Просмотр содержимого документа
«Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки»
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г.Белыничи»
Приставка как часть слова.
Алгоритм нахождения приставки
Урок-путешествие
Учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 2 г.Белыничи» Е.В.Шик
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки
(3 класс)
Цель: формирование представлений о приставке, ее роли в слове.
Задачи: познакомить с приставкой, её ролью в слове; познакомить с алгоритмом нахождения приставки в словах; создавать условия для отработки навыка словообразовательного анализа; тренировать память; развивать способности концентрировать внимание и распределять его, воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, формировать чувство гордости за подвиг Ю.А.Гагарина, патриотизм, гражданственность.
Ход урока
1. Организационный этап.
С неба звёздочка упала,
В гости к детям забежала,
Остальные вслед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
В нашем классе звёздный сад!
О чём нам звёзды говорят?
— Как вы думаете, ребята, о чём нам сегодня расскажут эти звёздочки?
— Эти звёзды раскроют нам много интересных тайн, окунут нас в мир космоса и помогут добиться поставленных на уроке задач. Предлагаю каждому выбрать одну понравившуюся звёздочку, и пусть останется пока тайной то, что написано на ней с обратной стороны. (Дети снимают с доски звёзды.)
— Чтобы отправиться в космическое путешествие, нужно собраться в экипажи: сесть в ракеты (за столы) соответственно цвету выбранных звёзд.
— Экипажи готовы? Тогда в путь. Начинаем обратный отсчёт.
— Космическое путешествие начинается.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
— Ещё недавно мечта о полётах в космос была неосуществима, а сегодня уже в космос летают туристы. Их так и называют «космические туристы». Люди стали не просто смотреть на звёздное небо, а изучать его. Как называется профессия, представитель которой изучает звёзды? (Астроном.) А кто предсказывает будущее по звёздам? (Астролог.)
— На обратной стороне звёздочки у кого-то из вас написано название профессий. У кого на звёздочке написана профессия? Ваши звёздочки пригодятся вам для игры.
Дидактическая игра «Профессии».
Учащиеся должны прочитать название профессии, выделить в ней корень и, если есть, суффикс.
(На звёздочках профессии: сапожник, танцор, вокалист, плотник, врач, лётчик.)
— Мы с вами повторили изученный ранее материал. Ещё раз проговорим:
Что такое корень?
Что такое суффикс?
— Теперь обратите внимание на лист со словом. Там тоже название профессии — перевозчик. Обсудите и выскажите мнение, что обозначает это слово.
(Обсуждение в группе 30 сек., высказывание участников групп по желанию.)
— Попробуйте разобрать это слово по составу в своих экипажах устно. На это даётся 1 минута. Время пошло (песочные часы, 1 мин).
— Прошу представителя от каждого экипажа выйти к космическому табло (доска) и прикрепить свои варианты разбора.
— Какие затруднения возникли при выполнении задания?
Дети говорят о том, что не знают, что такое пере-.
— Давайте предположим, как называется эта часть слова. Что сделали с частью пере- относительно корня? (Добавили, соединили, приставили.)
— Ребята, пришло время узнать тему сегодняшнего урока. (Учитель объявляет тему урока.)
— Как вы думаете, с какой частью слова мы познакомимся на уроке? (Это цель урока.)
— А что ещё мы будем делать на уроке?
— На пути первая преграда — ключевой вопрос! Откройте бортовые коробочки и найдите там предмет (в коробочках лежат схематические обозначения приставки).
— Что это? И для чего нужно? Как и почему это может изменяться? На обсуждение даю одну минуту. (Запуск песочных часов; версии каждого экипажа учитель выслушивает, но никак не комментирует.)
— К концу нашего путешествия мы посмотрим, кто был ближе всего в своих предположениях к правильному ответу.
3. Чистописание.
— На космическом корабле обязательно присутствует бортовой журнал, в котором записываются важные моменты космической миссии. Нам тоже пора заполнять бортовой журнал. Открываем свои тетради, записываем дату полёта, а вместо слов «Классная работа», запишем «Космическая работа».
— Отгадайте загадку:
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)
— Каждый космонавт должен уметь красиво и грамотно вести записи в бортовом журнале, чтобы на Земле его могли прочитать.
Записываем:
первая строка сочетание: авт авт авт;
вторая строка сочетание: мон мон мон;
третья строка: космонавт, космос, космическая станция
Физкультминутка.
5. Этап усвоения новых знаний.
Открываем космический навигатор — учебник — на с. 109.
Работа с учебником. Упр. 173.
— Чей портрет мы видим на с. 109?
Что вы знаете про Юрия Гагарина?
— В группах прочитайте текст упр. 173, выпишите в бортовые журналы выделенные слова и обозначьте в них корень. Учащиеся выписывают слова полетел, облетел, прилетел, выделяют в них корень. На выполнение задания — 3 минуты (песочные часы). — Какой корень во всех этих словах? Ответьте хором. (-лет-.)
— Чем отличаются слова?
— Что мы делали с частями по-, об-, при-?
— Можем ли ответить на ключевой вопрос урока? (Попытка ответить на ключевой вопрос.)
— Мы с вами добавляли, присоединяли, приставляли часть слова, которая называется «приставка».
— Найдите на своих столах таблицу, в которой вам нужно, совещаясь в экипажах, выбрать правильный ответ. (На выполнение задания даётся 2 минуты, песочные часы.)
Приставка— это что? а) часть предложения
б) часть слова
в) часть словосочетания
Где она стоит? а) в середине слова перед суффиксом
б) в начале слова перед корнем
в) в конце слова после корня
Для чего служит? а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
— Вывешиваем на космическое табло свои таблицы. (Учитель проверяет правильность выполнения задания.)
— Кто из членов экипажей может сам сформулировать правило: «Что такое приставка?»
— Давайте перевернём страницу нашего космического навигатора и сверим результаты нашей командной работы с правилом, записанным в учебнике.
— Можем ли мы дать ответ на ключевой вопрос нашего урока (или на его часть)? Что это за предмет в коробочке? (Значок для выделения приставки.)
Первичное обобщение.
— Экипажи, узнали мы, что такое приставка?
— Можем об этом рассказать своим знакомым земляням? Проговорите правило в парах.
— Часть поставленной цели достигли?
— Впереди ещё много интересного. Продолжим наше путешествие?
Отработка навыка образования новых слов с помощью приставок.
— На пути нас ждёт метеоритный дождь. Во время него никто не сможет обсуждать в экипажах никаких вопросов. Отвечать будет только тот, чья фамилия написана на палочке. На космическое табло вывешиваются карточки с разными приставками. Вызванный ученик должен подойти, вытянуть слово и попробовать образовать при помощи приставки новое слово. Задание понятно? Приступаем!
На доске приставки вы-, до-, пере-, под-, от-, в-, за-.
Слова для игры: ехать, лететь, читать, брать, мыть, чистить, копать, красить.
— Здорово! Я вижу, что все смогли с помощью приставки образовать новые слова.
Алгоритм нахождения приставки в слове.
— Как же нам найти в слове приставку?
Давайте порассуждаем и обсудим это в экипажах. На обсуждение даю одну минуту. Ученикам необходимо правильно выстроить алгоритм нахождения приставки. По истечении времени один ученик от экипажа выступает и озвучивает алгоритм нахождения приставки, Учитель выслушивает ответы и предлагает свериться с алгоритмом в учебнике на доске.
— Молодцы! Вы здорово работали в команде, правильно рассказали, как найти в слове приставку.
7. Этап закрепления нового материала.
Учитель с помощью именных палочек вызывает к доске учащихся, диктуя им по одному слову из упр. 175, в которых есть приставки. Дети должны, пользуясь алгоритмом, выделить в словах приставку.
Слова для записи под диктовку: список, насмешка, повязка, записка, закладка, оценка.
Самостоятельная работа. Упр. 174.
После выполнения упражнения взаимопроверка в парах. Они сверяют правильность написания четверостишия (по учебнику) и проверяют нахождение приставки в двух выделенных словах.
8. Этап обобщения и систематизации.
— Придумайте и запишите в бортовых журналах (тетрадях) не меньше 3 слов с разными приставками.
Записывайте только те слова, в правописании которых не сомневаетесь. Условие: приставки должны состоять из 1 буквы, 2 букв, 3 букв. Выделите эти приставки. На выполнение задания две минуты.
— Проверьте в группе, кто из членов экипажа правильно справился с заданием.
— Вернёмся к ключевому вопросу урока — это ведь ключ к нашему космическому кораблю, без него путь домой невозможен. Что же такое лежало в коробочках и для чего оно необходимо, как может изменяться и почему? (Это графическое изображение приставки, может иметь разную длину — в зависимости от количества букв в приставке.) Чьи предположения подтвердились? Кто думал иначе?
9. Рефлексия.
— У каждого экипажа в коробочках приготовлены гексы. Они помогут нам ввести правильный код для возвращения домой. Ваша задача: разобрать написанное слово по составу, записав на каждом гексе часть данного слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Слова: побелка, наклейка, заморозка.
— Молодцы, ребята. У вас сегодня всё получилось! Возвращаемся домой!
— Итак, наши дружные экипажи благополучно вернулись домой! Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
— Выберите и дополните фразу (на обратной стороне доски):
новым для меня на уроке было…
меня удивило…
самым лёгким заданием было…
мне было трудно…
больше всего запомнилось…
я могу рассказать родным о…
— Обратите внимание, на нашем космическом корабле 3 окошка.
— Подумайте, оцените свою работу на уроке и прикрепите свои звёзды к тому окошку, которое соответствует вашей сегодняшней работе.
10. Этап оценивания.
11. Этап информирования о домашнем задании. С. 111, упр. 177.