kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Притяжательные местоимения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Притяжательные местоимения

(урок-путешествие по родному краю в 6 классе)

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение с учащимися  грамматических и смысловых особенностей притяжательных местоимений; расширение понятия «притяжательные местоимения» и их признаков.
  2. Развитие умения исследовать материал, учить делать выводы на основе наблюдения, совершенствовать работу по развитию речи учащихся.
  3. Воспитание патриотизма, любви к родному краю, природе Калмыкии; воспитание умения общаться, самодисциплины.
  4. Привитие умений и навыков по работе с текстом.

 

Оборудование: медиапроектор, экран, учебник, тетрадь, таблица с 

                           разрядами местоимений, макет.

Форма: урок-путешествие

 

Ход урока

  1. Чтение учителем стихотворения:

 

Взгляд родины – взгляд матери моей.

Его встречая, чувствую волненье:

Так мало я наполнил светом дней,

Чтоб свет сиял для новых поколений.

     Сберечь бы наши редкие цветы,

     Все родники кипучие, все травы.

     И обращаться с родиной на ты,

     У предков получив на это право.

 

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами  отправимся в путешествие. Экскурсоводом буду я, меня зовут Ольга Геннадьевна. Мы совершим путешествие по Калмыкии, увидим красоту родного края, калмыцкой степи, побываем на улицах столицы нашей Республики, вспомним творчество калмыцких писателей и поэтов.

Любое путешествие невозможно представить без общения, а какое общение без местоимений?! Ведь местоимения по частоте употребления в речи занимают 4 место. Сегодня мы повторим изученное о местоимениях, остановимся на притяжательных местоимениях и научимся их применять в устной и письменной речи. Запишите в тетрадях число и тему урока.

 

II. Повторение изученного

- Символ Калмыкии – её бескрайние степи, не раз воспетые русскими и калмыцкими поэтами.

(Учитель читает стихотворение)

Где б ни бывал, повсюду степь со мной

В дневных заботах или в час ночной:

То девушкой привидится она;

То явится, как мама, невзначай,

И приготовит мне калмыцкий чай.

 

- Итак, мы в калмыцкой степи.

 (зарисовка степи, появляется текст о Калмыкии)

Посмотрите на экран, перед вами отрывок из произведения украинского поэта Миколы Бажана о калмыцкой степи (учитель читает текст, звучит музыка):

 

Я до сих пор храню в своей памяти бескрайние просторы калмыцкой

степи, горьковато-пряный запах серебристой полыни, ковыля, пожухлых трав. И над просторной землёй высокое огромное небо, чистое, безоблачное, мерцающее переливами осеннего, ещё горячего воздуха. Что слышится вдали? Издалека несётся  эхо протяжной песни джангарчи, который сидит около большой узорчатой юрты в кругу внимательных слушателей. Ощущаешь себя затерянным в бескрайней калмыцкой степи.

 

- Поработаем  с текстом. Вы, конечно, обратили внимание на наличие местоимений в нём.

- Ребята, у вас на столах есть таблица, найдите в тексте местоимения и распределите их по разрядам, заполняя таблицу (два человека с обратной стороны доски заполняют таблицу):

 

Разряды местоимений

Примеры

Личные

я

Возвратное

себя

Вопросительные

что

Относительное

который

Притяжательное

своей

III. Повторение грамматических особенностей  притяжательных местоимений

 -  Мы продолжаем наше путешествие и давайте остановимся в жемчужине нашего степного края, в Элисте.

(Учитель читает стихотворение, сначала появляются зарисовки Элисты, потом стихотворение)

Элиста! Элиста!

Как тебя мне назвать?

Разве слово отыщешь

Точнее, чем мать?!

Ты прекрасна.

По-майски светла и чиста.

Ты – исток моей жизни,

Моя Элиста!

                       Е. Буджалов

- Ребята, мы повторили изученные разряды местоимений, а теперь найдите в стихотворении только притяжательные местоимения.

- Давайте вспомним, какие местоимения называются притяжательными?

- Как они склоняются?

- Каким членом предложения являются?

 

2. Работа с текстом.

 

Моя Малая родина – Калмыкия. Я горжусь, что родился и вырос именно здесь, горжусь своей землей, своим народом и в будущем постараюсь научить своих детей любить и беречь нашу Малую родину.

Степной край – так часто называют мою родину поэты. Неповторимые краски родной природы тонко подмечены в их произведениях.

Элиста – столица нашего степного края. Это самый красивый город в Калмыкии.

                                                                               Из школьного сочинения.

- Найдите в тексте притяжательные местоимения, определите, к чему они относятся?

- Укажите род, число, падеж этих местоимений.

- Какова их синтаксическая роль?

IV. Повторение местоимений его, её, их.

- Мы продолжаем путешествие по родной Калмыкии и отправляемся к седому Манычу.

(На экране появляются зарисовки Маныча, учитель читает стихотворение о Маныче):

Стены круч над равниною сини.

С них, свисая, мне машет ковыль.

Я люблю тебя, Маныч, так сильно,

Как, наверно, никто не любил.

Подружился с тобою я с детства,

Ты баюкал мальчишечьи сны.

И с тех пор никуда мне не деться

От прозрачных напевов волны.

Задание: замените выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность?

 

Образец: Рога сайгака – рога(чьи?) его. Увидел сайгака – увидел (кого?) его.

 

Заботиться о животных. Видеть следы животных. Слышится песня жаворонка. Увидеть жаворонка.  Рассматривать крыло орла. Заботиться об орле.

V. Повторение местоимений Вы, Ваш как форм вежливости.

- Наше путешествие продолжается. Дальше мы отправляемся в наш любимый, родной Городовиковск.

(На экране зарисовки Городовиковска, учитель читает стихотворение о Городовиковске):

Есть в России большой

Средь тюльпанов и роз

Уголок небольшой,

Где ты с детства живёшь.

Спелым хлебом в полях

И цветами в садах

До чего ж мне родной,

Городок наш степной!

 

- Изучая притяжательные местоимения, мы должны обратить внимание на такую важную вещь, как обращение к пожилым людям. Испокон веков у калмыков существует обычай: с уважением относиться к пожилым людям, людям старшего поколения. Поучительны калмыцкие поговорки на эту тему: «Старшего брата уважай на аршин, младшего – на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник».

В русском языке для выражения вежливого обращения, уважения к старшим употребляются местоимения Вы, Ваш, которые пишутся с заглавной буквы.

- Составьте несколько предложений с этими местоимениями, употребив их в форме вежливого обращения. Запишите предложения в тетради.

-Может кто-нибудь из вас знает благопожелания с использованием местоимений в качестве вежливого обращения?

 

(Да пусть все желания  Ваши исполнятся,

Все замыслы Ваши пусть будут чисты,

Чтобы слова чёрного Вам не молвили…)

VI. Творческая работа

- Подходит к концу наше путешествие. Мы побывали в бескрайней калмыцкой степи, восхищались красотой столицы, встретились с людьми нашего города и вместе с этим повторили притяжательные местоимения. Вы услышали произведения калмыцких писателей и поэтов. А сейчас представьте себя писателями и попробуйте написать сочинение-миниатюру о родном крае с использованием притяжательных местоимений и опорных слов: степь, родной край, столица, родина, бескрайний, беспредельный, солнечный, сайгак, тюльпан, лотос.

- У вас на партах есть книжки-малютки, которые ждут ваших размышлений. Свои сочинения напишите в них.

(Звучит музыка, ученики пишут сочинение)

Чтение учащимися 2-3 мини-сочинений.

 

- Любое путешествие оставляет в памяти приятные воспоминания, а, возвращаясь из путешествия, люди привозят домой памятные сувениры. Вы тоже вернётесь не с пустыми руками, вы принесёте домой свои мини-сочинения, расскажете своим родным и знакомым о нашем заочном путешествии и продолжите его дома по теме «Флора и фауна Калмыкии»(домашнее задание)

- Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Вы активно работали (учитель объявляет оценки). Мне было очень приятно с вами путешествовать. Надеюсь, что вам тоже было интересно.

Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Притяжательные местоимения »

Притяжательные местоимения

(урок-путешествие по родному краю в 6 классе)

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение с учащимися грамматических и смысловых особенностей притяжательных местоимений; расширение понятия «притяжательные местоимения» и их признаков.

  2. Развитие умения исследовать материал, учить делать выводы на основе наблюдения, совершенствовать работу по развитию речи учащихся.

  3. Воспитание патриотизма, любви к родному краю, природе Калмыкии; воспитание умения общаться, самодисциплины.

  4. Привитие умений и навыков по работе с текстом.


Оборудование: медиапроектор, экран, учебник, тетрадь, таблица с

разрядами местоимений, макет.

Форма: урок-путешествие


Ход урока

  1. Чтение учителем стихотворения:


Взгляд родины – взгляд матери моей.

Его встречая, чувствую волненье:

Так мало я наполнил светом дней,

Чтоб свет сиял для новых поколений.

Сберечь бы наши редкие цветы,

Все родники кипучие, все травы.

И обращаться с родиной на ты,

У предков получив на это право.


- Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Экскурсоводом буду я, меня зовут Ольга Геннадьевна. Мы совершим путешествие по Калмыкии, увидим красоту родного края, калмыцкой степи, побываем на улицах столицы нашей Республики, вспомним творчество калмыцких писателей и поэтов.

Любое путешествие невозможно представить без общения, а какое общение без местоимений?! Ведь местоимения по частоте употребления в речи занимают 4 место. Сегодня мы повторим изученное о местоимениях, остановимся на притяжательных местоимениях и научимся их применять в устной и письменной речи. Запишите в тетрадях число и тему урока.


II. Повторение изученного

- Символ Калмыкии – её бескрайние степи, не раз воспетые русскими и калмыцкими поэтами.

(Учитель читает стихотворение)

Где б ни бывал, повсюду степь со мной

В дневных заботах или в час ночной:

То девушкой привидится она;

То явится, как мама, невзначай,

И приготовит мне калмыцкий чай.


- Итак, мы в калмыцкой степи.

(зарисовка степи, появляется текст о Калмыкии)

Посмотрите на экран, перед вами отрывок из произведения украинского поэта Миколы Бажана о калмыцкой степи (учитель читает текст, звучит музыка):


Я до сих пор храню в своей памяти бескрайние просторы калмыцкой

степи, горьковато-пряный запах серебристой полыни, ковыля, пожухлых трав. И над просторной землёй высокое огромное небо, чистое, безоблачное, мерцающее переливами осеннего, ещё горячего воздуха. Что слышится вдали? Издалека несётся эхо протяжной песни джангарчи, который сидит около большой узорчатой юрты в кругу внимательных слушателей. Ощущаешь себя затерянным в бескрайней калмыцкой степи.


- Поработаем с текстом. Вы, конечно, обратили внимание на наличие местоимений в нём.

- Ребята, у вас на столах есть таблица, найдите в тексте местоимения и распределите их по разрядам, заполняя таблицу (два человека с обратной стороны доски заполняют таблицу):


Разряды местоимений

Примеры

Личные

я

Возвратное

себя

Вопросительные

что

Относительное

который

Притяжательное

своей



III. Повторение грамматических особенностей притяжательных местоимений

- Мы продолжаем наше путешествие и давайте остановимся в жемчужине нашего степного края, в Элисте.

(Учитель читает стихотворение, сначала появляются зарисовки Элисты, потом стихотворение)

Элиста! Элиста!

Как тебя мне назвать?

Разве слово отыщешь

Точнее, чем мать?!

Ты прекрасна.

По-майски светла и чиста.

Ты – исток моей жизни,

Моя Элиста!

Е. Буджалов


- Ребята, мы повторили изученные разряды местоимений, а теперь найдите в стихотворении только притяжательные местоимения.

- Давайте вспомним, какие местоимения называются притяжательными?

- Как они склоняются?

- Каким членом предложения являются?


2. Работа с текстом.


Моя Малая родина – Калмыкия. Я горжусь, что родился и вырос именно здесь, горжусь своей землей, своим народом и в будущем постараюсь научить своих детей любить и беречь нашу Малую родину.

Степной край – так часто называют мою родину поэты. Неповторимые краски родной природы тонко подмечены в их произведениях.

Элиста – столица нашего степного края. Это самый красивый город в Калмыкии.

Из школьного сочинения.


- Найдите в тексте притяжательные местоимения, определите, к чему они относятся?

- Укажите род, число, падеж этих местоимений.

- Какова их синтаксическая роль?


IV. Повторение местоимений его, её, их.

- Мы продолжаем путешествие по родной Калмыкии и отправляемся к седому Манычу.

(На экране появляются зарисовки Маныча, учитель читает стихотворение о Маныче):

Стены круч над равниною сини.

С них, свисая, мне машет ковыль.

Я люблю тебя, Маныч, так сильно,

Как, наверно, никто не любил.

Подружился с тобою я с детства,

Ты баюкал мальчишечьи сны.

И с тех пор никуда мне не деться

От прозрачных напевов волны.


Задание: замените выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность?


Образец: Рога сайгака – рога(чьи?) его. Увидел сайгака – увидел (кого?) его.


Заботиться о животных. Видеть следы животных. Слышится песня жаворонка. Увидеть жаворонка. Рассматривать крыло орла. Заботиться об орле.


V. Повторение местоимений Вы, Ваш как форм вежливости.

- Наше путешествие продолжается. Дальше мы отправляемся в наш любимый, родной Городовиковск.

(На экране зарисовки Городовиковска, учитель читает стихотворение о Городовиковске):

Есть в России большой

Средь тюльпанов и роз

Уголок небольшой,

Где ты с детства живёшь.

Спелым хлебом в полях

И цветами в садах

До чего ж мне родной,

Городок наш степной!


- Изучая притяжательные местоимения, мы должны обратить внимание на такую важную вещь, как обращение к пожилым людям. Испокон веков у калмыков существует обычай: с уважением относиться к пожилым людям, людям старшего поколения. Поучительны калмыцкие поговорки на эту тему: «Старшего брата уважай на аршин, младшего – на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник».

В русском языке для выражения вежливого обращения, уважения к старшим употребляются местоимения Вы, Ваш, которые пишутся с заглавной буквы.

- Составьте несколько предложений с этими местоимениями, употребив их в форме вежливого обращения. Запишите предложения в тетради.

-Может кто-нибудь из вас знает благопожелания с использованием местоимений в качестве вежливого обращения?


(Да пусть все желания Ваши исполнятся,

Все замыслы Ваши пусть будут чисты,

Чтобы слова чёрного Вам не молвили…)


VI. Творческая работа

- Подходит к концу наше путешествие. Мы побывали в бескрайней калмыцкой степи, восхищались красотой столицы, встретились с людьми нашего города и вместе с этим повторили притяжательные местоимения. Вы услышали произведения калмыцких писателей и поэтов. А сейчас представьте себя писателями и попробуйте написать сочинение-миниатюру о родном крае с использованием притяжательных местоимений и опорных слов: степь, родной край, столица, родина, бескрайний, беспредельный, солнечный, сайгак, тюльпан, лотос.

- У вас на партах есть книжки-малютки, которые ждут ваших размышлений. Свои сочинения напишите в них.

(Звучит музыка, ученики пишут сочинение)

Чтение учащимися 2-3 мини-сочинений.


- Любое путешествие оставляет в памяти приятные воспоминания, а, возвращаясь из путешествия, люди привозят домой памятные сувениры. Вы тоже вернётесь не с пустыми руками, вы принесёте домой свои мини-сочинения, расскажете своим родным и знакомым о нашем заочном путешествии и продолжите его дома по теме «Флора и фауна Калмыкии»(домашнее задание)


- Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Вы активно работали (учитель объявляет оценки). Мне было очень приятно с вами путешествовать. Надеюсь, что вам тоже было интересно.


Рефлексия.






КАРТОЧКИ

1. Впишите из стихотворения словосочетания мест.+сущ.

Родимая земля…

Земля моих отцов,

Земля родных людей, печаль моя,

забота и награда.

Наверно, земли есть

И краше, и теплей,

Наверно, есть,

Но мне других не надо.

Р. Рождественский

- На какие вопросы отвечают эти местоимения?

- Какое местоимение не отвечает этому условию?

- Определите грамматические признаки каждого местоимения, его синтаксическую роль.


1. Вставьте в стихотворение пропущенные притяжательные местоимения:


Россия моя, в могучий

И красочный твой язык

Вплетает и свой певучий

И знойный язык калмык!

Хасыр Сян-Белгин


- Молодцы, ребята. Это стихотворение известного поэта Хасыр Сян-Белгина. Много поэтов и писателей прославляли Калмыкию и её народ. А кого из них знаете вы?


2. На доске размещены карточки с разными местоимениями (я, ты, мы, кто, что, мой, наш, все и т.д). Найдите среди них притяжательные. Если вы сделаете всё правильно, то перевернув карточки, у вас должна получиться картина (сайгак, тюльпан)


Работа с текстом.

Моя малая родина - Калмыкия. Я горжусь, что родился и вырос именно здесь, горжусь своей землей, своим народом.

Страной огненных тюльпанов часто называют нашу Калмыкию. Когда они начинают цвести, кажется, что по степи разбросаны тысячи красных огоньков. Сюда, в эту степь, откочевали калмыки и добровольно вошли в состав Русского государства. Калмыцкий поэт Хасыр Сян-Белгин писал:

Россия моя, в могучий

И красочный твой язык

Вплетает и свой певучий

И знойный язык калмык!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Притяжательные местоимения

Автор: Кирилловская Ольга Геннадьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка на тему: "Притяжательные местоимения". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427478006"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Притяжательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "284569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453997193"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Притяжательные местоимения. "
    ["seo_title"] => string(35) "pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "193349"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427629391"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Конспект открытого урока по теме: «Притяжательные местоимения» Класс: 4  с использованием новых образовательных технологий (в том числе с ЭОР и ИКТ)"
    ["seo_title"] => string(161) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-pritiazhatiel-nyie-miestoimieniia-klass-4-s-ispol-zovaniiem-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-tom-chislie-s-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "250063"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447008060"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Притяжательные местоимения"
    ["seo_title"] => string(28) "pritiazhatelnye_mestoimeniia"
    ["file_id"] => string(6) "621835"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1672197422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства