kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приставка как часть слова.

Алгоритм нахождения приставки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г.Белыничи»







Приставка как часть слова.

Алгоритм нахождения приставки

Урок-путешествие













Учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи» Е.В.Шик



















Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки

(3 класс)

Цель: формирование представлений о приставке, ее роли в слове.

Задачи: познакомить с приставкой, её ролью в слове; познакомить с алгоритмом нахождения приставки в словах; создавать условия для отработки навыка словообразовательного анализа; тренировать память; развивать способности концентрировать внимание и распределять его, воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, формировать чувство гордости за подвиг Ю.А.Гагарина, патриотизм, гражданственность.

Ход урока

1. Организационный этап.

С неба звёздочка упала,

В гости к детям забежала,

Остальные вслед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

В нашем классе звёздный сад!

О чём нам звёзды говорят?

— Как вы думаете, ребята, о чём нам сегодня расскажут эти звёздочки?

— Эти звёзды раскроют нам много интересных тайн, окунут нас в мир космоса и помогут добиться поставленных на уроке задач. Предлагаю каждому выбрать одну понравившуюся звёздочку, и пусть останется пока тайной то, что написано на ней с обратной стороны. (Дети снимают с доски звёзды.)

— Чтобы отправиться в космическое путешествие, нужно собраться в экипажи: сесть в ракеты (за столы) соответственно цвету выбранных звёзд.

— Экипажи готовы? Тогда в путь. Начинаем обратный отсчёт.

— Космическое путешествие начинается.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

— Ещё недавно мечта о полётах в космос была неосуществима, а сегодня уже в космос летают туристы. Их так и называют «космические туристы». Люди стали не просто смотреть на звёздное небо, а изучать его. Как называется профессия, представитель которой изучает звёзды? (Астроном.) А кто предсказывает будущее по звёздам? (Астролог.)

— На обратной стороне звёздочки у кого-то из вас написано название профессий. У кого на звёздочке написана профессия? Ваши звёздочки пригодятся вам для игры.

Дидактическая игра «Профессии».

Учащиеся должны прочитать название профессии, выделить в ней корень и, если есть, суффикс.

(На звёздочках профессии: сапожник, танцор, вокалист, плотник, врач, лётчик.)

— Мы с вами повторили изученный ранее материал. Ещё раз проговорим:

Что такое корень?

Что такое суффикс?

— Теперь обратите внимание на лист со словом. Там тоже название профессии — перевозчик. Обсудите и выскажите мнение, что обозначает это слово.

(Обсуждение в группе 30 сек., высказывание участников групп по желанию.)

— Попробуйте разобрать это слово по составу в своих экипажах устно. На это даётся 1 минута. Время пошло (песочные часы, 1 мин).

— Прошу представителя от каждого экипажа выйти к космическому табло (доска) и прикрепить свои варианты разбора.

— Какие затруднения возникли при выполнении задания?

Дети говорят о том, что не знают, что такое пере-.

— Давайте предположим, как называется эта часть слова. Что сделали с частью пере- относительно корня? (Добавили, соединили, приставили.)

— Ребята, пришло время узнать тему сегодняшнего урока. (Учитель объявляет тему урока.)

— Как вы думаете, с какой частью слова мы познакомимся на уроке? (Это цель урока.)

— А что ещё мы будем делать на уроке?

— На пути первая преграда — ключевой вопрос! Откройте бортовые коробочки и найдите там предмет (в коробочках лежат схематические обозначения приставки).

— Что это? И для чего нужно? Как и почему это может изменяться? На обсуждение даю одну минуту. (Запуск песочных часов; версии каждого экипажа учитель выслушивает, но никак не комментирует.)

— К концу нашего путешествия мы посмотрим, кто был ближе всего в своих предположениях к правильному ответу.

3. Чистописание.

— На космическом корабле обязательно присутствует бортовой журнал, в котором записываются важные моменты космической миссии. Нам тоже пора заполнять бортовой журнал. Открываем свои тетради, записываем дату полёта, а вместо слов «Классная работа», запишем «Космическая работа».

— Отгадайте загадку:

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)

— Каждый космонавт должен уметь красиво и грамотно вести записи в бортовом журнале, чтобы на Земле его могли прочитать.

Записываем:

первая строка сочетание: авт авт авт;

вторая строка сочетание: мон мон мон;

третья строка: космонавт, космос, космическая станция

Физкультминутка.

5. Этап усвоения новых знаний.

Открываем космический навигатор — учебник — на с. 109.

Работа с учебником. Упр. 173.

— Чей портрет мы видим на с. 109?

Что вы знаете про Юрия Гагарина?

— В группах прочитайте текст упр. 173, выпишите в бортовые журналы выделенные слова и обозначьте в них корень. Учащиеся выписывают слова полетел, облетел, прилетел, выделяют в них корень. На выполнение задания — 3 минуты (песочные часы). — Какой корень во всех этих словах? Ответьте хором. (-лет-.)

— Чем отличаются слова?

— Что мы делали с частями по-, об-, при-?

— Можем ли ответить на ключевой вопрос урока? (Попытка ответить на ключевой вопрос.)

— Мы с вами добавляли, присоединяли, приставляли часть слова, которая называется «приставка».

— Найдите на своих столах таблицу, в которой вам нужно, совещаясь в экипажах, выбрать правильный ответ. (На выполнение задания даётся 2 минуты, песочные часы.)

Приставка— это что? а) часть предложения

б) часть слова

в) часть словосочетания

Где она стоит? а) в середине слова перед суффиксом

б) в начале слова перед корнем

в) в конце слова после корня

Для чего служит? а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов


— Вывешиваем на космическое табло свои таблицы. (Учитель проверяет правильность выполнения задания.)

— Кто из членов экипажей может сам сформулировать правило: «Что такое приставка?»

— Давайте перевернём страницу нашего космического навигатора и сверим результаты нашей командной работы с правилом, записанным в учебнике.

— Можем ли мы дать ответ на ключевой вопрос нашего урока (или на его часть)? Что это за предмет в коробочке? (Значок для выделения приставки.)

Первичное обобщение.

— Экипажи, узнали мы, что такое приставка?

— Можем об этом рассказать своим знакомым земляням? Проговорите правило в парах.

— Часть поставленной цели достигли?

— Впереди ещё много интересного. Продолжим наше путешествие?

Отработка навыка образования новых слов с помощью приставок.

— На пути нас ждёт метеоритный дождь. Во время него никто не сможет обсуждать в экипажах никаких вопросов. Отвечать будет только тот, чья фамилия написана на палочке. На космическое табло вывешиваются карточки с разными приставками. Вызванный ученик должен подойти, вытянуть слово и попробовать образовать при помощи приставки новое слово. Задание понятно? Приступаем!

На доске приставки вы-, до-, пере-, под-, от-, в-, за-.

Слова для игры: ехать, лететь, читать, брать, мыть, чистить, копать, красить.

— Здорово! Я вижу, что все смогли с помощью приставки образовать новые слова.

Алгоритм нахождения приставки в слове.

— Как же нам найти в слове приставку?

Давайте порассуждаем и обсудим это в экипажах. На обсуждение даю одну минуту. Ученикам необходимо правильно выстроить алгоритм нахождения приставки. По истечении времени один ученик от экипажа выступает и озвучивает алгоритм нахождения приставки, Учитель выслушивает ответы и предлагает свериться с алгоритмом в учебнике на доске.

— Молодцы! Вы здорово работали в команде, правильно рассказали, как найти в слове приставку.

7. Этап закрепления нового материала.

Учитель с помощью именных палочек вызывает к доске учащихся, диктуя им по одному слову из упр. 175, в которых есть приставки. Дети должны, пользуясь алгоритмом, выделить в словах приставку.

Слова для записи под диктовку: список, насмешка, повязка, записка, закладка, оценка.

Самостоятельная работа. Упр. 174.

После выполнения упражнения взаимопроверка в парах. Они сверяют правильность написания четверостишия (по учебнику) и проверяют нахождение приставки в двух выделенных словах.

8. Этап обобщения и систематизации.

— Придумайте и запишите в бортовых журналах (тетрадях) не меньше 3 слов с разными приставками.

Записывайте только те слова, в правописании которых не сомневаетесь. Условие: приставки должны состоять из 1 буквы, 2 букв, 3 букв. Выделите эти приставки. На выполнение задания две минуты.

— Проверьте в группе, кто из членов экипажа правильно справился с заданием.

— Вернёмся к ключевому вопросу урока — это ведь ключ к нашему космическому кораблю, без него путь домой невозможен. Что же такое лежало в коробочках и для чего оно необходимо, как может изменяться и почему? (Это графическое изображение приставки, может иметь разную длину — в зависимости от количества букв в приставке.) Чьи предположения подтвердились? Кто думал иначе?

9. Рефлексия.

— У каждого экипажа в коробочках приготовлены гексы. Они помогут нам ввести правильный код для возвращения домой. Ваша задача: разобрать написанное слово по составу, записав на каждом гексе часть данного слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Слова: побелка, наклейка, заморозка.

— Молодцы, ребята. У вас сегодня всё получилось! Возвращаемся домой!

— Итак, наши дружные экипажи благополучно вернулись домой! Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

— Выберите и дополните фразу (на обратной стороне доски):

новым для меня на уроке было…

меня удивило…

самым лёгким заданием было…

мне было трудно…

больше всего запомнилось…

я могу рассказать родным о…

— Обратите внимание, на нашем космическом корабле 3 окошка.

— Подумайте, оцените свою работу на уроке и прикрепите свои звёзды к тому окошку, которое соответствует вашей сегодняшней работе.

10. Этап оценивания.

11. Этап информирования о домашнем задании. С. 111, упр. 177.































































бел

по



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки

Автор: Шик Екатерина Викторовна

Дата: 24.12.2025

Номер свидетельства: 679706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в слове."
    ["seo_title"] => string(69) "pristavka-kak-chast-slova-alghoritm-nakhozhdieniia-pristavki-v-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "312612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459357841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка  по теме «Приставка как часть слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "107136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403172692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Приставка как часть слова. "
    ["seo_title"] => string(25) "pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "163351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422465812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока русского языка с презентацией "Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в словах.""
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-pristavka-kak-chast-slova-alghoritm-nakhozhdieniia-pristavki-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "311308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459181040"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в словах"
    ["seo_title"] => string(68) "pristavka_kak_chast_slova_algoritm_nakhozhdeniia_pristavki_v_slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "597408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641921917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства