kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Уточнить понятия «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание»

5 класс Русская речь


Тема: Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание.

Цель урока: Уточнить понятия «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу;

Задачи:

- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память.
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу. Коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления.
Оборудование:  компьютер, опорная схема, презентация к уроку, кроссворд, карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.
1. Слово учителя:

Психологический настрой.(притча)
Жил на свете мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её омертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках сегодня создать ту атмосферу на уроке, чтобы мы успешно написали с вами диктант.

2. Эпиграф к уроку:
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

ІІ. Объяснение нового материала.

(Слаиды по теме урока).

Суффикс и его варианты. Приставка и ее варианты.

Слово учащимся:

- Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

ІІІ.Закрепление изученного материла.

1.Орфографическая пятиминутка.

Задание: (Слаиды).




2. Работа с учебником.  Упр. 162, стр. 72.

Задание: Как вы назовете того, кто играет в футбол, в баскетбол, в шахматы; на баяне, на гитаре, на пианино?

Запишите полученные слова в тетрадь и объясните, как они образовались.

    Футболист, баскетболист, шахматист, пианист, баянист, гитарист.

Задание  * стр.75. Образовать слова с помощью данных приставок,

написать их в 2 столбика:

в 1-й-со значением приближения,

во 2-й- со значением удаления


3. Творческая работа в группах. «Собери слова из морфем».

Задание:

 Даны морфемы:  рас-, -сказ-, -чик; зим-, -н-, ий; у-, чи-,

-тель; раз-, -вед-, -чик; по-, -сад-, -ка.

Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик, посадка) и разобрать по составу.


4. Игра.

Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что

нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

Я вам говорю: (Что вы сделаете?)

В -! Входим в дом.

У -! Уходим от дома.

Об - ! Обходим от дома.

От - ! Отходим от дома.

Почему мы понимаем друг друга?

Верно. В каждой приставке есть свой смысл.


5. Работа по карточкам:

Карточка№1. Прочитайте и распределите данные слова на три группы:
ГРИБОК, ОГОНЁК, СТОЛБИК, САДИК, УГОЛЁК, ЛИСТОК, СТЕБЕЛЁК, МОСТИК.
В 1 группу запишите слова с суффиксом –ок-;
Во 2 группу с суффиксом – ёк-;
В 3 группу с суффиксом –ик-.

Карточка №2. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени.
РЫБА- … ВЕСНА - ….. ПТИЦА - ….. КАША - …… БУМАГА - …..
(рыба – икра, весна – зима, птица – яйцо, каша – крупа, бумага - дерево).
- Запишите данные пары слов, выделите окончания.
- Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)



6. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.

ВЫ- … 

1-ое слово.Приставка как в слове прехорошенькая,

Корень как в слове красавица,

Суффикс как в слове вольный,

Окончание как в слове  счастливые;

  Вы  прекрасные

2-ое слово. Корень как в слове ученый,

Суффикс как последний суффикс  в слове  певуче,

Суффикс как в слове  лесник

Окончание как в слове  рыбаки;

 ученики

3-е слово.  Корень как в слове  вера,

Суффикс как в слове  летняя,

Окончание как в слове любимые;

и верные

4-ое слово. Корень как в слове  подружка  (ж// з),

Окончание  как в слове семья. 

друзья

Вы  прекрасные ученики и верные друзья.


ІҮ. Подведение итогов.

1. Решить кроссворд.

По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

2. Вывод: Приставка и суффикс – значимые части слова.

С их помощью образуются новые слова.


Ү. Комментированное выставление оценок.


ҮІ.  Инструктаж домашнего задания. Упр. 168,177; стр.74-76;

правило стр.72-76.













Карточка №1

Прочитайте и распределите данные слова на три группы:

ГРИБОК, ОГОНЁК, СТОЛБИК, САДИК, УГОЛЁК, ЛИСТОК, СТЕБЕЛЁК, МОСТИК.
В 1 группу запишите слова с суффиксом –ок-;
Во 2 группу с суффиксом – ёк-;
В 3 группу с суффиксом –ик-.













Карточка №2

Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени.

РЫБА- … ВЕСНА - ….. ПТИЦА - ….. КАША - …… БУМАГА - …..
(рыба – икра, весна – , птица – , каша – крупа, бумага - ).
- Запишите данные пары слов, выделите окончания.
- Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)



Расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.


ВЫ- … 

1-ое слово.Приставка как в слове прехорошенькая,

Корень как в слове красавица,

Суффикс как в слове вольный,

Окончание как в слове  счастливые;

  Вы  прекрасные

2-ое слово. Корень как в слове ученый,

Суффикс как последний суффикс  в слове  певуче,

Суффикс как в слове  лесник

Окончание как в слове  рыбаки;

 ученики

3-е слово.  Корень как в слове  вера,

Суффикс как в слове  летняя,

Окончание как в слове любимые;

и верные

4-ое слово. Корень как в слове  подружка  (ж// з),

Окончание  как в слове семья. 

друзья


























Расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.


ВЫ- … 

1-ое слово. Приставка как в слове прехорошенькая,

Корень как в слове красавица,

Суффикс как в слове вольный,

Окончание как в слове  счастливые;

 ...........................................

2-ое слово. Корень как в слове ученый,

Суффикс как последний суффикс 

в слове  певуче,

Суффикс как в слове  лесник

Окончание как в слове  рыбаки;

.............................................


3-е слово.  Корень как в слове  вера,

Суффикс как в слове летняя,

Окончание как в слове любимые;

..............................................


4-ое слово. Корень как в слове подружка (ж//з),

Окончание  как в слове семья. 

................................................





Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.





























Карточка № 1.

1  уровень

Задание: выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом.

Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

2  уровень.

Задание: разбери слова по составу.

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.





Карточка № . 2

1 уровень

Задание: выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом. .

Галчонок неожиданно для всех научился самостоятельно есть.

2  уровень

Задание: разбери слова по составу.                                   

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка





Карточка № 3 .

1 уровень.

Задание: выписать  слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Комбайнеры уже убрали урожай.

2 уровень.   Задание:разбери слова по составу.

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.





Карточка № 4 .

1 уровень.

Задание: выписатьслова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Полетели листочки с деревьев по ветру, запрыгали по земле.

2 уровень. Задание: разбери слова по составу.

Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, грибник, вырубка.




Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)






Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)






Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)






Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)






Однажды утром Гномик решил отправиться в путешествие. Он вышел из домика и …

(пошёл, перешёл, подошёл, взошёл, сошёл, ушёл, обошёл, дошёл, вошёл, зашёл.)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание

Автор: Кусатаева Айна Мукатовна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Приставка и её варианты. Суффикс и его варианты. Окончание."
    ["seo_title"] => string(62) "pristavka-i-ieio-varianty-suffiks-i-iegho-varianty-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "262604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449392583"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока " Образование слов при помощи суффиксов" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "167957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423153630"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Тест по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(24) "tiest-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "105050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402811217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "конспект урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний у существительных единственного числа" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-padiezhnykh-biezudarnykh-okonchanii-u-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "133827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства