дополнительных источников информации).
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
8. Презентация созданного мини-проекта.
(2 минуты).
1). Слово руководителю проектной команды: Слайды №15№16№17
(что такое проект, как создавался проект, продукт проекта - буклет и его история)
2). Характеристика мини-проекта «Шпаргалка для товарища» (буклет) по плану:
- по деятельности (творческий, информационный, исследовательский, прикладной);
- по продолжительности: долгосрочный (2 и более уроков) и
краткосрочный (мини-проекты);
- по количеству участников (индивидуальный, групповой);
- по содержанию (межпредметный, монопредметный).
3). Тиражирование буклета для всех обучающихся.
Выступление руководителя проектной команды:
характеристика мини-проекта «Шпаргалка для товарища» (буклет) по плану
- по деятельности
-по продолжительности
-по количеству участников
- по содержанию
-тиражирование буклета для всех обучающихся.
УУД: познавательные (опираются на уже известное).
9. Оценка мини-проекта от каждой группы.
(2 минуты).
Предлагаю оценить работу проектной команды по критериям «5 П»
Слайд № 18
Правильно
Просто
Понятно
Полезно
Привлекательно
Оценивают работу проектной команды по критериям «5 П»
Правильно
Просто
Понятно
Полезно
Привлекательно(каждая команда выставляют свои оценки и аргументирует их)
УУД: регулятивные (использование на уроке технологии проектной деятельности)
10. Оценка мини-проекта преподавателем.
(1 минута).
Преподаватель дает оценку мини-проекту по следующим критериям:
- активность обучающихся
- креативность
- качество работы
- объём использованных источников.
Высказывают свое мнение по данному вопросу.
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
11. Обобщение материала по теме урока.
(2 минуты).
Фронтальная работа с опорой на созданный командой буклет.
Фронтально отвечают на вопросы преподавателя
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
12.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
(2 минуты)
Преподаватель предлагает заполнить таблицу, которая находится перед каждым обучающимся (приложение №5).
- В каждом столбике отметьте близкое вам понятие.
Плюс
Минус
Интересно
+
Понравилось
Понятно
Полезно
-
Не понравилось
Непонятно
Бесполезно
!
Любопытные факты есть
Интересно работать в группе
Заполняют таблицу и сдают преподавателю.
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
13.Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.
(2 минуты).
. Слайд №20
1). По «шпаргалке для товарища» повторить материал по теме «Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи».
2). Написать продолжение текста (4 – 5 предложений), спрогнозировав содержание, стиль и тип речи по 1-ому предложению: «Началась учебная практика…»
Преподаватель называет оценки, которые он выставит за устные ответы. После проверки тетрадей будут выставлены оценки за письменную работу.
Запись обучающимися задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Индивидуальная работа: «Проверь себя»
1. Текст — это:
А высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу;
Б высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:
А полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке;
Б наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
3. Членимость — это свойство текста:
А делиться на предложения, абзацы, части, главы;
Б делиться на три части.
4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:
А раскрытии авторского замысла;
Б последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:
А наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств;
Б ключевых словах текста.
6. Микротема — это:
А идея, заключённая в первом абзаце;
Б «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Команда №1.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.
• Озаглавьте текст.
• Объясните значение слова «сухие»
• Определите тип речи.
• Выпишите предложение, в котором содержится основная мысль текста.
Повар — это человек, к..торый зан..мается пр..готовлением пищи в з..ведениях обществе(н,нн)ого п..тания. Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере ох..рактеризовать поварскую профе(с,сс)ию. Потому что повара иногда называют настоящим в..лшебником. Он может из самых обыкнове(н,нн)ых продуктов пр..готовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса.
Команда №2.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.
• Озаглавьте текст.
• Объясните значение слова «миссию»
• Определите тип речи.
Пр..фе(с,сс)ия повар развивалась вместе с ц..вилизацией, так что можно сказать — это древнейшая пр..фе(с,сс)ия. Как только пещерные люди пр..ручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеме(н,нн)иков мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную ми(с,сс)ию только ему. В дальнейшем пр..фе(с,сс)ия повар получила своё в..площение в оказании услуг по пр..готовлению пищи для богатых и знатных людей, и только с развитием рестора(н,нн)ого бизнеса эта пр..фе(с,сс)ия пр..обрела ма(с,сс)овость.
Команда №3.
• Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.
• Озаглавьте текст.
• Объясните значение слова «натюрморт»
• Назовите слова, со значением которых вы уже успели познакомиться на уроках спецдисциплин.
Повар — это не просто человек, который колдует на кухне. Он должен знать многое: структуру и сп..цифику работы предприятий обществе(н,нн)ого питания, санитарные нормы, правила техники б..зопасности. Кроме того, повару н..обходимы знания о составе пищи и ее к..лорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах с..ставления меню, т..хнологии пр..готовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо подать кр..сиво, создавая из каждого блюда уникальный, (не)повторимый н..тюрморт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструкция для проектной команды.
1. Выберите подходящий для темы урока вид проекта (творческий, информационный, исследовательский, прикладной)
2.Ознакомьтесь с особенностями информационного проекта.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; анализ и обобщение фактов.
Структура информационного проекта:
- цель проекта
- предмет информационного поиска
- источники информации
- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление
с известными фактами, аргументированные выводы)
- результаты информационного поиска (статья, доклад, таблица,буклет...)
- презентация.
Алгоритм создания учебного проекта:
Проблема проекта «Почему?» (практическая значимость) Актуальность проблемы
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование
Результат «Что получится?» (продукт) Решение проблемы
Презентация «Как выглядит?» (показ продукта)
Рефлексия Оценка (учитель, группа, эксперт)
3. Определитесь в целях своей проектной деятельности:
- повторить известное по теме урока
- узнать новое по теме урока
- используя различные информационные источники, приготовить «шпаргалку для товарища» по теме урока.
4.Выберите наиболее подходящую, на ваш взгляд, форму для проекта
(«продукт»):
- статья - таблица - схема
- буклет - доклад - брошюра
5. Дайте характеристику своему проекту по следующим параметрам:
- по деятельности (творческий, информационный, исследовательский,
прикладной);
- по продолжительности: долгосрочный (2 и более уроков) и
краткосрочный (мини-проекты);
- по количеству участников (индивидуальный, групповой);
- по содержанию (межпредметный, монопредметный).
6. Учитывайте требования к презентации мини-проекта:
- излагать свои мысли сжато
- выстраивать сообщение логически связно
- готовить наглядность
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дополнительные информационные источники
для проектной команды
1). ИСТОРИЯ БУКЛЕТОВ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА
Полагают, что слово буклет произошло от французского bouclette, но в современном французском языке это слово означает «колечко» и ткань. Полиграфический буклет французы называют Le depliant (depliante означает «складной»). В Средние века, чтобы сделать лист с сообщением меньше, бумагу не складывали, а сворачивали в рулон. Название бумаг, сложенных с помощью сгиба, могло быть заимствовано от прежнего «колечка» из бумаги.
Booklet в английском языке означает «маленькая книжка», хотя дословный перевод звучит, как «выпуск книги». Более точное соответствие слова знакомому нам смыслу встречается в немецком языке. Здесь уменьшительный суффикс -lein образует слово buchlein – «маленькая книга» (в Средние века – небольшой лирический стих). Немецкое buchlein могло наделить созвучные слова известным значением, с которым слово «буклет» и получило распространение в других языках.
Таким образом история сложенного в несколько слоёв листа бумаги уходит в Средние века. Буклеты, близкие по виду к современному, появлялись на протяжении всей последующей истории в виде приглашений, меню, путеводителей, театральных программ, книжных анонсов, описаний для предлагаемых товаров и т.д. В XIX веке с развитием промышленного производства изделий из бумаги буклеты заняли уже сформированную нишу формата, ориентированного на краткую, но эффектную презентацию рекламного или информационного сообщения.