kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской                                    

                                               помощи при носовом  кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном, капилярном и носовом кровотечении.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

Воспитательные:

  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  • карточки с кластером (приложение № 1)
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)
  • учебная электронная презентация (приложение № 3)
  • система для переливания раствора (капельница)
  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)
  • видеоролик

Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ технологии
  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения

       Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Ход урока

1.  Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует.

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация знаний (10 мин)

- Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?

- От чего у человека может возникнуть   кровотечение?

- Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач.

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

СЛАЙД 3.

Молодцы, отлично! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?

Ответы учащихся: о видах кровотечений.

Задачи проблемного характера:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.

3.   Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.

- Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

- Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.

- Как вы думаете, какая тема  нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. - "Первая помощь при кровотечении"

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь тему урока

4.  Изучение нового материала – 20минут.

 Нахождение способов остановки кровотечения

Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд, например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

 Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Запишем их в тетрадь.

5.  Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения)       СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)

Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.

СЛАЙД 6.         

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.  Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.

Предлагаю вам применить данные способы на практике.

Перед нами учебный тренажер, на нем отрабатываются навыки оказания различной ПМП.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)

Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)

7.Закрепление

У детей на столе лежит модель кластера.

- Вы должные его заполнить, указав для каких частей тела применимы изученные сегодня способы остановки кровотечения.

СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.

8.  Подведение итогов.

- Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?

Жгут - то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

- Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице?   

 СЛАЙД 8.

Составляем синквейн со словом ЖГУТ.

Жгут.

Резиновый, тянущийся.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

Помощь.

-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

- Где мы можем применить наши знания?

Учитель выставляет оценки.

Отвечают:

Наложение жгута.

Отвечают:

Регулятивные УУД

Оценка Рефлексия

 Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

Ребята на доске нарисовано солнышко, но на нём нет лучиков. Выходя из класса я попрошу каждого из вас приклеить лучик. Если урок понравился - жёлтый, не очень - зелёный, не понравился - синий.

8.   Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник

Приложение № 1 (в презентации)

Первое задача

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.

Вторая задача

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.

Третья  задача

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.

Приложение № 2 (карточки)

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения

Приложение № 3 (карточки)

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  • Измерить температуру и дать обезболивающее.
  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  • Положить на спинку носа холод.
  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

(Правильный ответ:

 -Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

 -Положить на спинку носа холод.

 -Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

 -Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Виды кровотечений. Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении"»

Тема урока: Виды кровотечений. Оказание первой медицинской

помощи при носовом кровотечении.

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель: Дать учащимся понятие о способах остановки кровотечений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление об оказании первой помощи при венозном, артериальном , капилярном и носовом кровотечении.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия; учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.

Воспитательные:

  • гуманное отношение к обществу, сострадание, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  • карточки с кластером (приложение № 1)

  • карточки с заданиями для индивидуальной работы (приложение № 2)

  • учебная электронная презентация (приложение № 3)

  • система для переливания раствора (капельница)

  • аптечка (лед, перекись водорода, вата, носовой платок, бинт, жгут, индивидуальный перевязочный пакет)

  • видеоролик



Используемые педагогические технологии:

  • Интерактивное обучение с использованием технологии КСО

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ технологии

  • Технология критического мышления

  • Технология проблемного обучения











       Этапы и виды деятельности учителя и учащихся с методическим обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент – 1 минута.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует .

Сообщают о готовности класса к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

Формирование умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им







2. Актуализация знаний (10 мин)

- Давайте вспомним о чем мы с вами говорили на прошлом уроке ?


- От чего у человека может возникнуть

кровотечение?




- Как видите причин возникновения кровотечения много. Для того, чтобы правильно оказать помощь пострадавшему, необходимо знать о классификации кровотечений. Давайте вспомним о существующих видах кровотечений путём решения ситуационных задач. (Вывести на экран)

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

СЛАЙД 3.



















Молодцы, отлично!! А кто из вас вспомнит ещё один вид кровотечений, который чаще всего возникает при несчастных случаях, авариях, катастрофах, когда у пострадавшего множественные повреждения и поверхностные и глубокие раны?


Ответы учащихся: о видах кровотечений.


Ответы учащихся:

Повреждение острым, предметом предметом, резкий тупой удар, заболевания крови.


Задачи:

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение венозное.

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение артериальное.

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Капиллярное кровотечение.


Отвечают:

Смешанное кровотечение


Познавательные УУД

Формирование действия классификации

3. Целеполагания и мотивация учебной деятельности – 2 минуты.


- Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Например, (Друг поранил руку, что делать?)

- Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо обладать определенными знаниями.


- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

СЛАЙД 4. - "Первая помощь при кровотечении"







Отвечают на вопросы.







Записывают в тетрадь тему урока

Регулятивные УУД

Формирование действия прогнозирования



Коммуникативные УУД.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме


4. Изучение нового материала – 20минут.

Нахождение способов остановки кровотечения



Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Мне нужно 2 добровольца (желающие выходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд , например артерия (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача – выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь.

К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?

Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием (Приложение №2) на доске.

Итак, что мы сейчас с вами сделали?

Запишем их в тетрадь.





Искать способы остановки кровотечения.

















Отвечают ученики:

Нашли способы остановки кровотечения.


Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

Формирование умения отвечать на вопросы

5. Работа с учебником

Давайте прочитаем, что об этих способах у нас написано в учебнике?

Прижатие пальцами артерии (стр.130)

Наложение давящей повязки (стр.132)

Максимальное сгибание конечности (стр.133)

Придание возвышенного положения конечности (стр.134)

Наложение жгута (Посмотрим видео о правильности применения жгута для остановки кровотечения) СЛАЙД 5.

Остановка кровотечения из носа (стр.135)

(этот способ дополнительно записать в тетрадь)


Работа учащихся с учебником.

Учитель показывает способы остановки кровотечения на Гоше и на себе.


Просмотр видео.


Познавательные УУД

Общеучебные

Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Поиск и выделение необходимой информации через применение методов информационного поиска


СЛАЙД 6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



6. Закрепление новых знаний

Мы с вами познакомились со способами остановки различных видов кровотечений.


Предлагаю вам применить данные способы на практике.

Перед нами учебный тренажер, на нем отрабатываются навыки оказания различной ПМП.

Приглашаю 3 желающих к доске. (Раздаются карточки с заданием для выполнения на тренажёре). Выбирайте карточки с заданиями.

(Приложение 3)










Выполняют задание по карточкам.

(На тренажере показывают способы остановки кровотечения)





Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества

Совместное обсуждение проблемы и выполнение задания в паре

Познавательные УУД

Логические универсальные действия

Формирование действия анализа объектов с целью выделение признаков

7.Закрепление

У детей на столе лежит модель кластера.

- Вы должные его заполнить, указав для каких частей тела применимы изученные сегодня способы остановки кровотечения.


СЛАЙД 7.

Зачитывают свои варианты ответов, учитель выводит на экран правильные варианты.


8. Подведение итогов.


- Как вы думаете, какой способ остановки кровотечения является самым действенным?


Жгут - то необходимое средство для первой помощи, которое необходимо и врачу, и спасателю, и обычному человеку.

- Где же взять жгут, если беда с человеком произошла на улице? СЛАЙД 8.


Составляем синквейн со словом ЖГУТ.

Жгут.

Резиновый, тянущийся.

Перетягивает. Останавливает. Помогает.

Способствует быстрой остановке кровотечения.

Помощь.


-Вот и подошел к концу наш урок, что вам понравилось? Что нового вы узнали?

- Где мы можем применить наши знания?


Учитель выставляет оценки.


Отвечают:

Наложение жгута.







Отвечают:

Регулятивные УУД

Оценка Рефлексия

Формировать умения выделять и осознавать учащимися того, что уже освоено и что еще нужно освоить.

9. Рефлексия – 2 минуты

Ребята на доске нарисовано солнышко, но на нём нет лучиков. Выходя из класса я попрошу каждого из вас приклеить лучик. Если урок понравился - жёлтый, не очень - зелёный, не понравился - синий.



8. Домашнее задание – 1 минута.

Ваше домашнее задание. Первая медицинская помощь при различных видах кровотечений. п.29

Записывают задание в дневник








Купить: стикеры (жёлтый, синий, зелёный);

Нарисовать : солнышко; Желтый квадрат, зеленый треугольник, красный круг.

Напечатать: приложения.






Приложение № 1 (в презентации)


Первое задача

1.При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения? Кровотечение ___________________.


Вторая задача

2.Иван ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения? Кровотечение ____________________.


Третья задача

3.Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения? Кровотечение __________________.





Приложение № 2 (карточки)

Прижатие артерии пальцами

Наложение жгута

Наложение давящей повязки

Максимальное сгибание конечности

Придание конечности возвышенного положения


Приложение № 3 (карточки)

1. Рана пострадавшего на ноге. Остановите кровотечение при помощи наложения жгута.

2. Рана пострадавшего на руке. Остановите кровотечение при помощи давящей повязки.

3.Выбрать правильные действия при оказании первой помощи другу (подруге) при кровотечении из носа.

  • Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.

  • Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

  • Измерить температуру и дать обезболивающее.

  • Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

  • Положить на спинку носа холод.

  • Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.


(Правильный ответ:

-Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

-Положить на спинку носа холод.

-Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

-Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шабельник Татьяна Вячеславовна

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344360

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства