Просмотр содержимого документа
«Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки.»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г.Белыничи»
Приставка как часть слова.
Алгоритм нахождения приставки.
Учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи» И.В.Вилигурова
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки.
Цель: формирование представления о приставке как значимой части слова.
Задачи: познакомить с приставкой как частью слова, её ролью; формировать умение работать с алгоритмом нахождения приставок в словах; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок; формировать орфографический навык; воспитывать волевые качества, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I.Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
– Назовите слова с суффиксом –еньк, -лив, -к.
– Что мы называем суффиксом? (с опорой на схему)
– Как определить суффикс в слове?
– Как обозначается суффикс?
– Какие еще части слова мы знаем?
– Что такое корень?
– Какая часть слова служит для связи слов в предложении?
2.Пальчиковая гимнастика
Наши пальчики сцепились,
И тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить
И награду получить.
(Дети сцепляют по очереди пальцы одной руки с пальцами другой и тянут.)
– Запишите число, классная работа.
3.Чистописание: аа ла ав ам та ас ша уа аю за
с тавить руч..ка н..ра при
–Чтобы угадать слово, которое спряталось, нужно взять корень из первого слова, суффикс из второго слова, окончание из третьего слова, а впереди слова дописать 3 буквы П Р И.
Что такое ПРИСТАВКА?
4.Сообщение темы урока: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки.
– Что мы узнаем?
– Чему должны научиться? С.109
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них сейчас, дружок,
начнём наш разговор.
III. Этап усвоения знаний и способов действий.
(Нахождение в тексте однокоренных слов, их выписывание, сравнение по смыслу и составу, выделение приставок, подбор к слову синонимов.)
Отгадайте загадку
Человек сидит в ракете
Смело в небо он летит
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
– Кто такой космонавт? Что такое скафандр?
– Рассмотрите рисунок.
– Кто узнал, как зовут космонавта?
– Что вы знаете о нём?
– Кто знает, как зовут белорусских космонавтов? (Петр Климук, Владимир Ковалёнок, Олег Новицкий.)
Пётр Климук родился в деревне Комаровка Брестской области в 1942 году. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-полковник авиации России. Доктор технических наук. Профессор. В космосе побывал три раза. За 3 полёта в космос налетал 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды.
Владимир Ковалёнок родился в деревне Белое Минской области в 1942 году. Дважды Герой Советского Союза. Генерал-полковник авиации России. Доктор военных наук, профессор. Герой российской Федерации. В космосе побывал трижды.
Олег Новицкий родился в г.Червень Минской области в 1971 году (ему 52 года). Российский космонавт, уроженец Беларуси. Совершил три полёта в космос.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом?
Задание: выписать выделенные слова. Обозначить корень. Найти и обозначить ту часть, которая стоит перед корнем - приставку.
Найдите ещё одну группу однокоренных слов.
Подобрать синоним к слову отважный.
ОТВАЖНЫЙ
СМЕЛЫЙ
БЕССТРАШНЫЙ
ХРАБРЫЙ
– Назовите слово с приставкой.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
(Образование слов названий действий с помощью приставок, составление с ними словосочетаний их запись, выделение в словах приставок и корней)
– Так что же такое приставка?
Знакомство с правилом с.110.
Физкультминутка
Упр. 173 – с комментированием (у доски)
Задание: Образовать при помощи приставок новые слова. Записать по образцу. Приставки обозначить.
Алгоритм нахождения приставки.
Задание в парах: определи порядок выполнения действий для обозначения приставки.
Подобрать однокоренные слова, определить в слове корень.
Найти в слове ту часть, которая стоит перед корнем.
Обозначь часть слова перед корнем знаком ¬
V.Этап закрепления знаний и способов действий.
Упр.175
VI. Этап применения знаний и способов действий.
Задание в группах: выделить приставки в словах.
Записка, повязка, выход.
Закладка, насмешка, обход.
Зарядка, покраска, проход.
VII.Этап обобщения и систематизации знаний.
– Отгадайте загадку. О ко так говорят?
Рук нет, а строить умеет. (О птице)
– Объясните значение выражения: «У всякой пташки свои замашки»?
– Из толкового словаря С.И.Ожегова: замашка - это манера действовать, повадка.
– Запишите предложение. Найдите слово с приставкой. Выделите ее, следуя алгоритму на с.111. Устно к слову замашки подберите как можно больше однокоренных слов.
VIII.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Игра «Замени-ка».
Заменить словосочетание словом с приставкой.
Транспорт на земле – (наземный) транспорт.
Камни под водой – (подводные)камни.
Ночь без луны – (безлунная) ночь.
– Запишите словосочетания с приставками с комментированием.
IX.Этап коррекции знаний и способов действий.
Игра «Образуй-ка»
– От данных слов образуйте новые слова с приставками.
Вариант 1: От слова шел образовать новые слова с приставками:пере-, у-, до-, вы-, за-.
Вариант 2 От слова нес образовать новые слова с приставками:пере-, у-, вы-, до=, от-.
Взаимопроверка.
X.Этап информирования о домашнем задании.
Правило на с. 110,111, упр.117 на с.111. Спишите стихотворение. К выделенным словам подберите по три однокоренных слова. Запишите их, обозначьте приставки.
XI.Этап подведения итогов. Оценивание
Игра «Да – нет»
– Приставка – часть предложения.
– Приставка служит для образования новых слов.
– Приставка со словами пишется раздельно.
– Приставка – это общая часть родственных слов.
– Приставка стоит после корня.
XII. Этап рефлексии
Приём «Комплимент»
– Я хочу похвалить (имя) за то, что …
– Мне понравилось, как (имя) отвечал
– Считаю, что сегодня (имя) умница, так как запомнил…