|   -Прочитайте запись на доске:  Доброе слово лечит, а злое калечит.      -Чем является эта запись?          -Докажите, что это предложение.          -Объясните смысл пословицы.      -Назовите имена прилагательные.      -Докажите, что это имена прилагательные.      -Что вы можете о них сказать ещё?      -Как называются слова, противоположные по смыслу?      -Какими ещё по смыслу могут быть слова?      -Как называются они?              -Сформулируйте тему нашего урока.          -Как вы считаете, какая будет цель у   нас на уроке?                          -Запишите в тетрадь прилагательные из пословицы.              На партах карточки с пословицами:  Маленькое дело лучше большого безделья.  В здоровом теле—здоровый дух.  Хорошая книга лучший друг.  Старый друг лучше новых двух.  -Выберите те пословицы, где есть прилагательные противоположные по смыслу.      -Прочитайте выбранные пословицы, назовите прилагательные.          -Запишите в тетради эти пословицы, подчеркните прилагательные.          -Повторите цель урока.          -С какими прилагательными сейчас работали?      -Прочитайте слова на доске.  большое, спелое, крупное      -Можно ли объединить их в группу?  -Что для этого нужно сделать?          -Чем похожи?              -Какое слово лишнее? Что нужно сделать, чтобы его найти?      -Назовите лишнее слово.      -По какому признаку оно лишнее?                      -Что вы скажете о 1 и 3 прилагательных?          -Как вы считаете, сколько синонимов можно подобрать к одному прилагательному?          -Подберите синонимы к прилагательному умный.              -Как вы думаете, есть ли ещё?      -Где можно посмотреть есть ли синонимы ёщё? (Словарь синонимов).          -Повторите цель урока.          -Подберите синонимы к прилагательным:    секретный  забавный  молочный  верный              -Попробуйте сделать выводы по своим наблюдениям.                                                              Итог урока.  -Повторите тему урока и цель.      -Удалось ли достичь цели?                  -Какие знания вам понадобились сегодня на уроке?      -Какие новые знания вы приобрели?      -Где они вам могут пригодиться?      Домашнее задание.       |    Учащиеся читают.      Отвечают на вопрос:  -Это пословица, предложение.          -Слова связаны по смыслу, мысль закончена, первое слово с заглавной буквы, в конце стоит точка.  Объясняют.      Называют: доброе ,злое.          -Они обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какое?  -Прилагательные среднего рода, противоположные по смыслу.      -Антонимы.      -Близкими по смыслу.          -Синонимы.              Работа в парах, варианты ответов.  Тема урока «Прилагательные близкие и противоположные по смыслу».      Работа в парах, варианты ответов.  Цель: различать прилагательные близкие и противоположные по смыслу, подбирать такие прилагательные, узнать о них что-то новое.      Дети записывают: доброе, злое.                                              Работа в парах: читают, обсуждают, выбирают.      Ребята читают первую и последнюю пословицы, называют прилагательные: маленькое—большого, старый—новых.      Записывают, подчёркивают.          Повторяют.          Отвечают на вопрос.          Читают.          -Найти похожее.  Наблюдают, думают, ищут.          -Это прилагательные, среднего рода, единственного числа, отвечают на вопрос какое?      -Найти разницу.  Наблюдают, ищут.      -спелое      -1 и 3 прилагательные обозначают размер, а это прилагательное обозначает признак зрелости плода, готовности к применению.          -Это прилагательные близкие по смыслу—синонимы.          Ребята высказывают свои предположения.              Работа в парах.  Ответы детей: умный—сообразительный, мудрый, толковый.          Предположения детей.                          Повторяют.              Работа в парах, ответы детей:  -тайный  -весёлый, смешной  ---?  -правильный (ответ), преданный (друг)          Ответы ребят, обсуждение.      Выводы: 1) к некоторым прилагательным нельзя подобрать синонимы;  2) у одного и того же прилагательного могут быть синонимы разные по смыслу в зависимости от имени существительного, с которым прилагательное связано.                              Ребята повторяют.      Осуждение в парах, ответы детей, выводы: удалось частично, будем продолжать на следующих уроках.          Ответы детей.          Ответы детей.      Ответы детей.                       |