8 класс, русский язык, урок № 30
Тема : «Приложение как вид определения.»
Цели урока:
- Формировать знания о приложении как вида определения; развивать умение находить определения в предложении; научить ставить знаки препинания при приложениях
- Совершенствовать связную монологическую речь, внимание
- Воспитывать самостоятельность;
- коррекция и развитие связной письменной речи
Тип урока: комбинированный
Оборудование: дидактический материал.
Ход урока:
- Оргмомент: рапорт дежурного, определение отсутствующих;запись числа; настрой учащихся на работу, организация внимания;проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);сообщение темы и цели урока.
- Словарная работа. – работа с орфографическим словарем.Повторите. Двойные согласные могут стоять на стыке морфем и находиться в корне-словарные слова. Те…ритория, те.рорист, анте…а, а…уратный, во…тановление, агре…ия, коло.а, и…юстрация, профе…ия, гла…врач, гу.низм, гру…па.
- Грамматический разбор предложения: Приложение как вид определения.
- Сообщение нового материала:
- Объяснение учителя: Приложение-это особый вид определения, выраженного существительным, согласованным с определяемым слово в падеже. Например: Ночевала тучка на груди утеса-великана. П/е обозначает:
- Профессию: Врач Сергеева уехала.
- Национальность: Возница – киргиз сидел в телеге.
- Возраст: Бабушка- старушка у окна сидит.
- Родственные связи: Внук шофер из-за руля кланяется деду.
- Различные качества предмета: Вьется улица-змея.
- Имена собственные: Река Дон разлилась.
- Мы выписываем газету «Арна»
- Наблюдение :
- Где может стоять приложение?
- Какой знак препинания употребляется при нем?
- От чего зависит постановка дефиса?
- Вывод:
- Если одиночные приложение и опредеяемое слово являются существительными, то между ними ставится дефис.
- Дефис ставится и тогда, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу. Сравните: Кремль стоит на берегу Москвы- реки. Река Москва закована в гранит.
- Постановка кавычек при имени собственном.
- Работа с учебником - § - чтение правила.
- Закрепление полученных знаний
- Диктант. Указать приложение. Белые чайки- рыболовы с криком носились над Доном. Высоко стоит солнышко, горячо печет землю- матушку. Женщина – врач оказала помощь. Бродят ветры-скоморохи, задевают провода. И пели девочки- подростки на берегу своей реки Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.. Подошел буксир «Кочегар» с тремя баржами-нефтянками. Сравнение. Переставить местами главное и зависимое слово. Что от этого изменится?
- Сравнение. В скачках участвовали красавцы кони. – В скачках участвовали кони –красавцы. У ворот склада стоял старик сторож. На берегу реки вырос гигант завод. Вывод: дефис ставится, если П/е стоит после главного слова.
- Творческая работа. Подобрать к выделенным сущ/м приложения с теми значениями, которые указаны в скобках. На фестивале выступали студенты (национальность). Они на русском языке декламировали стихи поэта (фамилия). Артист городского театра спел арию из оперы (название) композитора (фамилия).
- Словарный диктант: сапоги-скороходы, художник-маринист, камни-вертуны, Иван-царевич, Дюма-отец, старик охотник, птица галка, повесть «Маленький принц», герой-путешественник, фильм «Калина красная», жук-дровосек, попугай какаду, река Или, журнал «Силуэт».
- Работа с учебником- упр.