Просмотр содержимого документа
«Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание»
5 класс Русская речь
Тема: Приставка и ее варианты. Суффикс и ее варианты. Окончание.
Цель урока:Уточнить понятия «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу;
Задачи:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память. - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу. Коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления. Оборудование: компьютер, опорная схема, презентация к уроку, кроссворд, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент. 1. Слово учителя:
Психологический настрой.(притча) Жил на свете мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её омертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках сегодня создать ту атмосферу на уроке, чтобы мы успешно написали с вами диктант.
2. Эпиграф к уроку: Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.
ІІ. Объяснение нового материала.
(Слаиды по теме урока).
Суффикс и его варианты. Приставка и ее варианты.
Слово учащимся:
- Это графическое изображение окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
ІІІ.Закрепление изученного материла.
1.Орфографическая пятиминутка.
Задание: (Слаиды).
2.Работа с учебником. Упр. 162,стр. 72.
Задание: Как вы назовете того, кто играет в футбол, в баскетбол, в шахматы; на баяне, на гитаре, на пианино?
Запишите полученные слова в тетрадь и объясните, как они образовались.
Футболист, баскетболист, шахматист, пианист, баянист, гитарист.
Задание * стр.75. Образовать слова с помощью данных приставок,
написать их в 2 столбика:
в 1-й-со значением приближения,
во 2-й- со значением удаления
3. Творческая работа в группах. «Собери слова из морфем».
Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик, посадка) и разобрать по составу.
4.Игра.
Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что
нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.
Я вам говорю: (Что вы сделаете?)
В -! Входим в дом.
У -! Уходим от дома.
Об - ! Обходим от дома.
От - ! Отходим от дома.
Почему мы понимаем друг друга?
Верно. В каждой приставке есть свой смысл.
5. Работа по карточкам:
Карточка№1. Прочитайте и распределите данные слова на три группы: ГРИБОК, ОГОНЁК, СТОЛБИК, САДИК, УГОЛЁК, ЛИСТОК, СТЕБЕЛЁК, МОСТИК. В 1 группу запишите слова с суффиксом –ок-; Во 2 группу с суффиксом – ёк-; В 3 группу с суффиксом –ик-.
Карточка №2. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени. РЫБА- … ВЕСНА - ….. ПТИЦА - ….. КАША - …… БУМАГА - ….. (рыба – икра, весна – зима, птица – яйцо, каша – крупа, бумага - дерево). - Запишите данные пары слов, выделите окончания. - Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)
6. Творческое задание:расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.
ВЫ- …
1-ое слово.Приставка как в слове прехорошенькая,
Корень как в слове красавица,
Суффикс как в слове вольный,
Окончание как в слове счастливые;
Вы прекрасные
2-ое слово.Корень как в слове ученый,
Суффикс как последний суффикс в слове певуче,
Суффикс как в слове лесник
Окончание как в слове рыбаки;
ученики
3-е слово. Корень как в слове вера,
Суффикс как в слове летняя,
Окончание как в слове любимые;
и верные
4-ое слово. Корень как в слове подружка (ж// з),
Окончание как в слове семья.
друзья
Вы прекрасные ученикии верные друзья.
ІҮ. Подведение итогов.
1. Решить кроссворд.
По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
2. Вывод:Приставка и суффикс – значимые части слова.
Прочитайте и распределите данные слова на три группы:
ГРИБОК, ОГОНЁК, СТОЛБИК, САДИК, УГОЛЁК, ЛИСТОК, СТЕБЕЛЁК, МОСТИК. В 1 группу запишите слова с суффиксом –ок-; Во 2 группу с суффиксом – ёк-; В 3 группу с суффиксом –ик-.
Карточка №2
Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени.
РЫБА- … ВЕСНА - ….. ПТИЦА - ….. КАША - …… БУМАГА - ….. (рыба – икра, весна – , птица – , каша – крупа, бумага - ). - Запишите данные пары слов, выделите окончания. - Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)
Расшифровать телеграмму, составив из морфемслова.
ВЫ- …
1-ое слово.Приставка как в слове прехорошенькая,
Корень как в слове красавица,
Суффикс как в слове вольный,
Окончание как в слове счастливые;
Вы прекрасные
2-ое слово.Корень как в слове ученый,
Суффикс как последний суффикс в слове певуче,
Суффикс как в слове лесник
Окончание как в слове рыбаки;
ученики
3-е слово. Корень как в слове вера,
Суффикс как в слове летняя,
Окончание как в слове любимые;
и верные
4-ое слово. Корень как в слове подружка (ж// з),
Окончание как в слове семья.
друзья
Расшифровать телеграмму, составив из морфемслова.
ВЫ- …
1-ое слово. Приставка как в слове прехорошенькая,
Корень как в слове красавица,
Суффикс как в слове вольный,
Окончание как в слове счастливые;
...........................................
2-ое слово.Корень как в слове ученый,
Суффикс как последний суффикс
в слове певуче,
Суффикс как в слове лесник
Окончание как в слове рыбаки;
.............................................
3-е слово. Корень как в слове вера,
Суффикс как в слове летняя,
Окончание как в слове любимые;
..............................................
4-ое слово. Корень как в слове подружка (ж//з),
Окончание как в слове семья.
................................................
Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.
Карточка № 1.
1 уровень
Задание:выписать слова, образованные приставочным или суффиксальным способом.