Притяжательные местоимения
(урок-путешествие по родному краю в 6 классе)
Цели урока:
- Повторение и обобщение с учащимися грамматических и смысловых особенностей притяжательных местоимений; расширение понятия «притяжательные местоимения» и их признаков.
- Развитие умения исследовать материал, учить делать выводы на основе наблюдения, совершенствовать работу по развитию речи учащихся.
- Воспитание патриотизма, любви к родному краю, природе Калмыкии; воспитание умения общаться, самодисциплины.
- Привитие умений и навыков по работе с текстом.
Оборудование: медиапроектор, экран, учебник, тетрадь, таблица с
разрядами местоимений, макет.
Форма: урок-путешествие
Ход урока
- Чтение учителем стихотворения:
Взгляд родины – взгляд матери моей.
Его встречая, чувствую волненье:
Так мало я наполнил светом дней,
Чтоб свет сиял для новых поколений.
Сберечь бы наши редкие цветы,
Все родники кипучие, все травы.
И обращаться с родиной на ты,
У предков получив на это право.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Экскурсоводом буду я, меня зовут Ольга Геннадьевна. Мы совершим путешествие по Калмыкии, увидим красоту родного края, калмыцкой степи, побываем на улицах столицы нашей Республики, вспомним творчество калмыцких писателей и поэтов.
Любое путешествие невозможно представить без общения, а какое общение без местоимений?! Ведь местоимения по частоте употребления в речи занимают 4 место. Сегодня мы повторим изученное о местоимениях, остановимся на притяжательных местоимениях и научимся их применять в устной и письменной речи. Запишите в тетрадях число и тему урока.
II. Повторение изученного
- Символ Калмыкии – её бескрайние степи, не раз воспетые русскими и калмыцкими поэтами.
(Учитель читает стихотворение)
Где б ни бывал, повсюду степь со мной
В дневных заботах или в час ночной:
То девушкой привидится она;
То явится, как мама, невзначай,
И приготовит мне калмыцкий чай.
- Итак, мы в калмыцкой степи.
(зарисовка степи, появляется текст о Калмыкии)
Посмотрите на экран, перед вами отрывок из произведения украинского поэта Миколы Бажана о калмыцкой степи (учитель читает текст, звучит музыка):
Я до сих пор храню в своей памяти бескрайние просторы калмыцкой
степи, горьковато-пряный запах серебристой полыни, ковыля, пожухлых трав. И над просторной землёй высокое огромное небо, чистое, безоблачное, мерцающее переливами осеннего, ещё горячего воздуха. Что слышится вдали? Издалека несётся эхо протяжной песни джангарчи, который сидит около большой узорчатой юрты в кругу внимательных слушателей. Ощущаешь себя затерянным в бескрайней калмыцкой степи.
- Поработаем с текстом. Вы, конечно, обратили внимание на наличие местоимений в нём.
- Ребята, у вас на столах есть таблица, найдите в тексте местоимения и распределите их по разрядам, заполняя таблицу (два человека с обратной стороны доски заполняют таблицу):
Разряды местоимений
Примеры
Личные
я
Возвратное
себя
Вопросительные
что
Относительное
который
Притяжательное
своей
III. Повторение грамматических особенностей притяжательных местоимений
- Мы продолжаем наше путешествие и давайте остановимся в жемчужине нашего степного края, в Элисте.
(Учитель читает стихотворение, сначала появляются зарисовки Элисты, потом стихотворение)
Элиста! Элиста!
Как тебя мне назвать?
Разве слово отыщешь
Точнее, чем мать?!
Ты прекрасна.
По-майски светла и чиста.
Ты – исток моей жизни,
Моя Элиста!
Е. Буджалов
- Ребята, мы повторили изученные разряды местоимений, а теперь найдите в стихотворении только притяжательные местоимения.
- Давайте вспомним, какие местоимения называются притяжательными?
- Как они склоняются?
- Каким членом предложения являются?
2. Работа с текстом.
Моя Малая родина – Калмыкия. Я горжусь, что родился и вырос именно здесь, горжусь своей землей, своим народом и в будущем постараюсь научить своих детей любить и беречь нашу Малую родину.
Степной край – так часто называют мою родину поэты. Неповторимые краски родной природы тонко подмечены в их произведениях.
Элиста – столица нашего степного края. Это самый красивый город в Калмыкии.
Из школьного сочинения.
- Найдите в тексте притяжательные местоимения, определите, к чему они относятся?
- Укажите род, число, падеж этих местоимений.
- Какова их синтаксическая роль?
IV. Повторение местоимений его, её, их.
- Мы продолжаем путешествие по родной Калмыкии и отправляемся к седому Манычу.
(На экране появляются зарисовки Маныча, учитель читает стихотворение о Маныче):
Стены круч над равниною сини.
С них, свисая, мне машет ковыль.
Я люблю тебя, Маныч, так сильно,
Как, наверно, никто не любил.
Подружился с тобою я с детства,
Ты баюкал мальчишечьи сны.
И с тех пор никуда мне не деться
От прозрачных напевов волны.
Задание: замените выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность?
Образец: Рога сайгака – рога(чьи?) его. Увидел сайгака – увидел (кого?) его.
Заботиться о животных. Видеть следы животных. Слышится песня жаворонка. Увидеть жаворонка. Рассматривать крыло орла. Заботиться об орле.
V. Повторение местоимений Вы, Ваш как форм вежливости.
- Наше путешествие продолжается. Дальше мы отправляемся в наш любимый, родной Городовиковск.
(На экране зарисовки Городовиковска, учитель читает стихотворение о Городовиковске):
Есть в России большой
Средь тюльпанов и роз
Уголок небольшой,
Где ты с детства живёшь.
Спелым хлебом в полях
И цветами в садах
До чего ж мне родной,
Городок наш степной!
- Изучая притяжательные местоимения, мы должны обратить внимание на такую важную вещь, как обращение к пожилым людям. Испокон веков у калмыков существует обычай: с уважением относиться к пожилым людям, людям старшего поколения. Поучительны калмыцкие поговорки на эту тему: «Старшего брата уважай на аршин, младшего – на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник».
В русском языке для выражения вежливого обращения, уважения к старшим употребляются местоимения Вы, Ваш, которые пишутся с заглавной буквы.
- Составьте несколько предложений с этими местоимениями, употребив их в форме вежливого обращения. Запишите предложения в тетради.
-Может кто-нибудь из вас знает благопожелания с использованием местоимений в качестве вежливого обращения?
(Да пусть все желания Ваши исполнятся,
Все замыслы Ваши пусть будут чисты,
Чтобы слова чёрного Вам не молвили…)
VI. Творческая работа
- Подходит к концу наше путешествие. Мы побывали в бескрайней калмыцкой степи, восхищались красотой столицы, встретились с людьми нашего города и вместе с этим повторили притяжательные местоимения. Вы услышали произведения калмыцких писателей и поэтов. А сейчас представьте себя писателями и попробуйте написать сочинение-миниатюру о родном крае с использованием притяжательных местоимений и опорных слов: степь, родной край, столица, родина, бескрайний, беспредельный, солнечный, сайгак, тюльпан, лотос.
- У вас на партах есть книжки-малютки, которые ждут ваших размышлений. Свои сочинения напишите в них.
(Звучит музыка, ученики пишут сочинение)
Чтение учащимися 2-3 мини-сочинений.
- Любое путешествие оставляет в памяти приятные воспоминания, а, возвращаясь из путешествия, люди привозят домой памятные сувениры. Вы тоже вернётесь не с пустыми руками, вы принесёте домой свои мини-сочинения, расскажете своим родным и знакомым о нашем заочном путешествии и продолжите его дома по теме «Флора и фауна Калмыкии»(домашнее задание)
- Ребята, я благодарю вас за работу на уроке. Вы активно работали (учитель объявляет оценки). Мне было очень приятно с вами путешествовать. Надеюсь, что вам тоже было интересно.
Рефлексия.