План- конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Учитель: Баишева Р.Б.
Тема урока: СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ГЛАВНЫМ СЛОВОМ - ГЛАГОЛОМ
Цель: 1.Научить детей моделировать словосочетания и уметь отличать их от слова, продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания; познакомиться с деятельностью выдающихся ученых-лингвистов А.А. Пешковского, Шахматова
2. Развивать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетаниях.
3. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к родной природе.
Оборудование: на партах раздаточный материал; на доске – эпиграф к уроку; интерактивная доска, проектор и экран для показа слайдов
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие «Дан звонок»
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно читать.
Лингвистическая разминка. Работа с интерактивной доской. Задание на повторение изученных тем. Дети вставляют пропущенные буквы и компьютер определяет правильность ответов.
Проверка домашнего задания
А) заполнение таблицы - 1 группа читает словосочетания прил+сущ, 2 группа – сущ+сущ или РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ С ПРАВИЛЬНЫМИ ОТВЕТАМИ. ОЦЕНИВАНИЕ САМИХ СЕБЯ.
Б) воспитанников рассказывают, что они узнали о лингвистах, которые занимались изучением синтаксиса ( А.М.Пешковский, А.А.Шахматов).
Фронтальный опрос: Что такое синтаксис? Что вы можете сказать о слове и сочетании слов? Каково строение словосочетания? На какие виды делятся словосочетания? Оценивают каждый себя сам.
Сообщение темы и целей урока.
Работа с эпиграфом.
Эпиграф:
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
С.Маршак
Обратите внимание на эпиграф урока, давайте запишем его и послушаем «Зимнюю песню» Петра Ильича Чайковского.
Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:
- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти, печали?
Предлагаю вам совершить прогулку по зимнему парку, полюбоваться красотой природы, а также продолжим работу над словосочетанием.
Постановка и решение проблемной ситуации.
(Проектируется два столбика слов.)
Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. | Над глухой степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. И.Никитин. |
– Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.)
Работа для групп
Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. (слова записаны на интерактивной доске).
Мохнатые, снежинка; закружить, воздух; крупная, снежинки; спуститься герой; смелый снег.
– Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).
Объяснение новой темы. Работа по схеме и по слайдам.
Весь материал по теории данного вопросы представлен в презентации.
ЗАПОМНИ!!!
Словосочетанием не являются: а)сочетание подлежащего и сказуемого;
б)однородные члены предложения.
Закрепление материала. Просмотр 5 слайдов о зиме.
Работа по карточке №1 - Составление и заполнение таблиц
Задание 1. Прочитайте стихотворение, выпишите грамматические основы в один столбик, словосочетания в другой. Ученики у доски работают всей группой. Руководитель оценивает.
Льдом закована река
В крепкие оковы
И пришел издалека
К нам мороз суровый
Почернели до весны
Ветки дубов, кленов,
Лишь у ели и сосны
Цвет зимой зеленый
Вся природа замерла,
Затаилась в зимней спячке,
Ждет весеннего тепла
И лучей веселой ласки.
Ответ:
Грамматическая основа (главные члены предложения – подлежащее и сказуемое) | Словосочетание |
закована река пришел мороз почернели ветки природа замерла, затаилась, ждет | в крепкие оковы почернели ветки весеннего тепла лучей ласки веселой ласки в зимней спячке пришел издалека мороз суровый |
Физминутка
А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Работа по карточке №2.
Задание восстанови загадки, отгадай их. Выпиши словосочетания с главным словом – глаголом
Загадки
(Гулять) в поле, да не ночь.
(Летать) на воле, да не птица.
Белые мухи на поле (сидеть).
Лечу, кручу, на весь мир (ворчать).
Работа по учебнику – упражнение 257, стр.100
Задание: 1-я группа выписывает пять именных словосочетаний, а 2-я группа выписывает пять глагольных словосочетаний.
Объяснение домашнего задания (на слайде)
Итог урока
– Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока.
Материал к уроку
Проверочный тест
1. Укажите именные словосочетания:
А) устный счет;
Б) участие в соревновании;
В) участвовать в игре;
Г) чествовать победителя;
Д) шел по дороге.
2. Укажите глагольные словосочетания:
А) гигантский завод;
Б) сверкнуть на солнце;
В) доблестный воин;
Г) неприятный запах;
Д) работать на поле.
3. Найдите глагольные словосочетания:
А) ужасный ветер;
Б) расстилаться по равнине;
В) искусный мастер;
Г) вершина ели;
Д) собирать крыжовник.
Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.
Предыдущее домашнее задание.
Составь словосочетания.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небе
(родной) края
Зовет к (ты)
Маленький (мышь) (раскидистая) тополь Подошли к (река) (свинцовый) тучи
Прочитать текст. Вставить пропущенные орфограммы. Заполнить таблицу.
Словосочетания |
Прилаг + Сущ | Сущ + Сущ |
| |
Ноябрь-предзимний месяц. Он со…диняет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – нач…ло ненастий. Еще м…р…сят зат…жные д…жди, но уже кружится в воздухе белый сн…жок. Сне… пятнами лож…тся в д…лине, укр…шает д…ревья, кусты. Все ч…ще ст…ит непогода. Природа замирает в ож…дании зимы.
ПРОВЕРЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1.
Сверкали в траве, на ясном небе, родные края, зовет к тебе,
маленькая мышь, раскидистый тополь, подошли к реке, свинцовые тучи
Задание 2.
Ноябрь - предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят затяжные дожди, но уже кружится в воздухе белый снежок. Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты. Все чаще стоит непогода. Природа замирает в ожидании зимы.
Словосочетания |
Прилаг + Сущ | Сущ + Сущ |
предзимний месяц глубокую осень затяжные дожди белый снежок | осень с зимой начало ненастий в ожидании зимы |
Работа по карточке №1 - Составление и заполнение таблиц
Задание 1. Прочитайте стихотворение, выпишите грамматические основы в один столбик, словосочетания в другой.
Льдом закована река
В крепкие оковы
И пришел издалека
К нам мороз суровый
Почернели до весны
Ветки дубов, кленов,
Лишь у ели и сосны
Цвет зимой зеленый
Вся природа замерла,
Затаилась в зимней спячке,
Ждет весеннего тепла
И лучей веселой ласки.
Грамматическая основа (главные члены предложения – подлежащее и сказуемое) | Словосочетание |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Работа по карточке №2.
Задание восстанови загадки, отгадай их. Выпиши словосочетания с главным словом – глаголом
(Гулять) в поле, да не ночь.
(Летать) на воле, да не птица.
Белые мухи на поле (сидеть).
Лечу, кручу, на весь мир (ворчать).
Работа по карточке №2.
Задание восстанови загадки, отгадай их. Выпиши словосочетания с главным словом – глаголом
(Гулять) в поле, да не ночь.
(Летать) на воле, да не птица.
Белые мухи на поле (сидеть).
Лечу, кручу, на весь мир (ворчать).
Работа по карточке №2.
Задание восстанови загадки, отгадай их. Выпиши словосочетания с главным словом – глаголом
(Гулять) в поле, да не ночь.
(Летать) на воле, да не птица.
Белые мухи на поле (сидеть).
Лечу, кручу, на весь мир (ворчать).
Работа по карточке №2.
Задание восстанови загадки, отгадай их. Выпиши словосочетания с главным словом – глаголом
(Гулять) в поле, да не ночь.
(Летать) на воле, да не птица.
Белые мухи на поле (сидеть).
Лечу, кручу, на весь мир (ворчать).
Работа по карточке №2.
Задание восстанови загадки, отгадай их. Выпиши словосочетания с главным словом – глаголом
(Гулять) в поле, да не ночь.
(Летать) на воле, да не птица.
Белые мухи на поле (сидеть).
Лечу, кручу, на весь мир (ворчать).