Тип урока: урок-изучения и первичного закрепления знаний по новой теме.
Форма урока: - погружение в тему.
Цель урока: использование в устной и письменной речи обращения и грамотного его оформления.
Задачи: 1) повторить однородные члены предложения; 2) познакомить учащихся с понятием «обращение», рассмотреть способы их выражения и роль в предложении; научить находить обращение в предложении; 3) формировать навыки постановки знаков препинания на письме при обращении, обучить звательной интонации, умению отличать обращение от подлежащих; 4) развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, воспитание любви и интереса к русскому языку и литературе.
Учебник: Русский язык для 5 классов.-Алматы: Атамура, 2010.
Оборудование: доска, наглядность «Схемы постановки знаков препинания при обращениях», раздаточный материал со сказкой о лисе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предложения с обращениями. »
Открытый урок в 5 классе.
Учитель: Мийманбаева Ф.Н.
Предложения с обращениями
Тип урока: урок-изучения и первичного закрепления знаний по новой теме.
Форма урока: - погружение в тему.
Цель урока: использование в устной и письменной речи обращения и грамотного его оформления.
Задачи: 1) повторить однородные члены предложения; 2) познакомить учащихся с понятием «обращение», рассмотреть способы их выражения и роль в предложении; научить находить обращение в предложении; 3) формировать навыки постановки знаков препинания на письме при обращении, обучить звательной интонации, умению отличать обращение от подлежащих; 4) развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, воспитание любви и интереса к русскому языку и литературе.
Учебник: Русский язык для 5 классов.-Алматы: Атамура, 2010.
Оборудование: доска, наглядность «Схемы постановки знаков препинания при обращениях», раздаточный материал со сказкой о лисе.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Опрос. - Двое учеников работают у доски с разбором предложений с однородными членами из домашнего задания, составляют схемы. - Что такое однородные члены предложения? - Что такое обобщающие слова при однородных членах предложения? - Как ставятся знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах предложения?
Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность. Это слово образовано сращением частицы пожалуй и старинного уважительного ста (той же основы, что и старый, старший)
IV Слово учителя. Обращение – это новое для вас понятие или нет? В каком классе вы знакомились с этим понятием? Сегодня мы узнаем много нового про обращение: значение, способ выражения, каким членом предложения является, позиция в предложении, расстановку знаков препинания, с какой интонацией произносится.
- Сейчас мы закроем глазки (чтобы сосредоточиться), прослушаем предложения, ответим на вопрос, какое слово в них общее?
Текст. - Таня, иди сюда - Таня, ты меня слышишь? - Милая Танечка, я не успею сделать уроки. - Она меня не слышит. Таня! Последний раз зову. Какое это слово? Зачем его произносят, как произносят, как можем назвать это слово? С какой интонацией?
Ответ. Это слово называет того, к кому обращаются с речью. Это может быть одно слово и несколько. Это обращение. Произносится со звательной интонацией, при произнесении делаются паузы, а на письме выделяют запятыми или восклицательным знаком. (работа со схемами: О, ,О, ,О.) Задача обращения – заставить собеседника слушать. Именно поэтому обращением являются имена, клички животных и т. д. Таким образом, что такое обращение? Как произносится? С какой интонацией? Как могут быть выделены на письме?
Обращение – вежливое, убедительное привлекает, побуждает, оживляет наше приятное общение. Поэт А. Косовский писал: Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться.
Ну-ка поработаем в парах, обратимся друг к другу со звательной интонацией, а после назовем слово, которое стало обращением. Работа всего класса по цепочке.
V Работа с учебником. Чтение стр. 65-66.
VI Закрепление. 1. Поучимся отличать обращение от подлежащего. Работа с предложениями. Запись в тетради. Текст. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи. – Муравьи – санитары леса. Ребята, пойдем на речку купаться. – Ребята идут на речку купаться. Сладко спи, моя красавица. - Сладко спит моя красавица.
VII Запись домашнего задания, упражнения № 170 на стр. 66. Домашнее задание аналогично выполненной работе.
Закрепление. 2. Учитель читает сказку, дети читают про себя вместе с учителем по листочкам. Задание. Написать схемы к предложениям с обращениями. Текст русской народной сказки. Лисица бежала от собак, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в норку, отдышалась и начала спрашивать: - Глазки, глазоньки, что вы делали? - Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели. - Ушки, ушки, что вы делали? - Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали. - Ножки, ноженьки, а вы что делали? - Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали. - А ты, хвостище, что делал? - Я по пням, по кустам цеплял и тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост! - Нате, собаки, ешьте мой хвост! Собаки ухватили лису за хвост и вытащили её из норы.
Закрепление 3. Прослушать притчу, выписать только обращения. Текст. Как-то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: - Скажи нам, старче, что делать, чтобы разбогатеть? Старец хитро прищурился и сказал: - Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете, а если нет, будете нищими. - Открой нам, отче! – вскричали юноши. - Рад бы, дети мои, да по старости своей забыл я его, - улыбнулся в усы старец, - потому вам лучше ни дня не оставаться без работы. Вопросы. О чем притча? Забыл ли этот день старец? Был ли этот день? Почему старец улыбался в усы? Чему нас учит эта притча?
Закрепление 4. Самостоятельная работа. Упражнение 171 на стр. 67.
IX Подведение итогов урока, выставление оценок. - О чем мы сегодня говорили? - Что такое обращение? - С какой интонацией произносится и как выделяется на письме? - Чему научились на уроке? - Чем урок был полезен, что нового открыли для себя? - Изменилось ли ваше настроение к концу урока или осталось прежним?
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
["file_id"] => string(6) "117439"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412786681"
}
}