kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы сжатия текстов различных стилей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен дополнительный материал в помощь учителю для подготовки к экзамену ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы сжатия текстов различных стилей»

Тема урока: Приёмы сжатия текста.

Цель урока:

  1. формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

  2. формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

  3. отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.

                                  План-конспект.

1.Организационый момент.

Здравствуйте. На наш урок пришли гости, давайте покажем, чему мы научились и что умеем делать. Сегодня у нас урок развития речи.

-Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока .Приемы сжатия текста.(еще такие приемы называют компрессией).

Я давал задание индивидуальное , связанное со словом компрессия.Пожалуйста.

-Как вы думаете какая, исходя из данной темы цель нашего урока?

-Напоминанию, что цели нужно начинать формулировать с глагола.

  1. формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;

  2. формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;

  3. отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.



-Хорошо, а теперь попробуйте обозначить проблемные вопросы .

(Как правильно сжимать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?)

Вввод: Вы всё сказали правильно. Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно передавать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственной письменной работе.

2. Повторение теоретического материала

1. – Чем сжатое изложение отличается от подробного? (Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его  композиционной и языковой особенностей; Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

2. – Какие приёмы сжатия текста вы знаете?

1. Прием слияния

2.Прием замены

3.Прием исключения

3-.Что характерно для каждого према?

4.-Что можно исключить из текста, чтобы сжать его, не потеряв основную мысль? (можно всё, что напрямую не относится к сути высказывания)

5.- Что такое микротема? Как определить микротемы? (это тема фрагмента текста, его части)

Молодцы! Повторили теоретический материал, а теперь приступим непосредственно к практике.

3. Работа на закрепление материала.

 1. Практическая работа (коллективная) .Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей. Выполняется группой.

Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст. Для этого нам необходимо соединить простые предложения в сложные и правильно их расположить.

Задание 1. Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Соедините простые предложения в сложные с  помощью  слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

  1. Этот обычай родился много столетий назад.

  2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

  3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

  4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.

  5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

  6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

  7. Открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и разойдёмся».

  8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Правильным будет такой текст:

Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку. Этот обычай родился много столетий назад, когда мужчина отправлялся в путь только вооруженным, потому что каждый встречный мог оказаться врагом. Тогда открытая ладонь правой руки означала: «Я не держу оружия, давай мирно встретимся и мирно разойдемся». Теперь этот смысл утрачен – осталось правило этикета. Однако человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подают.

- Любой текст состоит из предложений, связанных  по смыслу и грамматически. Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и конструкции. Предлагаю вам текст, в котором они отсутствуют.

Задание 2. 

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

Задания:

  1. Подчеркните ключевые слова в тексте.

  2. Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово «например».

  3. Кратко передайте содержание текста, используя схему «Тезис1- Пример!- НО Тезис2», по возможности сохранив в пересказе «ключевые» слова.

(Вариант сжатого изложения: Раньше торговали, обменивая одни товары на другие, например, металлические изделия на древесину. Но со временем любой товар стало возможным обменять на золото.)

- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.

  Задание №4

 Каждая группа работает со своим заданием.(7-8 минут).

1 группе: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния

 О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом   словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

    Вариант ответа:

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

2 группе: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены

 М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры  с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим  деятелем.

     Вариант ответа:

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 группе: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

 За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил  сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов  было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из  досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    Вариант ответа:

     За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

    -Время истекло. Внимание каждой группе приготовиться к ответу . Слушаем по 1 учащемуся от каждой группы.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.

5.Физкультминутка

Задание 6.

Проведение тестирования.

На столах для каждого приготовлен листок для Тестирования.

На выполнение текста отводится 5 минут.

Выполнение закончено. Поменяйтесь листами и проведите взаимопроверку .

На доске переварачивает ответы

2,1,3,1,2.

Возле таблицы поставьте баллы

5 ответов верно-3 балла

4 ответа верно - 2 балла

3 ответа верно – 1 балл

Задание 7.

Написание сиквейна.

Повторите алгоритм написания сиквейна

Предлагаю написать сиквейн

На тему «Сжатое изложение».

Пример показан в презентации.

Задание 8.

Выставление оценок в «Листах учета знаний».

Выставление оценок в журнал. Ученики сами говорят заработанные оценки.



9.Домашнее задание.

5 задание для всего класса.

1-4 по желанию.

10. Рефлексия.

Ребята , я предлагаю провести рефлексию по следующим вопросам:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Посмотрите ещё раз на тему нашего урока. Как вы ощущаете свою готовность к сжатому изложению на ГИА?

Какие трудности испытывали?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы сжатия текстов различных стилей

Автор: Захаров Сергей Михайлович

Дата: 06.07.2016

Номер свидетельства: 337022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа элективного курса "Приемы сжатия текста" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-eliektivnogho-kursa-priiemy-szhatiia-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "128798"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415561561"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Практикум по подготовке к сжатому изложению "
    ["seo_title"] => string(49) "praktikum-po-podghotovkie-k-szhatomu-izlozhieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "144076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418651993"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_komplieksnyi_analiz_tieksta_podgh"
    ["file_id"] => string(6) "356985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478680690"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Л.н. толстой. «кавказский пленник»"
    ["seo_title"] => string(30) "l_n_tolstoi_kavkazskii_plennik"
    ["file_id"] => string(6) "529453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575088118"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_16"
    ["file_id"] => string(6) "530034"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1575385522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства