kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Придаточные изъяснительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с придаточными изъяснительными предложениями. Попутно повторяют пройденное. В начале урока  учащиеся определяют цель работы.  . В начале урока дети заполняют оценочный лист, к которому могут обращаться в течение урока или сделать отметку в конце занятия. В течение всего урока ведется подготовка к ГИА. проводится исследовательская работа. К уроку прилагается презентация, помогающая лучше усвоить тему урока и организовать работу учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Придаточные изъяснительные »

Разработка урока русского языка в 9 классе учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 Любиной Н.В..

Тема. СПП с придаточным изъяснительным.

Цель урока:
Знакомство с придаточным изъяснительным предложением.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

-выявить особенности придаточного изъяснительного предложения

  • - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

  • - обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

  • - воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

  • - воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока - комбинированный (изучение нового материала и систематизация знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум

Оборудование урока: презентация, листок оценки знаний

Ход урока.

1. Объявление темы урока. Слайд 1

- Сегодня мы продолжим изучать сложноподчиненное предложение и познакомимся с придаточными изъяснительными предложениями.

2. Целеполагание.

- Чему мы должны будем научиться на этом уроке.

- Как вы думаете, какие знания из раздела синтаксиса нам могут пригодиться на уроке?

Дети называют. Затем берут листочек и отмечают, что из намеченного они знают +, не знают -, сомневаюсь полуплюс.

Знания и умения.

Начало урока.

Конец урока.


1. Что такое предложение.




2. Главные и второстепенные члены.




3. Какое предложение называется сложноподчиненным.




4. Как определить, главное предложение и придаточное.




5. Как определить вид придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.




6. На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное.




7. Какие союзы и союзные слова используют для связи в изъяснительных предложениях.












Проектор. Слайд 2

3. Исследование 1. Рассмотрите предложения и выявите, в чем их отличия.

Мне рассказали о новом доме на берегу залива.

Мне рассказали о доме, что построен на берегу залива.

Мне рассказали, что дом построен на берегу залива.

4. Опрос.

1. Предложение с придаточным определительным.

2. Простое предложение.

3. С придаточным изъяснительным.

4. Слово дом в дом в 1и 2 – дополнение. В третьем – подлежащее.

Вывод: придаточное изъяснительное сходно по вопросу с дополнением, значит их необходимо различать.

Проектор. Слайд 3



4. Исследование 2

Работа в парах. Определите вид придаточного и к какому слову относится придаточное определительное предложение.




1 ряд.

Он считал, что лгать стыдно.

Петр поинтересовался, что мне подарили.



2. ряд.

Девочки были рады, что они победили.

Все были уверены, что враг не пройдет.



3. Ряд.

Дети спорили о том, кто будет первым.

Отец рассказал о тех, кто помог ему в трудную минуту.


У доски учащийся разбирает предложение.

Я знаю, что совесть чувство нравственной оценки своего поведения.


5.Вывод по исследованию:

Изъяснительные предложения могут относиться к глаголу, краткому прилагательному, указательному слову.

6. Опрос учащегося у доски.


7. Закрепление материала по учебнику. Правило. Союзы и союзные слова.


8. Творческое задание. Продолжи предложение.

С. 76. Упр. 118.

Индивидуально. Упр. 117. 13-14 предл.


9. Проверка работы. Вопрос. Как определил вид придаточного.

Опрос у доски.

10. Домашнее задание с. 75, упр. 117, 1-10 предложения.


11. Исследование 3.

Прочитайте предложение. Посмотрите, чем они отличаются.


«Совесть — это наш внутренний судья», - писал Поль Анри Гольбах.


Поль Анри Гольбах считал, что совесть — это наш внутренний судья.


Вывод, придаточное изъяснительное заменяет прямую речь.


12.Замена прямой речи косвенной.


Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон


13. Словарная работа. Совесть.


Найти в представленном ниже тексте, что такое совесть.


14. Подготовка к ГИА.

Чтение текста. 1 и 2 абзац.


(1) Однажды в Индии богатый человек захотел иску­паться в бассейне, заполненном молоком. (2) Поздно вече­ром вышел указ о том, что каждый, кто принесет чашу мо­лока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету. (3) Вскоре к бассейну выстроилась очередь. (4) Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, а взамен получали золотую монету.

(5) Утром раджа вышел к бассейну, чтобы искупаться в молоке, и обнаружил, что бассейн заполнен простой водой. (6) Он понял, что его обманули. (7) Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду.

(8) Что такое совесть? (9) Существуют разные определе­ния совести. (10) Приведем некоторые из них. (11) "Со­весть — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и производить самооценку совершаемых по­сту пков". (12) "Совесть — чувство нравственной ответствен­ности за свое поведение перед людьми, обществом". (13) "Совесть — это голос Бога в нашей душе".

(14) Что же случилось с нашей совестью? (15) Конфлик­ты во всех сферах жизни, начиная от испорченных взаимо­отношений на личностном уровне до международных скан­далов.

(16) Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" — совесть — и пустил человека в самостоятельное "плавание".

  1. Этот "прибор" можно назвать голосом Бога внутри нас.

  2. Но отказавшись повиноваться Богу, мы попадаем в зону аномалий, когда этот прибор перестает работать ис­правно. (19) Совесть становится "резиновой", гибкой, при­спосабливающейся к обстоятельствам. (20) Ее невозможно измерить, по ней нельзя ориентироваться. (21) Предста­вим себе корабль, отправляющийся в плавание и управля­емый резиновым рулем, изгибающимся под ударами волн. (22) Вряд ли такой корабль доплывет до назначенного мес­та.

    1. Библия сообщает нам, что совесть может быть непо­рочной, доброй, чистой, а может быть немощной, осквернен­ной, порочной и даже сожженной.

    2. Какова моя совесть? (25) Беспокоит она меня или нет? (26) Заставляет ли она меня задумываться, что-то ме­нять?

(27) Кто-то успокаивает свою совесть: (28) "Завтра обязательно начну жить по-новому", или оправдывается: (29) "Пойми — обстоятельства". (30) Кто-то глушит совесть наркотиками, кто-то алкоголем, кто-то развлечениями. (31) Но настанет время, когда совесть выйдет из повиновения и взбунтуется. (32) Чем больше мы ее растягиваем, тем силь­нее она ударит. (По В. П. Коровицкому

Задания по тексту.

1. Найти СПП с придаточным изъяснительным. 1, 5, 6, 7.

-Как определили? Записать и разобрать 6 предложение.

2. У доски 1 ученик выписывает словосочетания со связью согласование.

Объясняет, как определить этот вид связи. Заменяем, где можно согласование управлением.

2 ученик выполняет морфемный разбор слов: обыкновенную и заполненный, объясняет правописание и различие.

3 ученик разбирает предложение.

(2) Поздно вече­ром вышел указ о том, что каждый, кто принесет чашу мо­лока и выльет в бассейн до утра, получит золотую монету.

15. Рефлексия. Учащиеся отмечают свои результаты и делают вывод, с какими знаниями они уйдут с урока.


Знания и умения.

Начало урока.

Конец урока.


1. Что такое предложение.




2. Главные и второстепенные члены.




3. Какое предложение называется сложноподчиненным.




4. Как определить, главное предложение и придаточное.




5. Как определить вид придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.




6. На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное.




7. Какие союзы и союзные слова используют для связи в изъяснительных предложениях.
















16. Итог урока. Оценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Придаточные изъяснительные

Автор: Любина Наталья Васильевна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(87) "razrabotka-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "189678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427009300"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными "
    ["seo_title"] => string(72) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "186930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426435880"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект-урока "СПП с придаточными изъяснительными""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_spp_s_pridatochnymi_iziasnitiel_nymi"
    ["file_id"] => string(6) "460145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519811360"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokarusskoghoiazykaslozhnopodchiniennoiepriedlozhieniiespridatochnymiziasnitielnym"
    ["file_id"] => string(6) "282835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453737287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства