Тема урока | Причастный оборот. |
Цели | Дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать умения обосновывать условия выбора знаков препинания для пунктуационного оформления причастного оборота на письме. |
Тип урока | урок общеметодологической направленности |
Планируемые результаты | личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку; |
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения |
предметные результаты: знать определение причастного оборота, случаи обособления причастного оборота; уметь пунктуационно оформлять причастный оборот |
Осн. понятия | Причастный оборот, обособление причастного оборота |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Ресурсы | http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; учебник, тетради, карточки, презентация. |
Автор УМК | Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Задание: продолжите фразу «Чтобы учение приносило радость, нужно …» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Л.: положительно относятся к учению, познавателн. деятельности; П.: осознают учебно-познавательную задачу. Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия |
Актуализация изученного и пробное учебное действие | Учитель организует работу по актуализации знаний. 1)Диалог взаимоопрос уч-ся по теме «Причастие» 2)Анализ предложения с объяснением у доски Задания: Прочитанная мною книга удивила меня сюжетом. Синтаксический разбор предложения; Морфемный, словообразовательный разбор слова: удивила Транскрипция слов: сюжет, меня 3) Инд. работа уч-ся по карточке 1 человек (дид. мат-л) | Выполняют задания, анализируют. Самостоятельно работают. | П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: обосновывают свою точку зрения. |
Создание проблемной ситуации | 1)Задание с объяснением у доски Задание: Сравните пунктуацию в двух предложениях Как бы вы объяснили постановку знаков препинания? Прочитанная мною книга удивила меня сюжетом – Книга, прочитанная мною, удивила меня 2) Взаимопроверка по образцу (слайд). 3)Диалог: почему не все смогли объяснить пунктуацию в предложениях? = не знаем правила пунктуации при причастном обороте | Уч-ся выполняют задания | Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Целеполагание | Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | П.: формирование предметных понятий Р.: планируют действия. К.: составляют высказывания |
Построение проекта выхода из затруднений | 1)Аналитическое задание: коллективная работа Задание: Вернемся к предыдущему аналитическому заданию. Посмотрите, как ученик графически объяснил знаки препинания в предыдущих предложениях Попробуйте «расшифровать» его графические обозначения, чтобы составить устный ответ 2)Составление алгоритма рассуждения коллективно! Алгоритм «Как пунктуационно оформить причастный оборот?» | Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Задают вопросы для уточнения информации Работают с материалом учебника | П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л.: проявление интереса к учению |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления 1)Изучение теоретического материала учебника: §9 стр. 35 Беседа: чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм? 2)Взаимообъяснения уч-ся по теме с использованием лингвистической терминологии = работа в парах. 3)Консультация учителя по вопросам уч-ся 4) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе | Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон. Задают вопросы для уточнения информации Работают с материалом учебника | П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний. К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Л.: проявление интереса к учению |
Физкультминутка | Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии | Выполняют физические упражнения | Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни |
Вторичное закрепление. Практическая работа по применению знаний | Учитель: создает условия для коллективной и инд. работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». 1)Аналитическое задание: упр. 64 коллективная работа с доской Индивидуальная работа на карточках (Проверка на экране!) Задание: проведите выборочное списывание – графический диктант: главное слово и причастный оборот графически объясните пунктуацию 2)Аналитическое задание: упр. 66 работа в парах с последующим обсуждением Задание: 3)Работа с текстом: упр. 68. коллективная работа Задание: Прочитайте текст Ю.Рябцева выразительно определите тему, идею, тип, стиль. Обоснуйте ответ укажите причастия в тексте 4) Творческое задание: редактирование «по цепочке» Задание: исправьте и запишите предложения, правильно расположив в них причастные обороты расставьте знаки препинания 5) Устный ответ на лингвистическую тему: упр. 69 работа в парах Задание: используя материал таблицы, составьте связный ответ о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом | Выполняют задания | Л.: участвуют в творческом процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия; Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Обобщение изученного на уроке Подведение итогов на уроке, выставление оценок Заключительная беседа на выявление степени восприятия уч-ся изученного | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Самооценка: как работал на уроке… Самоанализ: как я понял тему? | Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Домашнее задание | Учитель кратко комментирует д/з: § 9, термины Упр. 68 или 65 («3»), словарные слова. Индивидуальные задания: из учебника «Литература» выписать 6 предложений с ПО. | | |