-Прочитайте запись на доске: Доброе слово лечит, а злое калечит. -Чем является эта запись? -Докажите, что это предложение. -Объясните смысл пословицы. -Назовите имена прилагательные. -Докажите, что это имена прилагательные. -Что вы можете о них сказать ещё? -Как называются слова, противоположные по смыслу? -Какими ещё по смыслу могут быть слова? -Как называются они? -Сформулируйте тему нашего урока. -Как вы считаете, какая будет цель у нас на уроке? -Запишите в тетрадь прилагательные из пословицы. На партах карточки с пословицами: Маленькое дело лучше большого безделья. В здоровом теле—здоровый дух. Хорошая книга лучший друг. Старый друг лучше новых двух. -Выберите те пословицы, где есть прилагательные противоположные по смыслу. -Прочитайте выбранные пословицы, назовите прилагательные. -Запишите в тетради эти пословицы, подчеркните прилагательные. -Повторите цель урока. -С какими прилагательными сейчас работали? -Прочитайте слова на доске. большое, спелое, крупное -Можно ли объединить их в группу? -Что для этого нужно сделать? -Чем похожи? -Какое слово лишнее? Что нужно сделать, чтобы его найти? -Назовите лишнее слово. -По какому признаку оно лишнее? -Что вы скажете о 1 и 3 прилагательных? -Как вы считаете, сколько синонимов можно подобрать к одному прилагательному? -Подберите синонимы к прилагательному умный. -Как вы думаете, есть ли ещё? -Где можно посмотреть есть ли синонимы ёщё? (Словарь синонимов). -Повторите цель урока. -Подберите синонимы к прилагательным: секретный забавный молочный верный -Попробуйте сделать выводы по своим наблюдениям. Итог урока. -Повторите тему урока и цель. -Удалось ли достичь цели? -Какие знания вам понадобились сегодня на уроке? -Какие новые знания вы приобрели? -Где они вам могут пригодиться? Домашнее задание. | Учащиеся читают. Отвечают на вопрос: -Это пословица, предложение. -Слова связаны по смыслу, мысль закончена, первое слово с заглавной буквы, в конце стоит точка. Объясняют. Называют: доброе ,злое. -Они обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какое? -Прилагательные среднего рода, противоположные по смыслу. -Антонимы. -Близкими по смыслу. -Синонимы. Работа в парах, варианты ответов. Тема урока «Прилагательные близкие и противоположные по смыслу». Работа в парах, варианты ответов. Цель: различать прилагательные близкие и противоположные по смыслу, подбирать такие прилагательные, узнать о них что-то новое. Дети записывают: доброе, злое. Работа в парах: читают, обсуждают, выбирают. Ребята читают первую и последнюю пословицы, называют прилагательные: маленькое—большого, старый—новых. Записывают, подчёркивают. Повторяют. Отвечают на вопрос. Читают. -Найти похожее. Наблюдают, думают, ищут. -Это прилагательные, среднего рода, единственного числа, отвечают на вопрос какое? -Найти разницу. Наблюдают, ищут. -спелое -1 и 3 прилагательные обозначают размер, а это прилагательное обозначает признак зрелости плода, готовности к применению. -Это прилагательные близкие по смыслу—синонимы. Ребята высказывают свои предположения. Работа в парах. Ответы детей: умный—сообразительный, мудрый, толковый. Предположения детей. Повторяют. Работа в парах, ответы детей: -тайный -весёлый, смешной ---? -правильный (ответ), преданный (друг) Ответы ребят, обсуждение. Выводы: 1) к некоторым прилагательным нельзя подобрать синонимы; 2) у одного и того же прилагательного могут быть синонимы разные по смыслу в зависимости от имени существительного, с которым прилагательное связано. Ребята повторяют. Осуждение в парах, ответы детей, выводы: удалось частично, будем продолжать на следующих уроках. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |